Правовые основы и организация прокурорского надзора за исполнением законов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 08:23, контрольная работа

Описание работы

Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор.docx

— 70.09 Кб (Скачать файл)

Прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в пределах своих  полномочий систематически проводят комплексные  проверки в этих учреждениях; с учетом состояния законности в них обеспечивают их посещение, как правило, не реже одного раза в месяц для проведения приема осужденных по личным вопросам, проверки законности водворения осужденных в штрафные помещения, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством, и выполнения других неотложных мероприятий.

В прокуратурах субъектов  – РФ имеются отделы либо группы прокуроров, возглавляемые начальниками отделов или старшими помощниками прокуроров субъектов РФ,по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. В пределах своей компетенции эти подразделения либо группы прокуроров:

– организуют и осуществляют надзор за исполнением уголовно-исполнительного законодательства (о режиме отбывания наказания и борьбе с преступностью, о трудовом использовании осужденных и т.д.);

– непосредственно осуществляют надзор за исполнением законов в деятельности органов управления уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

– контролируют работу прокуратур по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, проводят проверки в прокуратурах по организации работы на данном направлении, оказывают практическую и методическую помощь;

– осуществляют надзор за законностью издаваемых нормативных актов по вопросам исполнения уголовных наказаний;

– рассматривают и разрешают жалобы и заявления, проводят в установленном порядке прием граждан;

– анализируют состояние законности и прокурорского надзора, разрабатывают и реализуют меры по предупреждению нарушений законности при исполнении уголовных наказаний и повышению эффективности прокурорского надзора;

– выявляют и распространяют положительный опыт работы;

– организуют и проводят учебно-методические мероприятия, стажирование работников нижестоящих прокуратур;

– разрабатывают методические рекомендации по проверке исполнения законов в соответствующих учреждениях;

– участвуют в пропаганде и разъяснении законодательства.

В Генеральной прокуратуре  РФ надзор за исполнением законов  в местах предварительного заключения, при исполнении уголовных наказаний, назначаемых судом, организует и  осуществляет управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Кроме вышеуказанных направлений деятельности это управление исполняет международные договоры о передаче (приеме) осужденных для отбывания наказания в государство, гражданами которого они являются.

4. Особенности  надзора за законностью исполнения  наказаний в виде лишения свободы

Надзор за исполнением  законов в местах отбывания лишения  свободы представляет наиболее объемный и сложный участок в деятельности прокуроров. Перед выездом для проведения проверки в этих местах прокурору целесообразно определить конкретные цели проверки, продолжительность проверки, круг участников, привлекаемых для проведения проверки, изучить необходимую информацию (справки по предыдущим проверкам и принятых мерах по выявленным нарушениям законности, результаты ведомственных проверок и т.п.) для лучшей ориентации в обстановке и более эффективного проведения проверки.

При проведении комплексных проверок прокурору необходимо выяснить:

– законность нахождения осужденных в местах отбывания лишения свободы;

– соблюдение требований закона о раздельном содержании осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях;

– законность и обоснованность перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую;

– соответствие режима содержания осужденных видам исправительных учреждений;

– соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания (материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.);

– соблюдение требований закона при привлечении к труду осужденных к лишению свободы, правил охраны труда, а также при обеспечении профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы;

– соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных;

– законность оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях;

– обеспечение прав осужденных при использовании технических средств надзора и контроля;

– законность и обоснованность применения администрацией в отношении осужденных при оказании ими сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения и в других случаях физической силы, специальных средств и оружия;

– состояние борьбы с преступлениями и иными нарушениями в исправительных учреждениях, арестных домах; соблюдение требований уголовно-процессуального законодательства о производстве неотложных следственных действий;

– соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене им неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии;

– соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных;

– законность приказов, распоряжений, постановлений администрации исправительных учреждений;

– выполнение администрацией исправительных учреждений обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.

Проверку прокурор, как правило, начинает с предварительной беседы с начальником учреждения и поручения ему подготовить необходимые документы и сведения(журнал учета и информации для оперативных дежурных; книгу замечаний и предложений по недостаткам в деятельности администраций; журнал рапортов приема-сдачи дежурств; журнал учета рапортов о нарушениях установленного порядка отбывания наказания; приказы, распоряжения, постановления администрации и др.), с которыми в последующем знакомится. Исходя из целей проверки, прокурор может ознакомиться также с делами оперативного учета, с возбужденными уголовными делами и производстве по ним неотложных следственных действий и другими документами.

Прокурор производит, как правило, в присутствии начальника учреждения и начальника медсанчасти (а в необходимых случаях и других должностных лиц) обход всехжилых, коммунально-бытовых, служебных и производственных объектов. Обход объектов и территорий, который может производиться как в присутствии представителей администрации, так и прокурором наедине, сопровождается опросом осужденных об их жалобах и заявлениях.

Круг вопросов, выясняемых прокурором при обходе, зависит от конкретного объекта. Так, например, в процессе обхода жилых помещений  прокурор обращает внимание на обеспеченность осужденных нормой жилой площади, вещевым  довольствием, индивидуальными спальными  местами и постельными принадлежностями; при посещении столовой и кухни  прокурор выясняет, как обеспечиваются осужденные питанием, выдается ли осужденным положенное по норме довольствие и т.д.

