Порядок рассмотрения дела судом присяжных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 04:11, дипломная работа

Описание работы

Судебная практика рассмотрения дел с участием коллегии присяжных заседателей показала, кроме того, необходимость совершенствования законодательства, регламентирующего судопроизводство в суде присяжных. Это связано с необходимостью устранения пробелов действующего законодательства, препятствующих осуществлению принципа состязательности и равноправия сторон, а в некоторых случаях затрудняющих принятие правильного решения по рассматриваемым делам.6
Раскрывая актуальность дипломной работы, следует отметить, что принцип состязательности и равноправия сторон получил свое легитимное закрепление в системе принципов уголовно-процессуального законодательства России. Этот принцип, обозначающий отделение важнейших уголовно-процессуальных функций обвинения и защиты от функции правосудия и их размежевание между собой, был известен российскому уставу уголовного судопроизводства, действовавшему в конце XIX – начале XX века.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения суда присяжных………………………………..8
§ 1. Возникновение суда присяжных за рубежом…………………………………8
§ 2. Возникновение суда присяжных в России…………………………………...11
§ 3. Военный суд присяжных……………………………………………………...19
Глава 2. Современный суд присяжных в России………………………………...24
§ 1. Понятие, значение суда присяжных в России……………………………….24
§ 2. Формирование списков кандидатов в присяжные заседатели……………...32
§ 3. Проведение предварительного слушания дела………………………………37
Глава 3. Порядок рассмотрения дела судом присяжных………………………...41
§ 1. Подготовительная часть судебного разбирательства
с участием присяжных заседателей……………………………………………….41
§ 2. Судебное следствие и прения сторон в суде
с участием присяжных заседателей……………………………………………….47
§ 3. Решения, принимаемые судом присяжных. Последствия вердикта………..58
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

Присяжные заседатели не знакомятся с материалами дела до судебного разбирательства и  выносят вердикт только на основании доказательств, исследованных в ходе судебного следствия. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 333 УПК РФ присяжным заседателям запрещается собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания. В неустаревшем и сейчас постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 1994 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных» подчеркивается, что «под осведомленностью следует иметь в виду такую степень информированности, которая может повлиять на объективность присяжного заседателя». Поэтому при отборе присяжных их спрашивают о том, знают ли они и что именно о деле, которое будет рассматриваться судом53.

Согласно  уголовно-процессуальному  законодательству обвиняемый,  дело  которого  подсудно краевому   (областному)   суду,   имеет   право   выбрать   состав  суда   и соответствующую этому составу судебную процедуру (ст.31 УПК РФ). Он может выбрать   общий   порядок   рассмотрения   уголовных  дел,   предусмотренный уголовно-процессуальным законом, а может выбрать суд присяжных54. Если лицо  обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных несколькими статьями  Уголовного кодекса, он имеет право на суд присяжных, если хотя бы  одно из них подсудно  областному суду (ст. 33 УПК РФ).

В соответствии с определенной ст. 31 УПК РФ подсудностью, суды присяжных могут рассматривать дела только о преступлениях, перечисленных в этой статье, причем только при наличии об этом ходатайства обвиняемого. Последнее заявляется обвиняемым при объявлении ему об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомления всех материалов дела. В соответствии со ст. 325 УПК РФ при ознакомлении обвиняемого со всеми материалами дела следователь обязан разъяснить ему право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных, а также юридические последствия такого ходатайства, включая особенности обжалования и рассмотрения жалоб на приговоры суда присяжных55.

Обвиняемый может воспользоваться  правом на рассмотрение его дела коллегией  в составе двенадцати присяжных  заседателей прежде всего тогда, когда он не признает себя виновным в совершении инкриминируемого ему органом следствия преступления или признает свою виновность в совершении менее тяжкого преступления, нежели то, которое ему вменяется.56

Ходатайство обвиняемого  о рассмотрении его дела 
судом присяжных либо его отказ от использования права на 
рассмотрение его дела судом присяжных, а также другую позицию 
обвиняемого по данному поводу следователь обязан зафиксировать в 
отдельном протоколе, который подписывается следователем и 
обвиняемым. Отсутствие подписи адвоката в этом протоколе не может 
рассматриваться как нарушение уголовно-процессуального закона, которое повлекло или могло повлечь ущемление прав обвиняемого57.

В последующем ходатайство  обвиняемого о рассмотрении его дела в суде присяжных, как и отказ от ранее заявленного ходатайства, не принимаются (ст. 325 УПК РФ)58.

