Потерпевший и свидетель в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

1. Понятие свидетеля как субъекта уголовного процесса
2. Права и обязанности свидетеля
3. Безопасность свидетеля и членов его семьи
4. Потерпевший. Права и обязанности
5. Особенности допроса потерпевшего
6. Государственная защита потерпевшего

Файлы: 1 файл

Курсовая по процессу.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

     Проверка  показаний на месте заключается  в том, что ранее допрошенное  лицо воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события, указывает на предметы, документы, следы, имеющие значение для уголовного дела, демонстрирует определенные действия, а начинается с предложения лицу указать место, где его показания будут проверяться. Лицу, показания которого проверяются, после свободного рассказа и демонстрации действий могут быть заданы вопросы.

6.  Государственная защита потерпевшего

     Федеральным законом устанавливается система  мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц , а так же определяет основания и порядок их применения. 6

     Государственной защите подлежат следующие участники  уголовного судопроизводства:

     1) потерпевший;

     2) свидетель;

     3) частный обвинитель;

     4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

     5) эксперт, специалист, переводчик, понятой,  а также участвующие в уголовном  судопроизводстве педагог и психолог;

     6) гражданский истец, гражданский  ответчик;

     7) законные представители, представители  потерпевшего, гражданского истца,  гражданского ответчика и частного  обвинителя.

     Меры  государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

     Государственной защите также подлежат установленные  Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных выше.

     Указанные лица, в отношении которых в  установленном порядке принято  решение об осуществлении государственной защиты, именуются "защищаемые лица".

     Органами, обеспечивающими государственную  защиту, являются:

     1) органы, принимающие решение об  осуществлении государственной  защиты;

     2) органы, осуществляющие меры безопасности;

     3) органы, осуществляющие меры социальной поддержки.

     Решение об осуществлении государственной  защиты принимают суд, прокурор, начальник  органа дознания или следователь, в  производстве которых находится  заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.

     Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено осуществление отдельных мер безопасности.

     Меры  безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся  в производстве суда или прокуратуры, осуществляются по решению суда или  прокурора органами внутренних дел  Российской Федерации, органами федеральной  службы безопасности, таможенными, органами Российской Федерации или органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расположенными по месту нахождения защищаемого лица.

     Меры  безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием.

     Меры  безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания  наказания, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

     Меры  социальной поддержки осуществляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

     Государственная защита осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц.

     Государственная защита осуществляется под прокурорским надзором и ведомственным контролем. При осуществлении государственной защиты используются гласные и негласные методы.

     Применение  мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых лиц. В отношении  защищаемого лица могут применяться  одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

     1) личная охрана, охрана жилища  и имущества;

     2) выдача специальных средств индивидуальной  защиты, связи и оповещения об  опасности;

     3) обеспечение конфиденциальности  сведений о защищаемом лице;

     4) переселение на другое место  жительства;

     5) замена документов;

     6) изменение внешности;

     7) изменение места работы (службы) или учебы;

     8) временное помещение в безопасное  место;

     9) применение дополнительных мер  безопасности в отношении защищаемого  лица, содержащегося под стражей  или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

     Меры  безопасности осуществляются только по уголовным делам о тяжких и  особо тяжких преступлениях.

     В случае гибели или смерти защищаемого  лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве членам семьи погибшего или умершего и лицам, находившимся на его иждивении, по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие и назначается пенсия по случаю потери кормильца.

     В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного  вреда его здоровью в связи  с участием в уголовном судопроизводстве, повлекшего за собой наступление  инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие и назначается пенсия по инвалидности.

     В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, не повлекшего за собой наступление инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие.

     В случае гибели или смерти защищаемого  лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве членам семьи погибшего или умершего и лицам, находившимся на его иждивении, если они имеют право на различные  единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, назначается одно единовременное пособие по их выбору.

     Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

     Меры  безопасности отменяются в случае, если устранены основания их применения, а также в случае, если их дальнейшее применение невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий договора, заключенного органом, осуществляющим меры безопасности, с защищаемым лицом.

