Принципы деятельности прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:08, реферат

Описание работы

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Содержание работы

Введение
1 Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь
2 Принципы единства и централизации органов прокуратуры
3 Принцип законности. Осуществление прокурорами полномочий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и другими законами
4 Принцип независимости в деятельности прокуратуры
5 Принцип равенства всех граждан перед законом
6 Принцип взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами в деле укрепления законности и правопорядка
7 Принцип гласности в деятельности органов прокуратуры
8 Принцип обязательности исполнения требований прокурора
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.71 Кб (Скачать файл)

Как вмешательство  в осуществление прокурорского  надзора, расследование преступлений следует рассматривать обращения  должностных лиц, депутатов, представителей средств массовой информации к прокурору  и следователю с требованием  предоставить информацию, составляющую следственную или иную служебную  тайну, выполнить или не совершать конкретные надзорные, следственные действия либо совершить их определенным образом вопреки интересам соблюдения законов, установления истины, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения или преступления.

Воспрепятствование  проявляется в недопущении прокурора  или следователя на территорию или  в помещения поднадзорных органов  и организаций, в ограничении  доступа к их документам и материалам, непредоставлении документов и материалов по запросам, предоставлении фальсифицированных данных, в невыделении специалистов и экспертов, отказе или умышленном затягивании проведения по поручению прокурора проверок, ревизий, искусственном создании причин неявки по вызову для дачи объяснений и показаний.

Для преодоления  воспрепятствований в различной форме служебной деятельности прокурорских и следственных работников следователями используется вся совокупность правовых средств и иных возможностей, определенных в законе: принудительный привод, выемка, использование помощи органов милиции, иных сил обеспечения правопорядка, привлечение к ответственности за отказ отдачи показаний, дачу заведомо ложных показаний (ст. 401,402 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)), возбуждение производства об административном правонарушении, привлечение к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора, иные предусмотренные законом и вызывающиеся обстоятельствами меры.

Воспрепятствование  служебной деятельности прокурора  или следователя прокуратуры  либо требование принятия ими неправомерного решения при наличии признаков  преступления влечет уголовную ответственность.

Лицам, которым  стала известна информация о ходе и результатах проверки и предварительного следствия (в том числе участники  проведения проверочных (надзорных) и  следственных действий), предупрежденные  прокурором или следователем о недопустимости разглашения этих данных, несут установленную  законом ответственность.

Принцип независимости  организации и осуществления  надзора имеет важнейшее государственное  и политическое значение, так как  только при последовательном соблюдении этого принципа прокуратура может  достичь поставленных перед ней  государством целей и решить задачи. Принцип независимости органов  прокуратуры от местных органов  власти закреплен в ст. 127 Конституции  Республики Беларусь и в ст. 8 Закона о прокуратуре. Независимость органов  прокуратуры от местных органов  обеспечивается прежде всего следующими условиями:

а) установлением  централизации и строгой подчиненности;

б) порядком подбора  и расстановки кадров прокуроров и следователей;

в) подотчетностью Генерального прокурора только Президенту страны.

Каждый прокурор при выполнении возложенных на него функций выступает как представитель  центральной прокурорской власти, при  принятии решения он руководствуется  только законом и приказами Генерального прокурора. Одним из условий, обеспечивающих независимость прокуроров от местных  органов власти, является материально-техническое  обеспечение этих органов.

Местные органы прокуратуры  не зависят от бюджета местных  органов, они обеспечиваются централизованно. Генеральный прокурор Республики Беларусь является держателем кредитов и штатной  численности.

Смета расходов на заработную плату работникам прокуратуры, техническое обеспечение прокуратур утверждается по представлению Генерального прокурора Правительством Республики Беларусь. Фонд заработной платы выделяется Генеральным прокурором областным  прокурорам, которые, в свою очередь, распределяют его между нижестоящими прокурорами. Финансирование органов  военной прокуратуры и их материально-техническое  обеспечение производятся отдельной  строкой в бюджете через Министерство обороны Республики Беларусь.

Генеральный прокурор выделяет подчиненным прокурорам автомобильный  транспорт, криминалистические и иные технические средства, утверждает штаты и смету расходов на строительство необходимых помещений и т.д.

Одним из составляющих принципа независимости является политическая независимость прокурора — запрещение прокурорам заниматься политической деятельностью  и в своей служебной деятельности не быть связанным решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели.

Независимость органов  прокуратуры не означает отрыва прокуроров от местных органов власти и управления. Организационные мероприятия по надзору и в целом по укреплению законности прокуроры осуществляют в тесном контакте с центральными и местными органами представительной и исполнительной власти.

Гарантией соблюдения этого принципа является ст. 8 Закона о прокуратуре, закрепившая недопустимость вмешательства в осуществление  прокурорского надзора.

Прокуроры не обязаны  давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве материалов, а также предоставлять их кому

бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством.

Осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением  законов, прокуроры принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и  привлечению виновных к ответственности.

5 Принцип равенства всех граждан  перед законом

Согласно ст. 22 Конституции  все равны перед законом и  имеют право без всякой дискриминации  на равную защиту прав и законных интересов.

Прокурор принимает  предусмотренные Законом о прокуратуре  меры по пресечению нарушений законодательства от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности  лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан  и юридических лиц.

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных  государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах, и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств.

