Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 05:47, контрольная работа

Описание работы

Согласно ч. 4 ст. 7 Гражданско-процессуального Кодекса РФ (ГПК РФ) рассмотрение дел в порядке судебного надзора осуществляется коллегиально в составе трех судей. В соответствии со ст. 15 ГПК РФ в случае если дело рассматривается в коллегиальном составе, все постановления, выносимые судом, принимаются по большинству голосов судей, участвующих в рассмотрении дела. При коллегиальном рассмотрении дела судья, председательствующий в судебном заседании по конкретному делу, при вынесении любого постановления выражает свое мнение последним, а также последним принимает участие в голосовании.

Файлы: 1 файл

правоохр.-готов.docx

— 29.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание:

 

1.  Задание 1……………………………………….……………………..   3-4 стр.

2.  Задание 2……………………………………………………………...   5-6 стр.

3.  Задание 3………………………………………………………………..   7 стр.

4.  Задание 4…………………………………………………………….   8-12 стр.

5.  Задание 5………………………………………………………………   13 стр.

     Список использованной  литературы...……………………………. 14 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

 По представлению прокурора области президиум областного суда рассмотрел в порядке надзора дело о признании Ч. недееспособной вследствие душевной болезни. В рассмотрении дела приняли участие трое из семи членов президиума. Нарушен ли в данном случае принцип  коллегиальности? Раскройте  содержание и значение этого принципа. В каком составе рассматриваются гражданские и уголовные дела:

 А) в суде первой инстанции;

 Б) в суде второй инстанции: в порядке апелляции и кассации;

 В) в порядке надзора?

Ответ должен быть дан на основе норм права.

Ответ:

 Согласно ч. 4 ст. 7 Гражданско-процессуального Кодекса РФ (ГПК РФ) рассмотрение дел в порядке судебного надзора осуществляется коллегиально в составе трех судей. В соответствии со ст. 15 ГПК РФ в случае если дело рассматривается в коллегиальном составе, все постановления, выносимые судом, принимаются по большинству голосов судей, участвующих в рассмотрении дела. При коллегиальном рассмотрении дела судья, председательствующий в судебном заседании по конкретному делу, при вынесении любого постановления выражает свое мнение последним, а также последним принимает участие в голосовании. Никто из судей при решении каждого вопроса не может воздержаться от голосования. В данном случае при рассмотрении данного дела был нарушен принцип коллегиальности.

 Из содержания ст. 7 (ГПК РФ) следует, что разбирательство дел по первой инстанции в судах общей юрисдикции осуществляется судьей единолично без участия народных заседателей.

 Коллегиальное рассмотрение гражданских дел в суде первой инстанции может иметь место только в предусмотренных законом случаях. В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 10 и п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации" в первой инстанции гражданские дела, подсудные Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и окружного (флотского) военного суда, рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей. Согласно ч. 2 ст. 260.1 ГПК РФ дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом в коллегиальном составе трех профессиональных судей. Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций суды рассматривают коллегиально.

Согласно ст. 30 Уголовно-процессуального  Кодекса РФ (УПК РФ) рассмотрение уголовных дел осуществляется судом  коллегиально или судьей единолично.

Рассмотрение уголовных  дел в апелляционном порядке  осуществляется судьей районного суда единолично.

Рассмотрение уголовных  дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей  федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе  не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции. При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

 

 

 

 

Задание 2.

Укажите в приведенном  перечне судебные органы, которые  действуют в качестве:

  а) кассационной инстанции;

  б) первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Ответ должен быть дан на основе норм права.

  1. Районный  суд. 

  2. Судебная  коллегия по гражданским делам  областного суда.

  3. Пленум Верховного  Суда РФ.

  4. Мировой  судья.

  5. Президиум  Верховного Суда РФ.

  6. Судебная  коллегия по уголовным делам  окружного военного суда.

Ответ должен быть дан на основе норм права

 Что понимается под судом первой - инстанции и кассационной инстанции? Чем отличается кассационная инстанция от суда первой инстанции?

 

Ответ:

Согласно ст. 21 ФКЗ «О судебной системе РФ» районный суд в  пределах своей компетенции рассматривает  дела в качестве суда первой и второй инстанции. Согласно ст. 28 ФКЗ «О судебной системе РФ» мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

 Ст. 5 УПК РФ содержит понятие суда первой инстанции - суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу.

Кассационная инстанция - суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам  и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения  и постановления судов первой и апелляционной инстанций.

Ч. 3 ст. 354 УПК в кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов  первой и апелляционной инстанций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3

Областным судом  за убийство по предварительному сговору  был осужден Петренко И.Д. Какое структурное подразделение и какого суда будет рассматривать жалобу осужденного, если приговор не вступил в законную силу?

 Ответ должен быть дан на основе норм права

 

Ответ:

Жалобу Петренко будет  рассматривать кассационная инстанция - суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам  и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения  и постановления судов первой и апелляционной инстанций.

Кассационной инстанцией будет Судебная коллегия по уголовным  делам областного суда.

Согласно ст. 355 УПК кассационные жалобы и представления подаются на приговор или иное решение первой или апелляционной инстанции  районного суда - в судебную коллегию по уголовным делам верховного суда республики, краевого или областного суда.

 

 

 

 

 

 

Задание 4

Понятие, виды  органов дознания. Деятельность органов  дознания.

