Понятие и элементы процессуального статуса руководителя следственного органа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Процессуальный статус руководителя следственного органа регулируется не только уголовно-процессуальным законом, но и ведомственными нормативными правовыми актами, в том числе актами МВД России. Особенно важно в этой связи разграничить административные и процессуальные полномочия руководителя следственного органа, не допускать их смешения и утраты процессуальной независимости следователя.
Актуальным до настоящего времени остается вопрос о разграничении функций руководителя следственного органа по процессуальному руководству предварительным следствием и осуществлению им ведомственного контроля за производством предварительного следствия.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и элементы процессуального статуса руководителя следственного органа 6
2. Полномочия руководителя следственного органа 14
3. Взаимодействие руководителя следственного органа со следователем и прокурором 22
Заключение 29
Список используемых источников 32

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 60.66 Кб (Скачать файл)

Решение законодателя о передаче практически в полном объеме процессуальных полномочий в досудебном производстве от прокурора к руководителю следственного органа (так в настоящее время в ст. 39 УПК значится должность начальника следственного отдела) выглядит не только абсолютно логичным, но и что не менее важно своевременным.

Можно сделать вывод, что кардинальное значение изменений, внесенных в УПК РФ, видится в разрыве со сложившимся традиционным пониманием прокурора в российском уголовном процессе как главной фигуры на предварительном следствии, отделении следствия от прокуратуры. После вступления в силу изменений (6 сентября 2007 г.) прокуроры будут "включены" в расследование уголовных дел только небольшой и частично средней тяжести, относящихся к компетенции органов дознания (ст. 150 УПК РФ). Большинство дел средней тяжести, а также все тяжкие и особо тяжкие преступления, относящиеся к компетенции следователя, согласно распределению составов преступлений по формам расследования (ст. 151 УПК РФ), будут расследоваться без активного прокурорского воздействия.

Внесенными изменениями положен конец властным полномочиям прокурора в важнейшей форме предварительного расследования - на этапе предварительного следствия. Отделение прокуратуры от следствия придало особую значимость фигуре руководителя следственного органа. В то же время прокурор сохраняет достаточно много полномочий "для противовеса" руководителю следственного органа. Потеряв право на собирание доказательств в личном качестве, прокурор имеет право на их проверку и оценку, оставаясь субъектом доказывания. Прокурорский надзор в основном теперь сосредотачивается на стадии возбуждения уголовного дела и на этапе окончания предварительного следствия. Весьма существенно то, что прокурору по-прежнему направляется уголовное дело вместе с обвинительным заключением для рассмотрения и принятия решения. Очевидно, что прокуроры в необходимых случаях будут по-прежнему возвращать уголовные дела для производства дополнительного расследования вместе с требованиями об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе следствия.

Окончательно же ответ на то, как сложатся в новых процессуальных условиях взаимоотношения между прокурором и следователем, прокурором и руководителем следственного органа, может дать только практика.

Существование такой процессуальной фигуры как начальник следственного отдела ни в коей мере не умаляет роли и значения прокурора при расследовании преступления. Указания прокурора по уголовным делам обязательны для начальника следственного отдела, а обжалование им таких указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

Объем рассмотренных изменений, внесенных в УПК РФ, их значимость позволяют говорить о новой организации всей досудебной части уголовного процесса, т.е. фактически о ее реформе. Преобразования коснулись, прежде всего, места и роли прокурора в досудебном судопроизводстве, соотношения прокурорского надзора и процессуального руководства предварительным следствием. Изменились нормы, определяющие процессуальные полномочия прокурора, руководителя следственного органа и следователя.

И до внесения изменений, и после них распределение процессуальных полномочий в сфере следствия между следователем, прокурором и руководителем следственного органа образует сложную и гибкую систему "сдержек и противовесов", позволяющую, при необходимости, активизировать роль любого из трех вышеуказанных участников процесса. Одновременно такая конструкция предусматривает необходимость совместного принятия ряда важнейших решений и возможность их блокирования в случае сомнений в законности и обоснованности принимаемых действий и решений22.