 

 

§ 2. Формирование списков кандидатов в присяжные заседатели

 

 

 

Упомянутый выше Федеральный закон от 20 августа 2004 года «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» устанавливает следующие требования, предъявляемые к присяжным заседателям.

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в  списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные  заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к  моменту составления списков  присяжных заседателей возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную  или неснятую судимость;

3) признанные судом  недееспособными или ограниченные  судом в дееспособности;

4) состоящие на учете  в наркологическом или психоневрологическом  диспансерах в связи с лечением  от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических к затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, предусмотренном УПК, в качестве присяжных заседателей  не допускаются также лица:

1) подозреваемые или  обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические  или психические недостатки, препятствующие  полноценному участию в деле59.

Высший орган исполнительной власти субъекта Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для нормальной работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Федерации60.

Списки кандидатов в  присяжные заседатели составляют исполнительно-распорядительные органы субъектов Федерации на основе списков избирателей путем случайной выборки. Затем из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями61.

Граждане, включенные в  общий или запасный списки кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из этих списков высшим органом исполнительной власти субъекта Федерации (до направления списков в суд) в случаях:

1) выявления обстоятельств,  перечисленных ранее;

2) подачи гражданином  письменного заявления о наличии  обстоятельств, препятствующих выполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим  языком, на котором ведется судопроизводство в суде, для которого составляются списки присяжных;

б) лицом, не способным  исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности, предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими федеральными законами, а равно лицом, замещающим выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов органов и учреждений уголовно-исполнительной системы таможенных органов, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

ж) священнослужителем62.

Кроме того, по заявлению  лица судья может освободить его  от обязанности выполнять функции  присяжного заседателя, если ему исполнилось 60 лет, если женщина имеет ребенка  в возрасте до трех лет, если лицо в  силу религиозных убеждений считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия, если отвлечение лица от обычных занятий может причинить вред общественным или государственным интересам или имеются другие уважительные причины для неучастия лица в судебном заседании (ст.326 УПК).

Списки потенциальных  присяжных заседателей составляет областная (краевая) администрация. После  довольно сложной процедуры отбора (на заключительном этапе обвинение  и защита вправе без указания причин отвести четырех кандидатов, что  требует от прокурора и адвоката знания основ психологии) формируется коллегия присяжных заседателей из двенадцати основных и двух запасных. Запасные присяжные на протяжении всего процесса участвуют в рассмотрении дела и готовы заменить основного присяжного, если тот по какой-то причине выбывает.63

Формирование скамьи присяжных  заседателей – сложная процедура, включающая в себя как организационные (составление списков присяжных  заседателей, приглашение их в судебное заседание), так и процессуальные меры (выявление судьей объективности и непредвзятости при рассмотрении данного дела у приглашенных в суд присяжных заседателей, заявлении присяжными самоотводов, использование сторонами права на мотивированный и немотивированный отвод присяжных заседателей). В результате остаются 12 основных и два запасных присяжных заседателя. По предложению председательствующего они принимают присягу следующего содержания: «Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку»64.       

В идеале суд присяжных – уменьшенная модель общества. В присяжные заседатели граждане попадают на основе случайной выборки, независимо от социального статуса, национальной принадлежности, пола, образования. 
Законодатель заботится о том, чтобы в присяжные заседатели попадали те граждане, которым можно доверить выполнение этой обязанности. Отсюда требования гражданской зрелости (25-летний возраст), дееспособности, отсутствия судимости65.

Препятствиями к участию  в суде в качестве присяжного заседателя могут служить неправильное восприятие происходящего в ходе судебного  разбирательства (лица, не владеющие  языком, на котором ведется судопроизводство, немые, слепые и глухие), состояние  здоровья (инвалидность, возраст выше 60 лет), профессиональный долг (врачи, учителя, пилоты авиалиний), другие основания, перечень которых в законе не является исчерпывающим и которые судья признает уважительными. Необходимо так же  отметить, что одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза66.

В Иркутской области  списки кандидатов в присяжные заседатели были сформированы на основании Постановления  администрации Иркутской области  № 412 от 16.10.2004. В списки присяжных Иркутской области включено более 7 тыс. жителей региона. При этом списки кандидатов были опубликованы в областном издании «Восточно-сибирская правда». Это вызвало недоумение как самих попавших в списки присяжных, так и некоторых должностных лиц.

