Порядок опознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:40, реферат

Описание работы

Данная тема достаточно подробно освящена в научных трудах многих авторов, но в тоже время стоит отметить, что немногие авторы затрагивают проблему особенности предъявления для опознания с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, что и хотелось бы более подробно осветить в настоящей работе.
Цель работы – рассмотреть порядок предъявление для опознания как процессуального действия, проблемы предъявления для опознания несовершеннолетним потерпевшим и свидетелю, возникающие на практике.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………………3-4
2. Аналитическая часть…………………………………………………………….4-9
3. Основная часть………………………………………………………………….10-20
4. Выводы………………………………………………………………………….20-21
5. Библиография…………………………………………………………………..22-23
6. Авторская справка…………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

для скачива.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………………………3-4

2. Аналитическая  часть…………………………………………………………….4-9

3. Основная часть………………………………………………………………….10-20

4. Выводы………………………………………………………………………….20-21

5. Библиография…………………………………………………………………..22-23

6. Авторская справка…………………………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выполнение  задач судопроизводства во многом зависит  от качества доказательственной информации, собранной в ходе предварительного расследования. Задачи этой стадии решаются посредством производства следственных действий.

Во время  предварительного следствия возникает  необходимость идентифицировать лицо, или предмет, выяснить отношение  их к делу. В решении этой задачи используются методы криминалистической идентификации, одним из этих методов является выделение объекта из числа однородных по мысленному образу, сохранившемуся в памяти человека. Лицо, дающее показание (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый), сообщает об известном ему человеке или объекте, указывает на отличительные признаки и может выделить его из группы других. С учетом важности такой информации для раскрытия преступления, законодательством предусмотрен специальный порядок ее получения, а в уголовно-процессуальный закон введено следственное действие, получившее наименование "предъявление для опознания".

Предъявление  для опознания как следственное действие, очень важный элемент установления истины по делу. Так при опознании происходит проверка ранее данных показаний участника уголовного судопроизводства в части их достоверности.

Во избежание  ошибок в судах предъявление для  опознания должно проводиться следователем с соблюдением условий, предусмотренных  уголовно-процессуальным законом, а  также с учетом рекомендаций, выработанных практикой уголовного процесса и криминалистикой.

Соблюдение  общих требований, предъявляемых  к следственным действиям, к доказательствам  ими сформированных, требований, вытекающих из существа данного процессуального  действия (опознания) позволит обеспечить максимальную сохранность полученной информации, обеспечить ее как доказательства.

Данная тема достаточно подробно освящена в научных  трудах многих авторов, но в тоже время стоит отметить, что немногие авторы затрагивают проблему особенности предъявления для опознания с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, что и хотелось бы более подробно осветить в настоящей работе.

Цель работы – рассмотреть порядок предъявление для опознания как процессуального действия, проблемы предъявления для опознания несовершеннолетним потерпевшим и свидетелю, возникающие на практике.

 

Аналитическая часть

Для начала необходимо раскрыть само понятие «опознание», так как Уголовно-процессуальный кодекс это понятие не раскрывает.

А.Я. Гинзбург дает такое определения предъявлению для опознания: «это самостоятельное процессуальное действие, сущность которого состоит в отождествлении либо установлении групповой принадлежности ранее воспринимаемого объекта».1 Однако дело в том, что, доказательственное значение по делу имеет только установление тождества или различия. Следовательно установление групповой принадлежности – это не конечная цель опознания.

По моему  мнению, результатом опознания не может явиться установление групповой  принадлежности объекта. Поскольку  цель опознания – установить, этот ли объект наблюдал ранее опознающий в связи с интересующим следствие обстоятельствами2.

Итак, предъявление для опознания (ст. 193 УПК РФ) - это самостоятельное  следственное действие, содержание которого заключается в предъявлении свидетелю, потерпевшему, подозреваемому, обвиняемому в предусмотренном законом порядке определенного объекта для того, чтобы они могли установить его тождество или различие с тем объектом, который наблюдали ранее и о котором давали показания3.

Важное значение для правильного  понимания природы и возможностей опознания имеет определение его целей.