При опросе осужденных прокурор выясняет: соблюдаются ли их права и законные интересы и выполняются ли ими обязанности; предоставляются ли им, как часто, с кем свидания; предоставляется ли им право на телефонные разговоры, с кем и как часто; предоставляются ли им прогулки, когда и сколько времени отводится на них; предоставляются ли им другие предусмотренные законом права и выясняются другие вопросы, относящиеся к предмету прокурорского надзора. Во время обхода прокурор записывает данные о личности тех, кто желает прийти к нему на личный прием.

После обхода территории и  объектов прокурор принимает осужденных, записавшихся к нему на личный прием, рассматривает и по возможности  разрешает жалобы, принятые им от осужденных как во время обхода, так и в процессе личного приема. При необходимости прокурор истребует от администрации объяснения. В последующем прокурор анализирует полученную информацию и принимает необходимые меры.

5. Особенности  надзора за законностью исполнения  наказаний, не связанных с изоляцией  осужденного от общества

При проведении проверок законности исполнения наказания в виде ограничения свободы подлежат выяснению:

– законность нахождения осужденных в исправительных центрах;

– законность приказов, распоряжений, постановлений, администраций исправительного центра и администраций организаций, в которых работают осужденные;

– выполнение администрацией исправительного центра обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.

– соблюдение требований закона о порядке отбывания ограничения свободы (привлечение к работам по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; раздельное содержание осужденных, ранее отбывших лишение свободы и имеющих судимость, от иных осужденных; раздельное содержание осужденных за преступления, совершенные в соучастии; предоставление осужденным возможности проживания с семьей и др.);

– соблюдение требований закона о материально-бытовом обеспечении осужденных (обеспечение нормой жилой площади, индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями и др.);

– соблюдение требований закона о медико-санитарном обеспечении осужденных;

– обеспечение условий труда осужденных;

– обеспечение администрацией организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы, привлечения их к труду с учетом состояния здоровья и профессиональной подготовки, получения ими начального профессионального образования или профессиональной подготовки;

– законность увольнения осужденных администрацией организаций, в которых они работают;

– соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных;

– законность применения мер поощрения, применяемых к осужденным, и привлечения к ответственности за нарушение порядка и условий отбывания ограничения свободы и за злостное уклонение от отбывания ограничения свободы;

– соблюдение администрацией исправительного центра требований закона о порядке предоставления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии;

– соблюдение администрацией исправительного центра, администрацией организаций, в которых работают осужденные, требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных;

Выяснение указанных вопросов проводится путем проверок, проводимых в исправительных центрах и в организациях, в которых работают осужденные к ограничению свободы4.

В начале проверки прокурор, как правило, беседует с начальником исправительного центра, выясняет общие вопросы, истребует сведения о количестве и наименовании организаций, где работают осужденные; числе осужденных, состоящих на учете в исправительном центре; взятых на учет, снятых с учета за соответствующий период времени. Прокурор знакомится с документами — картотекой, журналом учета, личными делами осужденных, данными о проведении розыска осужденных, скрывшихся от отбывания наказания, приказами, распоряжениями и постановлениями администрации и другими документами, исходя из конкретных данных о состоянии законности в исправительном центре.

При посещении организаций, в которых работают осужденные к  ограничению свободы, прокурор беседует с представителями организации, с осужденными, которые там работают; знакомится с актами проведенных  в этих организациях проверок, приказами  администрации организаций и  другими необходимыми документами.

Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении наказания в виде ограничения свободы во многом зависит от систематичности проведения проверок и реального принятия прокурором мер, необходимых для устранения выявленных им нарушений закона, а также предупреждения их в будущем.

Подробно не касаясь далее  вопросов, общих для осуществления  надзора за законностью исполнения других видов наказания, следует  отметить лишь специфику, свойственную проверкам исполнения законов этих видов наказаний.

При проведении проверок законности исполнения исправительных работ следует иметь в виду, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

Установлением 15-дневного срока  приведения приговора (определения, постановления) в исполнение уголовно-исполнительной инспекцией преследуется цель обеспечения  своевременного привлечения осужденного  к отбыванию наказания, что является одним из условий его эффективности.

Проверяя соблюдение законности в уголовно-исполнительных инспекциях, прокурор выясняет, все ли распоряжения суда обращены к исполнению.

К числу выясняемых вопросов относится и отбытие осужденным полностью срока назначенного судом  наказания. Началом срока отбывания  исправительных работ является день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, из уголовно-исполнительной инспекции копии приговора (определения, постановления) суда и других документов. В срок наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный не работал (за исключением случаев, когда он не работал по уважительным причинам и за ним в соответствии с законом сохранялась заработная плата, а также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным); время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также время содержания под стражей в порядке меры пресечения по другому уголовному делу в период отбывания наказания.

Информация о работе Правовые основы и организация прокурорского надзора за исполнением законов