Приостановление предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключаются в том, чтобы изучить проблемы теории, законодательного регулирования и практики приостановления предварительного следствия.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
 раскрыть правовую сущность института приостановления предварительного следствия.
 рассмотреть систему оснований приостановления предварительного следствия.
 изучить процессуальный порядок приостановления предварительного следствия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Правовая сущность института приостановления предварительного следствия 5
1.1. Предварительное следствие как форма предварительного расследования 5
1.2. Понятие и условия приостановления производства по уголовному делу 8
Глава 2. Система оснований приостановления предварительного следствия 11
2.1. Понятие, основания и сроки «приостановления предварительного следствия» 11
2.2. Проблемы оснований приостановления предварительного следствия 13
Глава 3. Процессуальный порядок приостановления предварительного следствия 22
3.1. Действия следователя после приостановления предварительного следствия 22
3.2. Взаимодействие следователя и органа дознания по приостановленным делам 26
Заключение 30
Список используемых источников и литературы 31

Файлы: 1 файл

Уголовный процесс, ч. 2.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Однако одним из примеров применения данного основания является нахождение лица, совершившего преступление, в другом государстве, отказывающем в его выдаче, когда сам подозреваемый или обвиняемый, умышленно уклоняясь от следствия или суда, не желает возвращаться в Россию. В данном случае, по нашему мнению, течение срока давности привлечения его к уголовной ответственности также должно приостанавливаться.18

Третий момент, на котором следует акцентировать внимание, - это определение (отсчет) начального момента приостановления срока давности привлечения к уголовной ответственности лица, уклоняющегося от следствия или суда. Это особенно важно при решении вопроса о возобновлении течения данных сроков с тем, что при их полном истечении в случаях, указанных в ч. 1 ст. 78 УК РФ, было принято законное решение об освобождении лица от уголовной ответственности.

Как мы ранее отмечали, уклонение лица от следствия или суда в большинстве случаев связано с его сокрытием. Следователь, дознаватель обязан предпринять все возможные процессуальные действия, направленные на установление места нахождения подозреваемого, обвиняемого. Следователь имеет право поручить розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление (ч. 1 ст. 210 УПК РФ).

Представляется, что официальным моментом приостановления срока давности в целях применения ч. 3 ст. 78 УК РФ следует считать дату вынесения следователем, дознавателем постановления об объявлении лица в розыск. В соответствии с ч. 2 ст. 208 УПК РФ розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. В связи с этим важным аспектом правоприменения является своевременность вынесения постановления об объявлении в розыск подозреваемого, обвиняемого. На наш взгляд, постановление об объявлении лица в розыск должно быть вынесено, как только будет установлено, что место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно.

При этом напомним, что при решении вопроса об освобождении лица от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, реализуемого прекращением уголовного дела на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, если в связи с уклонением такого лица от следствия или суда течение срока давности приостанавливалось, а затем возобновлялось в связи с его обнаружением (задержанием или его явкой с повинной), то следователь, дознаватель должен собрать доказательства того, что уклонение лица было связано с его умышленными действиями, совершаемыми с целью избежать привлечения к уголовной ответственности.19

На основании вышеизложенного представляется, что лицом, уклоняющимся от следствия и суда, когда такое поведение имеет уголовно-правовое последствие, предусмотренное ч. 3 ст. 78 УК РФ, является подозреваемый, обвиняемый или подсудимый, который официально уведомлен о наличии у него процессуального статуса (как минимум подозреваемого), но совершает умышленные действия с целью избежать привлечения к уголовной ответственности. При этом начальным моментом уклонения лица от следствия или суда и, следовательно, приостановления течения срока давности является юридический факт - дата вынесения постановления об объявлении подозреваемого, обвиняемого в розыск, а окончанием - дата составления соответствующего протокола (задержания указанного лица или явки его с повинной).

Таким образом, во второй главе курсовой работы уделяется внимание проблемным вопросам приостановления сроков давности в отношении лица, уклоняющегося от следствия или суда. Прежде всего, они связаны с пониманием, а точнее правовой оценкой, самого уклонения лица от следствия или суда, во-вторых, с определением такого лица, а в-третьих, с отсчетом начального момента приостановления срока давности привлечения к уголовной ответственности лица, уклоняющегося от следствия или суда.