Гинзбург А.Я. говорит о том, что цель предъявления для опознания заключается в  конечном итоге в установлении тождества  предъявляемого объекта. Следователь  в данном случае стремится установить является ли предъявляемый объект тем же самым, который ранее опознающий наблюдал в связи с расследуемым событием.4

Повторное опознание объекта тем же опознающим и по тем же признакам производиться не может (ч.3 ст 193УПК). Запрет повторного опознания связан с порождением им практически не устранимого сомнения в том, что опознающий узнал объект не по тому образу, который сохранился в памяти с момента преступления, а по тому, который возник в результате первоначального опознания. Повторное опознание не допускается и тогда, когда первоначальное было проведено с существенным нарушением норм УПК, или когда первоначальное узнавание состоялось вне процессуальной формы (например, при оперативном отождествлении личности)5.

По достигнутым результатам: установление при опознании тождества объекта с запечатленным в памяти мысленным образом ранее наблюдавшегося; установление различия указанных объектов; установление их сходства. Доказательственное значение по делу имеет только установление тождества или различия.

Важно отделять опознание от других следственных действий. При допросе доказательственное значение имеют фактические данные, которые свидетель сообщает об обстоятельствах, лично им наблюдавшихся либо о которых он узнал со слов других. В результате же предъявления для опознания доказательственное значение имеют не сообщения опознающего, а его вывод о тождестве или различии предъявленного объекта и объекта, ранее им наблюдавшегося. Фактических же данных при опознании опознающий не сообщает; он лишь мысленно сравнивает два объекта. Свой вывод о тождестве или различии этих объектов опознающий сопровождает объяснением, по каким признакам он пришел к этому выводу.

Подготовка предъявления для опознания включает в себя несколько элементов. В числе прочих – предварительный допрос лица, которому предстоит выступить в качестве опознающего.

Часть 2 статьи 193 УПК РФ говорит о том, что опознающие должны предварительно допроситься об обстоятельствах, при которых они видели предъявленные для опознания лицо или предмет, а так же о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать. Г.И. Кочаров, указывая на необходимость предварительного допроса опознающего о приметах и особенностях, по которым он может произвести опознание, пишет: «Выяснение этих обстоятельств важно как для решения вопросов о целесообразности предъявления опознающему этого или иного объекта и о возможности доверять его восприятию, так и для последующей оценки правильности результатов предъявления для опознания»6.

Среди юристов  существует мнение, что опознание, не основанное на описании предмета, предшествующем предъявлению для опознания, утрачивает доказательственное значение. Придание этому столь серьезного значения юристами согласуется с данными современной психологии, свидетельствующей о том, что надежным критерием прочности запоминания является воспроизведение, осуществляемое в отсутствии объектов, о которых идет речь. Отсутствие предварительного допроса или его некачественное проведение влекут за собой утрату доказательственного значения данных, полученных при опознании.7

В связи с  рассматриваемой проблемой необходимо понимать, что психика несовершеннолетнего  отличается от психики взрослого  человека. Несовершеннолетние потерпевшие  или свидетель в силу того, что  преступление оказало сильное эмоциональное напряжение, могут не помнить многих, даже очевидных (для взрослого человека) деталей внешности подозреваемого (обвиняемого), а равно путать эти детали. Задача следователя помочь несовершеннолетнему вспомнить их.

Приступая к  допросу по поводу примет лица, воспринимавшегося ранее человека, следователь предлагает допрашиваемому изложить все, что он помнит об этом. Выслушивая рассказ, следователь ведет черновую запись, фиксируя приметы, называемые допрашиваемым. Необходимо задавать и контрольные вопросы, позволяющие судить о правильности показаний допрашиваемого. Необходимо будет выяснить и родовые и индивидуальные признаки. Важной, на мой взгляд, особенностью допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля является возможность (а в случае если потерпевшему или свидетелю не исполнилось 14 лет, то обязательность) присутствия при допросе педагога и законного представителя.

Как указывает в своей работе В.Е.Сидоров, допрос несовершеннолетнего «должен быть кратковременным, лучше всего привычных для подростка условиях – в школе, детском саду, по месту жительства и обязательно в присутствии педагога, а в необходимых случаях и с участием близких родственников»8.

