Преступления не связанные с лишением свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

Среди основных направлений уголовной политики, на наш взгляд, нужно особенно отметить настоятельную потребность в реконструкции законодательства в сфере борьбы с преступностью и устранение пробелов, связанных с регламентацией отдельных уголовно-правовых институтов. В этой связи многие авторы неоднократно обращали внимание на необходимость усовершенствования системы наказаний в русле проводимого реформирования уголовного законодательства. Однако все немногочисленные предложения в этом направления можно свести к тезису об отсутствии взаимосвязи

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и особенности построения системы наказаний в Российском уголовном праве…………………………………………………………………..5
История возникновения и развития альтернативных мер наказания……...5
Проблемы реализации международных стандартов при применении наказаний, не связанных с лишением свободы в Российской Федерации……………………………………………………………………..8
Глава 2. Применение наказаний, не связанных с лишением свободы……….13
Обязательные работы………………………………………………………..13
Исправительные работы……………………………………………………..16
Сравнительная характеристика обязательных и исправительных работ…………………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Pavel_UIP.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Применение наказаний, не связанных с лишением свободы

2.1 Обязательные  работы

Обязательные работы - это  основной вид наказания, который  назначается трудоспособным лицам  и заключается в неоплачиваемом выполнении в свободное от оплачиваемой работы или учебы время общественно-полезных, необходимых в районе жительства осужденного физических работ, предоставляемых  органами местного самоуправления, и  исполняется уголовно-исполнительными  инспекциями в течение определенного  судом времени6.

Обязательные работы - наказание, не связанное с изоляцией осужденного  от общества, поэтому элементы кары не достигают в них той остроты  проявления, как при осуждении, например, к лишению свободы или аресту7.

Во-первых, обязательные работы сами по себе не влекут никакого ограничения  осужденного в его личной свободе, в том числе и свободе передвижения по стране, чем существенно отличаются от таких видов наказания, как  лишение свободы, арест или ограничение  свободы.

Срок обязательных работ  исчисляется в часах, в течение  которых осужденный отбывал обязательные работы. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. 

 

Во-вторых, элемент кары при осуждении к обязательным работам состоит в некоторых изменениях в правовом положении осужденных, содержащихся в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве.

Труд, выполняемый осужденными  при отбывании наказания, носит  принудительный характер. Это означает, что:

а) осужденный обязан отработать на пользу общества указанное в приговоре  количество часов;

б) трудоустройство осуществляется в принудительном порядке.

в) трудовая деятельность при  отбытии обязательных работ будет  осуществляться по приговору суда в  течение определенного времени  с целью трудового воспитания в духе уважения к закону и общественным интересам;

г) злостное уклонение от работы влечет за собой применение санкции.

В-третьих, карательный элемент в обязательных работах состоит в том, что данные работы выполняются бесплатно. Нельзя не согласиться с В.Д. Филимоновым, который подчеркивает, что бесплатность труда осужденного является определяющей особенностью обязательных работ8. В отличие от исправительных работ, исполнение которых предусматривает удержание части заработка лица, подвергающегося наказанию, обязательные работы осуществляются без начисления осужденному заработной платы.

Бесплатность труда при  исполнении обязательных работ направлена на формирование у осужденного уважения к обществу, общественным интересам. Поэтому в ст.49 УК РФ говорится о бесплатном труде не в пользу конкретных лиц или организаций, пострадавших от преступления, а "в пользу общества".

Обязательные работы предусмотрены  в основном за преступления небольшой  и реже средней тяжести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Исправительные работы

Уголовный кодекс РФ, так  же как и прежний УК, не отражает все правоограничения, входящие в  содержание исправительных работ. Уголовно-исполнительный кодекс РФ не только содержит ряд новых  правоограничений. усиливающих карательную  сторону исправительных работ, но и  сужает объем правоограничений, закрепленных в УК РФ.

Содержание исправительных работ заключается в выраженной отрицательной опенке поведения  лица со стороны государства; в продолжительности  наказания, установленном приговором суда, в пределах от двух месяцев  до двух лет; в удержании части  заработной платы в доход государства  в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов; в запрете увольнения осужденного с работы по собственному желанию, без разрешения в письменной форме уголовно - исполнительной инспекции; в обязанности осужденного трудоустроиться  самостоятельно, либо встать на учет в  органах службы занятости; в удержании  части пособия по безработице  осужденных, состоящих на учете в  органах службы занятости; в удержании  части ежемесячных страховых  выплат по обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний; в исчислении пособия  по временной нетрудоспособности из заработной платы осужденного за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда; в  установлении обязанностей и запретов, предусмотренных ст.41 Уголовно-исполнительного  кодекса РФ; в наличии состояния  судимости в течение 1 года после  отбытия наказания.