6 Принцип взаимодействия органов  прокуратуры с другими правоохранительными  органами в деле укрепления  законности и правопорядка

В условиях расширяющихся  гласности и демократии органы прокуратуры, как и другие государственные  органы, в том числе правоохранительные, не могут работать изолированно от общественности, ее органов, трудовых коллективов.

Практика подтверждает, что прокурор не сможет успешно выполнить  возложенные на него обязанности  по укреплению законности и правопорядка, если не будет координировать свою деятельность с местными органами государственной  власти и управления, общественными  объединениями и трудовыми коллективами, опираться на активную помощь граждан  в деле укрепления законности и правопорядка.

Принцип взаимодействия и координации закреплен в  ст. 12 Закона о прокуратуре. Особенно активным должно быть взаимодействие прокуратуры с Советами депутатов  и местными исполнительными и  распорядительными органами (исполкомами, администрациями), правоохранительными  органами, трудовыми коллективами и  гражданами.

Принимая меры по обеспечению охраны общественного  порядка и борьбе с правонарушениями, прокурору необходимо установить тесное взаимодействие с органами власти и  управления, чаще практиковать совместные проверки исполнения законов на предприятиях, в организациях, учреждениях, регулярно  информировать местные органы о  состоянии законности на их территории, вносить конкретные предложения  об улучшении этой работы, всемерно использовать помощь актива общественности в предупреждении и расследовании  преступлений, выявлении лиц, извлекающих нетрудовые доходы, алкоголиков и наркоманов. Вместе с тем прокурорам надлежит при анализе состояния законности на соответствующей территории использовать материалы местных органов власти и управления о результатах проверки хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Координация осуществляется в целях наиболее эффективного решения  задач по борьбе с преступностью  и укрепления законности и правопорядка путем разработки и осуществления  согласованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие  и предупреждение преступлений, устранение причин, способствующих их совершению.

Основными направлениями  координационной деятельности правоохранительных органов являются:

– совместный всесторонний анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование  тенденций, а также анализ деятельности по выявлению, расследованию, предупреждению и пресечению преступлений для определения  основных направлений борьбы с преступностью;

– выполнение республиканских  программ по борьбе с преступностью;

– разработка совместно  с другими государственными органами, а также научными учреждениями мероприятий  и предложений по предупреждению преступлений;

– подготовка и  направление информации по вопросам борьбы с преступностью Президенту Республики Беларусь, Национальному  собранию и Правительству Республики Беларусь, а также органам местного самоуправления;

– обобщение по согласованной программе практики применения законов по борьбе с преступными  проявлениями и подготовка предложений  по улучшению правоохранительной деятельности;

– разработка предложений  по совершенствованию правового  регулирования деятельности по борьбе с преступностью;

– обобщение практики исполнения международных договоров  и соглашений с зарубежными странами и международными организациями  по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработка  соответствующих предложений;

– изучение практики координации действий правоохранительных органов, распространение их положительного опыта.

В координации деятельности по борьбе с преступностью участвуют  органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы Комитета государственной  безопасности, налоговые органы, а  также иные государственные органы, наделенные функциями дознания или  предварительного следствия, а также  процессуального надзора (контроля) за соблюдением законов при их осуществлении.

Координация осуществляется на основе:

– соблюдения законности;

– равенства всех участников координационной деятельности в постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций;

– самостоятельности  каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему  законодательством Республики Беларусь полномочий при выполнении согласованных  решений, рекомендаций и мероприятий;

– гласности в  той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства о  защите прав и свобод человека и  гражданина, государственной и иной охраняемой законом тайны;

– ответственности  руководителей каждого правоохранительного  органа за выполнение согласованных  решений.

Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах:

– проведение координационных  совещаний руководителей правоохранительных органов;

– текущий обмен  информацией по вопросам борьбы с  преступностью;

– совместные выезды в регионы для проведения согласованных  действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам  в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

– создание следственно-оперативных  групп для расследования конкретных преступлений;

– проведение совместных целевых мероприятий по выявлению  и пресечению преступлений и условий, способствующих их совершению;

– взаимное использование  возможностей правоохранительных органов  в повышении квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций, оказание взаимной помощи в обеспечении  собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью  по основаниям и в порядке, предусмотренных  законом;

– издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и ориентировок, иных организационно-распорядительных документов;

– издание совместных бюллетеней (сборников) и других информационных документов по обмену опытом деятельности по борьбе с преступностью;

– разработка и  утверждение согласованных полугодовых, а при необходимости – перспективных  планов координационной деятельности.

Прокурор обязан систематически информировать органы государственной власти и управления о состоянии законности, структуре  и динамике преступности. Прокурор принимает участие в работе комиссии по соблюдению законности, наблюдательной комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних при местных исполнительно-распорядительных органах. Своим участием в их работе он предупреждает принятие незаконных и необоснованных решений. Это не исключает права прокурора принести протест на решение этих комиссий, если они не соответствуют или  противоречат закону.

В борьбе с нарушениями  законности органы прокуратуры взаимодействуют  с Комитетом государственного контроля, контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Республики Беларусь, учреждениями Национального банка и других государственных банков, Госстандарта, департаментом государственной  инспекции труда, инспекцией по качеству товаров и другими контролирующими  органами.

Такое взаимодействие особенно эффективно в борьбе с нарушениями  законов об охране государственной  собственности, законодательства о  труде и охране труда, с бесхозяйственностью.

Информация о работе Принципы деятельности прокуратуры