 

 

 

 

Глава 3. Процессуальный порядок приостановления предварительного следствия

3.1. Действия следователя после приостановления предварительного следствия

 

Характер действий следователя после приостановления предварительного следствия непосредственно зависит от оснований приостановления. Однако во всех случаях на нем лежит обязанность уведомить о принятом решении заинтересованные стороны. Что касается других обязанностей следователя - принятия мер по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, установлению места нахождения и его розыску (пункты 1 и 2 части второй статьи 209 УПК РФ), - то нужно иметь в виду, что возможности их выполнения у следователя ограничены: раз производство следственных действий не допускается (часть 3 ст. 209 УПК РФ), действия следователя в данном случае сводятся в основном к наведению различных справок путем рассылки запросов по самым различным каналам связи. Основная работа в этом направлении ложится на плечи органов дознания, располагающих оперативно-розыскными средствами.

Одной из основных задач, решение которых позволит повысить уровень предварительного расследования, является организация взаимодействия следователя и оперативных работников, в том числе по делам, приостановленным за неустановлением виновных лиц.

Процессуальная деятельность и оперативно-розыскная деятельность, дополняя друг друга, позволяют устранять или минимизировать многочисленные трудности конфликтного, организационно-управленческого характера, препятствующие доказыванию обстоятельств уголовного дела.20

При взаимодействии оперативно-розыскная деятельность разведывательно-поискового и конспиративного характера сочетается с уголовно-процессуальной деятельностью следователя, имеющей преимущественно доказательственную направленность и реализуемой гласно.21

При приостановлении уголовного дела наступает временный перерыв в производстве предварительного следствия, в период которого по делу не проводится никаких следственных действий. Необходимо обратить внимание, что деятельность следователя в это время должна быть направлена в первую очередь на устранение обстоятельств, препятствующих продолжению следствия, и носить активный, но при этом непроцессуальный характер. Возложение на следователя обязанности осуществлять иные меры противоречило бы его роли и назначению в уголовном процессе. Значит, он должен в своей деятельности максимально использовать специфические (негласные) возможности органов дознания по производству оперативно-розыскных мероприятий, вместе с тем не привлекая их к выполнению не свойственных для них видов деятельности.

В то же время выявление и устранение обстоятельств, препятствующих продолжению расследования, - не единственное направление деятельности следователя. Вторым, также важным направлением является критический анализ следственных версий, которые были проверены до приостановления дела и не подтвердились, и выдвижение новых перспективных версий. Если же исходной информации для выдвижения версий недостаточно, необходимо составить совместный план работы, в который кроме оперативно-розыскных мероприятий органа дознания включаются непроцессуальные действия следователей (анализ аналогичных уголовных дел, использование данных криминалистических и иных учетов, постановка задач перед оперативными сотрудниками, привлечение средств массовой информации, изучение архивных материалов и т.д.).

Отметим, что по многим латентным преступлениям остается невыясненным, совершено ли конкретное преступление (преступления) организованной группой. По количеству лиц, участвовавших в совершении криминального деяния, можно судить о наличии группы лиц, а по показаниям потерпевших и свидетелей - о наличии предварительного сговора. Однако установить, что грабежи и разбои совершены организованной преступной группой, и выявить хотя бы в общих чертах структуру группы, что очень важно для раскрытия деликта (деликтов), удается далеко не всегда. Выявление этих обстоятельств по приостановленным делам, многие существенные обстоятельства которых неизвестны, - работа, требующая от следователя высокого профессионального уровня.

По приостановленным уголовным делам в результате производства оперативно-розыскных мероприятий устанавливаются определенные обстоятельства (задача на нахождение), которые в дальнейшем доказываются в ходе проведения следователем процессуальных действий (задача на доказывание). Более того, нередко следователи сами решают задачи на нахождение и доказывание, подчас параллельно или почти параллельно.

Так, по уголовному делу о разбойных нападениях на потерпевших С., З., В. и др., совершенных организованной преступной группой, возглавляемой неоднократно судимым П., следователь получил оперативные данные (результаты оперативного внедрения и наблюдения) на В., одного из членов этой организованной преступной группы (задача на нахождение). Сразу же после получения этих сведений следователь, проведя обыски, предъявление для опознания, допросы потерпевших, успешно решил задачу на доказывание.22

По приостановленным уголовным делам деление решаемых задач на задачи по нахождению и доказыванию более отчетливо, поскольку чаще всего их разделяет значительный временной промежуток. Например, расследуя уголовное дело о нападении на ювелирный магазин организованной преступной группы под руководством Т., следователь получил отрывочные и неполные оперативные данные о причастности членов этой преступной группы к разбойному нападению на супругов Ф., производство по которому было приостановлено. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь поручил органу дознания проведение дополнительных оперативно-розыскных мероприятий и, получив через несколько дней важные негласные сведения, возобновил производство по делу и доказал причастность обвиняемых и к этому преступлению.23

Остановимся на действиях следователя и органа дознания, предпринимаемых после приостановления предварительного следствия на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ (лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено).