Как показывает практика, присутствие родителя при  допросе несовершеннолетнего может  не помогать, а наоборот мешать допросу. В частности родителями может оказываться моральное давление на несовершеннолетнего, даваться подсказки относительно внешности подозреваемого или обвиняемого, которые могут сбить с толку, запутать несовершеннолетнего. В связи с этим следователю необходимо в некоторых случаях следователю необходимо жестко пресекать подсказки со стороны родителей, тем самым давая несовершеннолетнему больше свободы в изложении своих показаний. Для допроса лучше всего приглашать педагога, который обучает ребенка, так как педагог, не обучающий ребенка, является для него посторонним человеком и, не зная характера данного ребенка, вряд ли может оказать какую-либо помощь следователю. При условиях, что педагог хорошо знаком несовершеннолетнему, он может очень помочь в части восстановления несовершеннолетним в памяти обстоятельств произошедшего. 

В силу своего развития дети зачастую не в состоянии описать  не только частные признаки внешности (размеры, контуры, форму отдельных  частей тела), но и общие (рост, возраст, телосложение). Однако при всем этом они хорошо помнят и могут узнать человека, о котором их спрашивают. Учитывая данную особенность и используя специалиста в области детской психики, следователь должен помочь малолетнему свидетеля наиболее полно описать устанавливаемое лицо9.

Как правило, лучше  начать описание человека с таких  характерных черт как рост, комплекция, длина и цвет волос – эти  признаки наиболее запоминаются. Вопрос о росте для ребенка не стоит  задавать в виде «какой его рост в сантиметрах». Скорее всего, ребенок не сможет ответить на вопрос сформулированный таким образом. Лучше спрашивать так: «Выше или ниже тебя был человек? насколько?». Не нужно давить на несовершеннолетнего, если тот не может вспомнить какие-то характерные черты лица подозреваемого, так как это может лишь разладить психологический контакт с ребенком, но не поможет ему вспомнить. Стоить уделить внимание одежде, в которой находился подозреваемый. Важно помнить, что не все термины обозначающие тот или иной элемент одежды доступны для понимания ребенку. В таком случае если следователь интуитивно догадывается о том, что ребенок пытается объяснить или о чем рассказать, то стоит предъявить ему похожую вещь.

Если при  допросе выясняются отличительные черты предмета, а не человека, то хорошим тактическим приемом будет попросить ребенка нарисовать данный предмет, с указанием отличительных признаков. На практике встречался случай, когда ребенок не мог описать рукоятку ножа (а именно рисунок) который впоследствии должен был быть предъявлен для опознания. Когда следователь попросил изобразить на бумаге данный рисунок, то ребенок согласился и вполне точно отразил характерные черты рукояти ножа, а впоследствии по ним опознал его среди других.

В ходе допроса  может возникнуть необходимость  помочь ребенку вспомнить какие-либо признаки наблюдаемого в прошлом объекта. Здесь большую роль могут сыграть ассоциации. Однако необходимо избегать наводящих вопросов.

Качественное  использование всех перечисленных  приемов при допросе несовершеннолетнего, помогут качественно провести само опознание.

 

Основная  часть

Опознание является специфическим следственным действием. Подготовка, которую требует данное мероприятие, включает в себя целый  комплекс мер, носящих процессуальный и тактический характер, т.е. продиктованные с криминалистической точки зрения. Кроме проведения предварительного допроса опознающего, в подготовку также включается: выбор времени и места проведения опознания, подбор объектов, в числе которых будет предъявляться опознаваемый объект и некоторые другие тактические моменты.

Для начала, следователю  необходимо решить вопрос о выборе момента предъявления для опознания, места окружающей обстановки, освещения. В отношении времени существует общее правило: чем раньше данное действие будет проведено, тем больше возможность получить достоверную информацию, ибо память человека постепенно теряет воспринятое10. Особенно это важно с учетом такой особенности детской психики, как воображение. И чем меньше возраст допрашиваемого, тем более оно развито и оказывает влияние на показания. Плюс к этому на объективность данных рассказываемых ребенком влияет время, которое прошло с момента увиденного им преступления. Исходя из этого можно  сделать однозначный вывод – чем раньше будет допрошен несовершеннолетний потерпевший/свидетель, тем более вероятно получение объективных данных о событиях.

При выборе места  проведения следственного действия следователь чаще всего останавливается  на своем кабинете или ином служебном  помещении. Нужно учитывать, что данное помещение должно быть достаточно просторным, что бы вместить всех участников следственного действия. Так при проведении опознания несовершеннолетнего подозреваемого несовершеннолетним потерпевшим, число человек, находящихся в одном кабинете вероятно будет 10-12. Нужно заранее рассчитать возможно ли качественно провести опознание в своем следственном кабинете или подготовить более просторное помещение.

Информация о работе Порядок опознания