Исправительные работы в  соответствии с ч.1 ст.50 УК РФ устанавливаются  на срок от двух месяцев до двух лет  и отбываются осужденным, не имеющим основного места работы в месте жительства осужденного, исправительные работы могут быть назначены лицу в пределах, указанных в данной норме и в отличие от прежнего УК РСФСР 1960 г., который в ст.27 устанавливал, что исправительные работы отбываются по месту работы осужденного и в иных местах, определяемых органами, ведающими применением исправительных работ, но в районе жительства осужденного исправительные работы отбываются только по месту работы.

Думается, исправительные работы, рассчитанные на применение в обществе социалистического типа, в настоящее  время нецелесообразно применять  широко. По нашему мнению, этот вид наказания  в будущем целесообразнее всего  было бы сохранить в качестве разновидности  штрафа. В отличие от штрафа, предусмотренного ст.46 УК РФ, который является одноактным наказанием, исправительные работы уже  сейчас, но своей сути являются штрафом в "рассрочку". В качестве такового его и надо было бы закрепить в УК РФ, а назначать лицам, которые не в состоянии заплатить указанную в приговоре сумму сразу, либо для достижения целей наказания на них необходимо, по мнению суда, будет оказывать длительное карательное воздействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Сравнительная характеристика  обязательных и исправительных  работ

Говоря об исправительных работах, необходимо подчеркнуть, прежде всего, их отличие от обязательных работ. Мы согласны с А.И. Бойко, который справедливо указывает: "Заметно значительное сходство обязательных и исправительных работ - обязательность труда в период наказания, материальные потери, исполнение одним и тем же органом, назначение только как основного наказания"9.

Оба рассматриваемых вида наказания являются продуктом исторического  развития принудительных работ. Даже названия их схожи, их объединяет слово "работы", которое подчеркивает роль общественно  полезного труда как материальной основы отбывания наказания и  как мощного воспитательного  фактора. Общими чертами этих наказаний  можно назвать следующие:

1)Они назначаются только в качестве основного наказания.

2)Они относятся к наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием. Без труда, как обязательные работы, так и исправительные немыслимы. Следовательно, они не могут назначаться нетрудоспособным гражданам.

Исполнение как обязательных, так и исправительных работ отнесено к ведению одного органа - уголовно-исполнительных инспекций по месту жительства осужденного.

Еще в 1988 году некоторые ученые начали высказывать мысль о необходимости  введения работ на публичные цели, которые будут заключаться в  выполнении осужденным под надзором бесплатных работ на общественные цели в свободное от работы время, в выходные и праздничные дни. Общественные работы предлагалось закрепить в законодательстве как разновидность исправительных работ10. Однако законодатель не пошел по этому пути, обоснованно закрепив обязательные работы как самостоятельный вид наказания.

Существенные различия между  обязательными и исправительными  работами позволяют говорить о самостоятельности  этих видов наказаний, а не о различных  вариантах одного и того же наказания.

Во-первых, исправительные работы исполняются по месту основной работы осужденного. УК РФ сохранил лишь один вид этого наказания, упразднив  исправительные работы в местах, определяемых органами, ведающими исполнением  этого вида наказания. Законодатель допускает возможность назначения исправительных работ и безработным  гражданам.

Во-вторых, работы, выполняемые  осужденными к обязательным работам, должны обладать определенными качествами: быть общественно полезными, непрестижными, тяжелыми и т.д.

В-третьих, исправительные работы являются имущественным наказанием. В соответствии с ч.2 ст.50 УК, из заработка  осужденных к исправительным работам  производятся удержания в доход  государства в размере, установленном  приговором суда, в пределах от 5 до 20 процентов. С утратой работами, выполняемыми осужденными к этому  виду наказания, исправительного характера  имущественные ограничения становятся основным карательным элементом  исправительных работ, превращая их в "штраф в рассрочку".