     Меры  безопасности также могут быть отменены по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты. 

                                                 Заключение

     Свидетель является одним из главных и полных источников получения информации. Отсюда мы видим, что и законодатель в перечне следственных действий на первое и самое главное место - допрос свидетеля. граждан.

     Сейчас, в наше время, свидетели как бы входят в "группу риска". Ведь по сущности они, со стороны преступников, в той  или иной степени подвергаются воздействию. Это может быть взятки или, еще хуже, угроза, как самому свидетелю, так и его близким. Поэтому правоохранительным органам приходится брать под защиту этих граждан.

     Понятие потерпевшего – это в первую очередь  понятие процессуальное, характеризуемое определенным комплексом прав и обязанностей.  В уголовном праве потерпевшим традиционно считается человек, на чье физическое благополучие непосредственно воздействовал виновный при совершении преступления. Таким образом, потерпевший – это фактически предмет преступления, однако, и если иметь в виду об этическом понятии употребления в отношении человека термина «предмет», то в данном случае говорится о потерпевшем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

     Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" заключена в г. Риме 04.11.1950 г. вместе с протоколом [N 1]" подписан в г. Париже 20.03.1952 г.
  3. "Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания" заключена в г. Страсбурге 26.11.1987г.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ//Российская газета от 22 декабря 2001 г. N 249
  5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002г. - №23. - Ст.2102.

     Учебная и научная литература

  1. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев – М.: Норма, 2005 г.
  2. Безлепкин Б.Т. Настольная книга судьи по уголовному процессу. 2-е изд. М.: Проспект, 2008. 304 с.
  3. Кобцова Т.С., Кобцов П.В., Смушкин А.Б. Комментарий к федеральному закону от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" – М., 2006 г.
  4. Леднев А.Е. Показания свидетеля как уголовно-процессуальное доказательство.- Н. Новгород, 2006.
  5. Сухарев А. Я Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, Норма, 2007.
  6. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный. М., 2007.
  7. Суменков С.Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2002.
  8. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: учебник / под общ. ред. А.В. Смирнова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008. 704 с.
  9. Сидорова Н.В. Правовое регулирование показаний свидетеля в российском уголовном процессе: история, современное состояние- Тюмень, 2004..
  10. Уголовный процесс: Учебник для вузов./под общ. ред. В.И. Радченко. М.:. - "Юридический Дом "Юстицинформ", 2006 г.

     Статьи  и публикации

  1. Будников В. Субъект доказывания не может быть свидетелем по уголовному делу // Российская юстиция. 2002. - №8.
  2. Быков В. М., Орлов А. В. Свидетельский иммунитет как конституционный принцип уголовного процесса // Следователь. - 2004. - №3.
  3. Земцова А.В. Способ получения свидетельских показаний как условие их допустимости//"Российский следователь", 2009, N 21
  4. Козырева И.Е.К вопросу о предмете свидетельских показаний//"Российский следователь", 2008, N 24
  5. Куссмауль Р. Право на ложь и право на молчание как элементы права на защиту // Российская юстиция. - №2. - 2003 г.
  6. Каковкин М.С. вопросу о свидетельских показаниях.//"Российский следователь", 2007, N 7
  7. Малько А.В., Суменков С.Ю. Правовой иммунитет: теоретические и практические аспекты // Журнал российского права. -№2. - 2002 г.
  8. Петуховский А. Свидетельский иммунитет: проблемы развития процессуального института // Российская юстиция. - №9. - 2003г.
  9. Сорокина Т.А., Щербич Л.А. История развития теорий криминалистики и психологии по проблемам оценки свидетельских показаний на рубеже XIX - XX веков//"История государства и права", 2007, N 16
  10. Сидорова Н.В. К вопросу о свидетельских показаниях должностных лиц, участвующих в производстве по уголовному делу // "Мировой судья", 2006, N 3
  11. Чернов Р.П.Свидетельские показания как источник доказательств//"Адвокат", 2005, N 5

Информация о работе Потерпевший и свидетель в уголовном процессе