Работа следователя по делу, приостановленному в связи с неустановлением виновных лиц, носит ярко выраженный поисковый характер. Она отличается от проведения предварительного следствия и дознания как по объему и содержанию конкретных задач, так и по методам.

Характер и содержание мер, которые может и должен принимать следователь по приостановленному делу о нераскрытом преступлении, в законодательстве не определены.

Такими мерами, как показывает следственная практика, чаще всего являются:

  • беседы с ранее допрошенными потерпевшими и отдельными свидетелями и получение от них новой информации путем установления доброжелательного психологического контакта;
  • личное ознакомление следователя с местом происшествия, если расследование по делу в свое время осуществлял не он, а другой сотрудник;
  • повторное уведомление других органов внутренних дел о нераскрытом преступлении с дополнительным сообщением об обстоятельствах совершения преступления, личности преступника, детальных приметах похищенного;
  • отправка запросов в определенные учреждения и организации с целью проверки отдельных обстоятельств дела, установления интересующих следователя лиц;
  • дача поручений оперативным работникам о проверке оперативно-розыскным путем обстоятельств дела, связанных с установлением преступника;
  • контроль сбыта похищенного имущества и иных объектов, имеющих значение для дела, в ломбардах, комиссионных магазинах, на вещевых рынках, вокзалах, в аэропортах и т.д., а также использование учетов органов внутренних дел;
  • выявление и изучение уголовных дел как о раскрытых, так и о нераскрытых преступлениях, совершенных аналогичным способом;
  • изучение дел о преступлениях, вновь совершенных на территории, обслуживаемой данным органом внутренних дел;
  • изучение информации, собранной по другим аналогичным делам, по которым преступники установлены и возможна связь с приостановленным уголовным делом (оперативная разработка обвиняемых);
  • максимальное использование сведений, содержащихся в криминалистических, розыскных и иных учетах, а также в экспертно-криминалистических коллекциях.24

 

 

3.2. Взаимодействие следователя и органа дознания по приостановленным делам

 

Важными условиями эффективного взаимодействия следователя и оперативных работников по приостановленным делам являются: систематический обмен полезной информацией; совместное планирование; совместное выдвижение версий (следственно-оперативных); взаимные консультации и обсуждение результатов совместных действий; совместная информационно-аналитическая работа и др.

По поручению следователя оперативные работники выполняют следующие виды деятельности:

  • выявление новых лиц, которым известны существенные для дела обстоятельства;
  • установление лиц, которые могли быть причастны к совершению данного нераскрытого преступления;
  • проверка оперативно-розыскным путем версий о причастности этих лиц к преступлению;
  • розыск похищенного имущества;
  • поиск преступника по способу действий (преступному почерку);
  • взаимодействие с сотрудниками исправительно-трудовых учреждений для установления личности преступника;
  • помощь следователю в выяснении места пребывания выехавших потерпевших, заподозренных или подозреваемых, важных свидетелей по делу, содействие в получении от них образцов для сравнительного исследования;
  • активный розыск известных, но скрывшихся от следствия преступников по другим делам, совершавших криминальные деяния, совпадающие по способу, территориальным и временным параметрам, с целью последующей их проверки на причастность к нераскрытым преступлениям;
  • проверка оперативно-розыскными мерами правдивости показаний заподозренных и наиболее важных свидетелей по приостановленному делу.25

Хотелось бы отметить, что часто следователь ограничивается лишь минимальными необходимыми следственными действиями по нераскрытому преступлению, после чего дело приостанавливается по п. 1 ч. 1 ст. 208  
УПК РФ. Причинами этого могут быть необходимость больших затрат сил и времени следователя, психологический барьер, возникающий в связи с проблемными ситуациями по делу, которые представляются следователю непреодолимыми, отвлечение на дела, по которым требуется провести неотложные следственные действия. Но еще более значительным препятствием для успешного раскрытия преступлений и преодоления трудностей является психология безнадежности и неверия в возможности раскрытия преступления, которые возникают у многих следователей. Иногда в процессе раскрытия преступлений между следователем и оперативным сотрудником (сотрудниками) появляются трения в связи с тем, что каждый из них считает другого виновным в неудачном расследовании дела.

Информация о работе Приостановление предварительного расследования