Думается, что внесенные в УПК РФ изменения будут и в дальнейшем способствовать росту эффективности уголовно-процессуальной деятельности руководителя следственного органа, и в том числе той ее части, которая направлена на обеспечение прав и законных интересов подозреваемого и обвиняемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

  1. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2015)
  3. Уголовный кодекс от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015).
  4. Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»» (с изм. и доп. от 22.12.2014 г.)
  5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1  "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015)
  6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ//Российская газета. 2010
  7. Конституционное право: учебник \ отв. ред.  Козлов Е.А. М., 1996.
  8. Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. Б.Б. Булатова, А.М. Баранова. 2-е издание, перераб. и доп. М., 2010.
  9. Словарь русского языка. В 4 т. Т. 3 / под ред. А.П. Евгеньевой.
  10. Азаров В.А.,  Ревенко Н.И., Кузембаева М.М. Функция  предварительного расследования в истории, теории и практике уголовного процесса России. Омск, 2006.
  11. Андреянов В.А. Обвинение в российском уголовном процессе: понятие, сущность, значение и теоретические проблемы реализации: автореф. диссертации к.ю.н. Екатеринбург, 2009.
  12. Ануфриев В.П. Правовой статус Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователей и других прокурорских работников его следственных органов: автореф. диссертации к.ю.н. М., 2009
  13. Витрук Н.М. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
  14. Гаврилов Б. Я. О процессуальной самостоятельности следователя. История, современное состояние, перспективы развития // Право и политика. 2001. № 2.
  15. Даньшина Л. И. О реформировании организационных структур по уголовным делам //  Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2008. № 9,
  16. Корнуков В.М. Конституционные основы положения личности в уголовном судопроизводстве. Саратов, 1987
  17. Коньков С.Н. Проблемы правового статуса прокурора в досудебном производстве // Уголовное судопроизводство. 2008. № 2.
  18. Колесников О.В. Руководитель следственного органа в системе МВД России как участник уголовного судопроизводства. Москва, 2012. С. 5.
  19. Кочекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958.
  20. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. Соч.
  21. Победкин А. В., Калинин В. Н. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы 2007 года // Гражданин и право. 2007. N 11
  22. Попова В.В, Сенчуков С.П., Яворский М.А. Организационные функции в деятельности руководителей следственных подразделений при горрайонах внутренних дел: учебно-практическое пособие. М., 2006.
  23. Попова Т.Ю. Уголовно-процессуальный статус руководителя следственного органа. Москва, 2013.
  24. Смирнов А., Калиновский К. Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный (под общ. ред. А.В. Смирнова). 4-е издание, дополненное и переработанное. М., 2007.
  25. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. 5-е издание. М., 2006 г.

1 Колесников О.В. Руководитель следственного органа в системе МВД России как участник уголовного судопроизводства. Москва, 2012. С. 5.

2 Азаров В.А.,  Ревенко Н.И., Кузембаева М.М. Функция  предварительного расследования в истории, теории и практике уголовного процесса России. Омск, 2006. С. 94-95.

3 Конституционное право: учебник \ отв. ред.  Козлов Е.А. М., 1996. С. 57.

4 Витрук Н.М. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 173.

5 Корнуков В.М. Конституционные основы положения личности в уголовном судопроизводстве. Саратов, 1987. С. 54.

6 Андреянов В.А. Обвинение в российском уголовном процессе: понятие, сущность, значение и теоретические проблемы реализации: автореф. диссертации к.ю.н. Екатеринбург, 2009. С. 20-21.

7 Ануфриев В.П. Правовой статус Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователей  и других прокурорских работников его следственных органов: автореф. диссертации к.ю.н. М., 2009. С. 18.

8 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ//Российская газета. 2010.

9 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. 5-е издание. М., 2006 г. С. 654.

10 Кочекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958. С. 58.

11 Словарь русского языка. В 4 т. Т. 3 / под ред. А.П. Евгеньевой. С. 354.

12 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. Соч. С. 566.

13 Попова Т.Ю. Уголовно-процессуальный статус руководителя следственного органа. Москва, 2013. С. 52.

14 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ.

15 Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. Б.Б. Булатова, А.М. Баранова. 2-е издание, перераб. и доп. М., 2010. С. 97-98.

16 Коньков С.Н. Проблемы правового статуса прокурора в досудебном производстве // Уголовное судопроизводство. 2008. № 2. С. 14.

17 Попова В.В, Сенчуков С.П., Яворский М.А. Организационные функции в деятельности руководителей следственных подразделений при горрайонах внутренних дел: учебно-практическое пособие. М., 2006. С.13, 24-25.

18 Гаврилов Б. Я. О процессуальной самостоятельности следователя. История, современное состояние, перспективы развития // Право и политика. 2001. № 2. С 92.

19 Даньшина Л. И. О реформировании организационных структур по уголовным делам //  Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2008. № 9, С. 15.

20 Смирнов А., Калиновский К. Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный (под общ. ред. А.В. Смирнова). 4-е издание, дополненное и переработанное. М., 2007. С. 77.

21 Даньшина Л. И. О реформировании организационных структур по уголовным делам //  Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2008. № 9,. С. 16.

22   Победкин А. В., Калинин В. Н. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы 2007 года // Гражданин и право. 2007. N 11.     С. 74.

 

 


Информация о работе Понятие и элементы процессуального статуса руководителя следственного органа