Так, по мнению бывшего председателя Законодательного собрания Иркутской области Сергея Шишкина, публикация адресов присяжных заседателей нарушает границы частной жизни. Он отметил, что общественный резонанс вокруг публикации списков заседателей Иркутского областного суда возник не на пустом месте. «Федеральный закон предусматривает составление списков заседателей по спискам избирателей, в которых указаны адреса и телефоны, и последующую их публикацию, однако в законе отсутствуют рекомендации, публиковать с адресами или без, решение об этом принимается в регионе. По большому счету ничего страшного в этом нет, – подчеркнул бывший глава ЗС, – однако в сегодняшних условиях озвучивание адресов людей, участвующих в судебных заседаниях, может оказаться опасным фактором». По его словам, в судебно-правовой сфере обязательно следует учитывать существующий «ландшафт», в том числе, несовершенство законодательства, отсутствие программы защиты свидетелей67.

Начальник департамента правоохранительной и оборонной работы администрации области Николай Пушкарь сообщил информационного агентства «Сибирские новости», что аналогичный подход к составлению списков заседателей использован в Новосибирской и Омской областях, Красноярском крае. Он отметил, что адрес гражданина не относится к закрытым сведениям. «Наши адреса записывают при покупке автомобиля, телефона, заселении в гостиницу, и ничего страшного не происходит», — подчеркнул Н. Пушкарь. По его мнению, жители региона, напуганные сложной криминогенной обстановкой в области, восприняли публикацию списков слишком обостренно. «Это почетное дело, я даже поздравил своих знакомых, включенных в списки, некоторые сами просили записать их», — отметил глава департамента68. По закону гражданин может отказаться от обязанностей заседателя, если у него есть ребенок до трех лет, его работа имеет разъездной характер или не позволяет заседать состояние здоровья.

 

 

 

 

§3. Проведение предварительного слушания дела

 

 

 

Предварительное слушание является подготовительной для суда присяжных стадией уголовного процесса, где решаются вопросы, подлежащие выяснению по поступившему уголовному делу, а также вопросы, связанные с назначением судебного заседания и подготовкой дела к судебному разбирательству. Предварительное слушание судья проводит единолично в форме судебного заседания с обязательным участием прокурора и защитника, с вызовом подсудимого, потерпевшего и его представителя69. Уведомление о вызове сторон в судебное заседание должно быть направлено не менее чем за 3 суток до дня проведения предварительного слушания.

Право на участие в  предварительном слушании принадлежит  и тем подсудимым, которые не ходатайствовали  о рассмотрении их дела судом присяжных  или даже возражали против этого, но эти возражения были отклонены. Возможно рассмотрение дела без потерпевшего, если он не явился. Однако если неявка вызвана уважительными причинами, допустимо отложение предварительного слушания. По ходатайству подсудимого предварительное слушание может быть проведено в его отсутствие. Неявка других своевременно извещенных участников производства по уголовному делу не препятствует проведению предварительного слушания 70.

Вопрос о назначении предварительного слушания разрешается  не позднее 14 суток с момента поступления  дела в суд, если обвиняемый содержится под стражей, и в течение 30 суток по остальным делам71.

Процедура предварительного слушания состоит из четырех этапов: а) подготовительного (открытие заседания, объявление участвующих в нем  лиц и т. д.); б) рассмотрения ходатайств сторон; в) выслушивания возражений; г) принятия решения. В начале предварительного слушания судья объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, представляется явившимся в заседание лицам, сообщает, кто является государственным обвинителем, защитником, секретарем, выясняет личность подсудимого, разрешает заявленные отводы.

Если подсудимый подтвердил свое ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных, судья  принимает решение, которое является окончательным. Последующий отказ  подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.72

Вторым этапом предварительного слушания является рассмотрение ходатайств сторон: об исключении доказательства, о вызове свидетеля для установления алиби подсудимого, об истребовании дополнительных доказательств или предметов.

Решение вопроса о  назначении судебного разбирательства  производится по правилам главы 34 УПК РФ. Особенностью является указание в постановлении о назначении дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей количества кандидатов в присяжные, которые подлежат вызову в судебное заседание и которых должно быть не менее двадцати. В постановлении должно быть также указано, открытым, закрытым или частично закрытым будет судебное заседание,  в связи с чем и в какой части оно будет закрытым73.

Информация о работе Порядок рассмотрения дела судом присяжных