Ответ:

 В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК органами дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. К таковым прежде всего относятся органы внутренних дел, которые являются универсальными органами дознания, поскольку вправе проводить дознание фактически по всем делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК). Функция производства дознания по определенному в уголовно-процессуальном законе кругу дел является также постоянной для пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы (п. п. 3 - 6 ч. 3 ст. 151 УПК) и органов ФСКН России.

 Иные органы исполнительной власти, осуществляющие ОРД, функцию дознания выполняют эпизодически, прежде всего в виде возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий.

 Следует отметить, что дознание может производиться следователями ведомств, имеющих следственные аппараты: ФСБ России, МВД России, ФСКН России и прокуратуры.

 Исходя из ст. 13 Закона об ОРД, а также Указа Президента РФ от 05.06.2003 N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (в ред. от 31.08.2005) и других нормативных актов, можно сделать вывод, что к "иным органам" исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению ОРД, о которых упоминается в п. 1 ч. 1 ст. 40, относятся: 1) органы федеральной службы безопасности РФ; 2) федеральные органы государственной охраны; 3) таможенные органы РФ; 4) Служба внешней разведки РФ; 5) органы Федеральной службы исполнения наказаний.

 Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5).

 Процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания обладают начальники: органа внутренних дел, органа госнаркоконтроля, органа службы судебных приставов, таможенного органа, органа Государственной противопожарной службы.

  Эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания.

  Начальник органа дознания организует принятие необходимых оперативно-розыскных мероприятий и производство следственных действий в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений. Он обязан принять меры по сохранению следов преступления, в том числе и в случае принятия решения, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК.

  Начальник органа дознания, реализуя полномочия дознавателя, вправе возбудить уголовное дело (см. ч. 1 ст. 145 УПК), далее в соответствии со ст. ст. 144, 145 и 148 УПК утверждает постановление дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, вправе вынести постановление о передаче сообщения по подследственности (ч. 1 ст. 145).

  Очевидно, что дознаватель, прежде чем вынести постановление о возбуждении уголовного дела, должен быть уполномочен начальником органа дознания (или его заместителем) на ведение уголовного дела (ч. 1 ст. 41 УПК). Из этого напрашивается вывод, что начальник органа дознания, получив сообщение о совершенном преступлении, поручает конкретному работнику провести проверку этого сообщения в порядке ст. 144 УПК и тем самым возлагает на него полномочия органа дознания. Установив основание для возбуждения уголовного дела, дознаватель возбуждает уголовное дело. Поэтому не противоречит закону введение в органе дознания порядка, при котором решение дознавателя о возбуждении уголовного дела согласовывалось бы с начальником органа дознания.

  Начальник органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК, вправе принять уголовное дело, по которому производство предварительного следствия (ПС) необязательно, к своему производству и произвести по нему дознание в полном объеме, реализуя полномочия органа дознания. Начальник органа дознания обладает полномочиями органа дознания, предусмотренными п. 1 ч. 2 коммент. статьи, иначе он не мог бы возлагать эти полномочия на дознавателя.

  Этому выводу соответствует определение начальника органа дознания, данное в п. 17 ст. 5 УПК, согласно которому он наделен отдельными процессуальными полномочиями. Эту норму следует понимать в том смысле, что после возложения на дознавателя полномочий органа дознания начальник органа дознания реализует отдельные процессуальные полномочия.

  Начальник органа дознания вправе лично произвести неотложные следственные действия по уголовному делу, по которому производство предварительное следствие обязательно, после того как он примет дело к своему производству (ч. 1 ст. 157 УПК).

  Часть 2 ст. 40 УПК РФ называет основные направления уголовно-процессуальной деятельности органов дознания. Первое направление деятельности органов дознания - это производство дознания. Дознание - это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, следователем, по уголовному делу, по которым производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК).

  Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного расследования необязательно, проводится в случаях, если совершено одно из преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК, или иное преступление небольшой или средней тяжести, по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150), и если, как указывается в ч. 2 ст. 223 УПК, уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица (конкретных лиц).

  Таким образом, дознание в качестве формы предварительного расследования может производиться только в отношении конкретного подозреваемого (конкретных подозреваемых). Уголовное преследование такого подозреваемого начинается или с момента фактического задержания, или с момента возбуждения уголовного дела. Уголовное преследование в форме дознания всегда возбуждается в отношении конкретного подозреваемого (подозреваемых). В противном случае, т.е. когда на момент принятия решения о возбуждении уголовного дела лицо, совершившее преступление, неизвестно, прокурор должен поручить производство ПС следователю.

  В такой ситуации возможен и иной вариант: орган дознания, руководствуясь ч. 3 ст. 157 УПК, вправе произвести неотложные следственные действия по делу, по которому должно производиться предварительное следствие (по указанию прокурора), в течение 10 суток, а затем направляет дело прокурору для производства следствия.

  Второе из основных направлений процессуальной деятельности органов дознания - выполнение неотложных следственных действий по уголовному делу, по которым производство предварительного следствия обязательно. При наличии поводов для возбуждения уголовного дела и оснований, указывающих на признаки преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает дело (согласно ст. 146 УПК) и проводит неотложные следственные действия (ст. 157 УПК).

  Законодатель не установил конкретного срока, в течение которого должны быть произведены неотложные следственные действия, но ориентирует на быстрое их проведение: они должны быть завершены не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Прокурор вправе своим решением установить срок для производства неотложных следственных действий органом дознания.

Информация о работе Правоохранительные органы