Принципы организации и деятельности прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры в Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Содержание работы

Введение
Принципы организации и деятельности прокуратуры
Процессуальный статус прокурора
Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела
Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии
Участие прокурора в судебном следствии
Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Заключение
Список использованной литературы и нормативно правовых актов

Файлы: 1 файл

274437.rtf

— 319.90 Кб (Скачать файл)

- истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу38.

5. Полномочия, урегулированные иными правовыми нормами (ст. 37 УПК, ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», приказами Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207).

Прокурор вправе проверять:

а) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения;

б) законность и обоснованность решений о проведении или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленных условий и порядка их проведения, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;

в) соблюдение обязательности регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела и материалы;

г) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение недопустимости применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

д) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков и прекращении ведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, руководителю следственного органа, органа дознания или в суд;

е) соблюдение определенного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечня оперативно-розыскных мероприятий;

ж) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на которые даны судом.

Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов;

з) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электронной, электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в экстренном режиме39.

К полномочиям прокурора при осуществлении им проверки и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих ОРД, следует относить такие формы и методы прокурорской деятельности, как:

1) ознакомление с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и объективности проведения ОРМ;

2) дача письменных указаний об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, расширении их комплекса либо требования их прекращения;

3) отмена необоснованных постановлений органа дознания, следователя о возбуждении уголовного дела, вынесенных в соответствии со ст. 146 УПК РФ;

4) направление в суд жалоб, проверка которых относится к исключительной компетенции судей;

5) требование письменных объяснений от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допускающих нарушение закона при проведении ОРМ;

6) опротестование противоречащих закону приказов и указаний руководителей органов, осуществляющих ОРД;

7) внесение представлений по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов с выражением требования отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок;

8) при обнаружении признаков преступления проведение проверок в соответствии с требованиями ст. 144 УПК РФ и принятие соответствующих решений (п. 9 Приказа Генерального прокурора № 207).

Таким образом, законодателем предусмотрен последовательный комплексный подход к реализации прав граждан как в виде их соблюдения со стороны субъектов ОРД, так и путем использования лицами права на защиту, применения (восстановления) прав вышестоящими органами, органами прокуратуры и судом, включая привлечение виновных к соответствующей ответственности.

 

 

Заключение

 

В ходе исследования вопросов поставленных в данной работе, я пришла к следующим выводам:

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются централизация, независимость, законность, гласность, рассмотренные в данной работе.

Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия прокурор с одной стороны обязан добиваться, чтобы ни один гражданин не подвергся незаконному и необоснованному уголовно-процессуальному принудительному воздействию, а с другой стороны, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности. Поэтому задачи прокурорского надзора в сфере деятельности органов дознания и предварительного следствия носят двоякий характер и равнозначны по своему значению. Первая состоит в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению всяких нарушений закона (прокурорский надзор), от кого бы они ни исходили. Вторая задача заключается в принятии мер (уголовное преследование), направленных на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление.

Уголовное преследование прокуратуры - это процессуальная и организованная деятельность обвинителя, направленная на привлечение к уголовной ответственности предполагаемого виновника преступления, собирание обвинительных доказательств на досудебной подготовке материалов уголовного дела, обеспечение интересов обвинения в ходе судебного контроля на стадии предварительного расследования, и доказывание вины подсудимого в суде, как первой инстанции, так и в вышестоящих инстанциях, а также, на реализацию наказания в отношении осужденного по приговору суда.

Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых указанными органами.

Так как прокурорский надзор за исполнение законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, касается исключительно их уголовно-процессуальной деятельности, то и полномочия прокурора в этой сфере определены УПК. Закон обязывает прокуроров строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности, а предъявление обвинения осуществлялось в точном соответствии с установленным процессуальным порядком.

Рассмотренные в данной работе, полномочия прокурора являются уголовно-процессуальными средствами прокурорского надзора и обеспечивают возможность активного и действительного надзора за соблюдением законности в деятельности органов дознания и органов предварительного следствия. При выявлении нарушений законности органами дознания предварительного следствия, допущенных при производстве по уголовному делу, прокурор обязан применять средства и способы прокурорского реагирования, направленные на их устранение.

Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными и подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Обжалование данных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ (ч. 3 ст. 38).

Неисполнение указаний прокурора следователем, дознавателем, а равно иными должностными лицами является нарушением закона и может повлечь дисциплинарную ответственность виновных должностных лиц.

 

 

Список использованной литературы и нормативно правовых актов

 

Нормативно правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации // "Российская газета" от 25 декабря 1993 года.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г.

3. Федерального закона РФ "О прокуратуре РФ" //Консультант Плюс.