В-четвертых, сроки отбывания  рассматриваемых наказаний, а также  порядок их исчисления существенно  разнятся. Сроки исправительных работ  более продолжительны, то есть этот карательный элемент в исправительных работах более суров, чем в обязательных работах. В соответствии с ч. I ст.50 УК РФ исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются, но месту работы осужденного. Таким образом, осужденный к исправительным работам будет дольше отбывать наказание, но у него останется больше времени на ежедневный отдых, поскольку обязательные работы должны отбываться в свободное от основной работы время.

В-пятых, различна правовая регламентация права на отпуск осужденных к исправительным работам и осужденных к обязательным работам. В соответствии с ч.6 ст.40 УИК в период отбывания  исправительных работ осужденному  администрацией организации, в которой  он работает, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией предоставляется ежегодный  оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней.

Таким образом, поскольку  обязательные работы и исправительные работы имеют различную социально-экономическую  и уголовно-правовую характеристику, очень важно будет с введением  в действие обязательных работ в  целях наиболее их эффективного применения в каждом конкретном случае правильно  выбирать вид наказания с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате ученые приходят к выводу о том, что в пределах различных исторических периодов развития российского уголовного законодательства и даже в условиях действия одной и той же правой системы наблюдается существование единой системы уголовных наказаний, хотя с еще и слабо развитой структурой.

Реализация выводов и  предложений будет способствовать развитию научных представлений  об институте наказания и повышению эффективности уголовно-правовой борьбы с преступностью посредством совершенствования системы наказаний.

1. В уголовном законе  следует дать сравнительную оценку  отдельных видов наказаний с  учетом различий в соответствующих  сроках. В целях устранения существующего  пробела было бы правильно,  чтобы законодательная оценка  сравнительной суровости отдельных  видов наказания получила более  обстоятельную регламентацию в  специальной правовой норме, названной,  к примеру: "Сравнительная суровость  различных видов наказания".

2. В уголовном законодательстве  не урегулирован вопрос о включении  времени отбывания обязательных  работ в трудовой стаж осужденного.  В юридической литературе встречается  мнение о том, что это время  в стаж включать не следует.

3. В российском законодательстве  не урегулирован вопрос о порядке  исчисления срока наказания по  совокупности, если за одно из  преступлений назначен штраф,  а за другое обязательные работы. Между тем теоретически такая  ситуация вполне возможна.

4. По мнению ученых, исправительные работы в будущем целесообразнее всего было бы сохранить в качестве разновидности штрафа. В отличие от штрафа, предусмотренного ст.46 УК РФ, который является одноактным наказанием, исправительные работы уже сейчас, но своей сути являются штрафом в "рассрочку". В качестве такового его и надо было бы закрепить в УК РФ, а назначать лицам, которые не в состоянии заплатить указанную в приговоре сумму сразу, либо для достижения целей наказания на них необходимо, по мнению суда, будет оказывать длительное карательное воздействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

    1. Филимонов О. Токийские правила и российская практика применения наказаний, не связанных с лишением свободы // Российская юстиция. 2003. № 2.
    2. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9. Документы крестьянской реформы. / Под ред. Виленского Б. В. М. Юрид. лит. 1989. С. 48.
    3. Российское законодательство Х - ХХ веков. Т. 2. Судебник 1497 г. / Под ред. Чистякова О. И. М. Юрид. лит. 1989. С. 68.
    4. Колосов А. С. Указ.соч. С. 85-86.
    5. Сергеева В. В. Международно-правовая основа наказаний в виде обязательных работ // Российский следователь. 2007. № 1. С. 19.
    6. Бакулина Л., Тарханов И. Наказания в виде обязательных работ: проблемы введения в действие // Законность. 2005. № 6. С. 31.
    7. Стеничкин Г. Обязательные работы // Законность. 2007. № 9. С. 26.
    8. Новый Уголовный кодекс России. Общая Часть: Учебное пособие. / Под ред. Филимонова В. Д. М. Изд-во Зерцало ТЕИС. 1995. С. 98.
    9. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российском Федерации / Под ред. Мищенкова П. Г. М Экспертное бюро. 2007. С. 124.
    10. Тимершин Х. А. Исправительные работы без лишения свободы по советскому уголовному праву: Афтореф. Дис… канд. юрид. наук. М. Академия МВД СССР. 1988. С. 18.

Информация о работе Преступления не связанные с лишением свободы