4. Приказ Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 года № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»// Консультант Плюс.

5. Приказ председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 г. №5 «О мерах по организации процессуального контроля»// Консультант Плюс.

Литература:

1. Айвар Л.К., Ахтырская Н.Н., Бордиловский Э.И. Уголовный процесс. М.;2007.

2. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. М. 1985.

3. Борзов В. Гласность и тайна в уголовном судопроизводстве //Российская юстиция. 2002. №2.

4. Божьев М.И.Уголовный процесс. М.; 2004.

5. Винокурова М.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М.; 2008.

6. Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. М., 2008 .

7. Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. М.; 2008.

8. Мартемьянов В.К. Подследственность прокуратуры // Законность 2003 № 9.

9.Осипкин В.Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. СПб.; 2001.

10. Петрухин И.Л. Уголовно - процессуальное право Российской Федерации. М.; 2006.

11. Поляков М.П. Прокурорский надзор. М.; 2009.

12. Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М.; 2007.

13. Скворцов К.Ф. Эффективность прокурорского надзора. М.; 1977.

14. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.; 2006.

15. Сухарев А.Я. Российский прокурорский надзор. М.; 2001.

16. Трикс А.В. Справочник прокурора. СПб.; 2007.

17. Чернов Р.П. О фигуре и статусе прокурора в уголовном процессе //Адвокат.№ 12.2005.

18. Чувилев И.Л.Прокурорский надзор Российской Федерации. М.; 2003.

19. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. М.; 2001.

1 ч. 2 ст.1 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" // Консультант Плюс.

2 ч. 1 ст. 37 УПК РФ //"Рос. газета" от 22 дек. 2001.

3 ст. 4 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" // Консультант Плюс.

4 См.: Мартемьянов В. Подследственность прокуратуры.// Законность. 2003. №. 9.

5 ст. 11 КРФ//"Рос. газета" от 25 дек. 1993.

6 п. 2 ст. 4 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" // Консультант Плюс.

7 п. 1 ст. 5 См.: там же.

8 См.: Правоохранительные органы РФ: учебник/ под ред. В.П. Божьева. М.; 1999 С. 317

9 п. 6 ст. 12 См.: там же.

10 ст. 2 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" // Консультант Плюс.

11 См.: Прокурорский надзор РФ: Учебник /Под ред. А. А. Чувилева. М.; 2003.С.354.

12 См.: Скворцов К.Ф.  Эффективность прокурорского надзора. М.; 1977. С. 84.

13 См.: Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М.; 2001. С.12.

14 ч. 2 ст. 29 УПК РФ//"Рос. газета" от 22 дек. 2001.

15 ч. 4 ст. 96, ч. 3 ст. 183 См.: там же.

16 п. 10 Приказа председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 г. №5 «О мерах по организации процессуального контроля»// Консультант Плюс.

17 См.: Российский прокурорский надзор. Учебник для ВУЗов  / Под ред. А. Я. Сухарева. М.; 2001. С. 60.

18 ст. 164 УПК РФ//"Рос. газета" от 22 дек. 2001.

19 ч. 6 ст.166 См.: там же.

20 п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ//"Рос. газета" от 22 дек. 2001.

21 См.: Уголовный процесс. Учебник. / Под ред. В. П. Божьева. М.; 2004. С. 117 - 118.

22 См.: Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М.; 2001. С.38.

23См.: Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М.; 2007.С.64.

24 п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ//"Рос. газета" от 22 дек. 2001.

25 п. 9 ч. 2 ст. 37. См.: там же.

26 См.: Борзов В. Гласность и тайна в уголовном судопроизводстве //Российская юстиция. 2002. №2. С.21.

27 См.: Чернов Р.П. О фигуре и статусе прокурора в уголовном процессе //Адвокат. № 12.2005.С.47.

28 См.: Айвар Л.К., Ахтырская Н.Н., Бордиловский Э.И. Уголовный процесс. М.;2007. С.127.

29См.:  Уголовный процесс. Учебник. / Под ред. В. П. Божьева. М.;  2004. С. 150.

30См.: Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. М.; 1985. С.19.

31 См.: И.Л. Петрухин Уголовно - процессуальное право Российской Федерации. М.; 2006. С. 74.

32См.: Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.; 2006. С.82.

33 См.: Прокурорский надзор: курс лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. М.; 2009. С. 76.

34 См.: Трикс А.В. Справочник прокурора. СПб.; 2007. С.69.

35 См.: Курс прокурорского надзора / Под ред. Коробейников Б.В. М.; 2008. С. 73.

36 п. 5 Приказа Генерального прокурора № 207// Консультант Плюс.

37См.: Осипкин В.Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. СПб.; 2001. С. 29.

Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры