Основания для применения мер пресечения - заключение под стражу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

В соответствии со ст.22 Конституции РФ 1993 года каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые правомерные действия. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Ограничения этой свободы допускаются только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции РФ). Одним из таких ограничений выступает возможность заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
1. Заключение под стражу в системе мер пресечения.......................................4
2. Основания для применения мер пресечения - заключение под стражу......6 Заключение............................................................................................................9
Библиографический список..................................

Файлы: 1 файл

УПП ЛЕНА.docx

— 26.57 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.................................................................................................................3

1. Заключение под стражу в  системе мер пресечения.......................................4

2. Основания для применения мер  пресечения - заключение под стражу......6 Заключение............................................................................................................9

Библиографический список................................................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии со ст.22 Конституции РФ 1993 года  каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые правомерные действия. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Ограничения этой свободы допускаются только федеральным законом  и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции РФ). Одним из таких ограничений выступает возможность заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого.

В данной контрольной работе я рассматриваю особенности заключения под стражу в системе мер пресечения и основания принятия решения о применении к обвиняемому (подозреваемому).

 

1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ В СИСТЕМЕ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ

 

«Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» - гласит ст.22 ч.1 Конституции  Российской Федерации. Уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает  случаи, когда к гражданину, вовлеченному в сферу уголовного судопроизводства (подозреваемому, обвиняемому) могут быть применены меры уголовно-процессуального принуждения. Из них самыми строгими являются меры пресечения, в особенности – заключение под стражу, которое Уголовно-процессуальное законодательство определяет как исключительную меру.

Меры уголовно-процессуального  пресечения являются основной составной  частью института мер уголовно-процессуального  принуждения и представляют собой  способ обеспечения деятельности правосудия в отношении лиц, привлекаемых к  головной ответственности, а в исключительных случаях, в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления. Меры пресечения составляют весьма значительную часть мер уголовно-процессуального принуждения. Их применение всегда связано со значительным ущемлением прав и свобод определенных категорий лиц, вовлеченных и сферу уголовно - процессуальной деятельности.

Меры пресечения, вопреки утверждениям отдельных  процессуалистов, обладают свойством  принудительности – вне зависимости  от того, соответствует ли применение таковых их желаниям и интересам. Практически любая из форм уголовно-процессуального принуждения всегда влечет за собой то или иное ограничение личной свободы граждан (свободы воли, передвижения, неприкосновенности и т.д.).

Рассматриваемую меру пресечения называют по-разному: «содержание под стражей», «арест», наконец, «заключение под стражу». Последнее наименование употребляется в УПК РФ для ее обозначения.  «Содержание под стражей» - это, скорее всего о процессе реализации данной меры.

Заключение  под стражу – самая строгая  мера пресечения, существенно ограничивающая права и свободы гражданина и, прежде всего одно из важнейших прав – право на свободу и личную неприкосновенность. Поэтому заключение под стражу избирается лишь тогда, когда другие меры пресечения не могут обеспечить надлежащее поведение и не уклонение обвиняемого (подозреваемого) и при строгом соблюдении ряда гарантий, установленных законом в целях обеспечения обоснованности применения этой меры пресечения. В то же время неприменение  или несвоевременное применение заключения под стражу к опасным преступникам, совершившим тяжкие преступления, может привести к совершению новых преступлений. Заключение под стражу – мера, обеспечивающая реальное пресечение противоправных действий обвиняемого (подозреваемого) на предупреждение которых направлены названные в ст.98 УПК меры пресечения.

Сущность данной меры пресечения состоит  в принятии решения о заключении под стражу обвиняемого (подозреваемого), водворении его в следственных изолятор (в иное место, заменяющее следственный изолятор) и содержании его там под стражей до начала фактического исполнения обвинительного приговора к лишению свободы, если данная мера пресечения не будет отменена либо изменена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЕ - ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ

 

Правовые  основы заключения под стражу, содержания под стражей и освобождения из-под  стражи устанавливают:

  • Конституция РФ (ст.22, 63);

УПК РФ 2001г.

Федеральный закон от 18 декабря 2001 года «О введении в действие УПК  РФ» (ч.3 ст.10)

  • Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями и дополнениями от 21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г.).
  • Международные договоры РФ (Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, международные договоры и правовой помощи по уголовным делам, Конвенции ООН о привилегиях и иммунитетах 1946 г. и др.)

Заключение  под стражу – самая тяжелая  мера пресечения, поэтому она должна применяться лишь при невозможности  применения иной, более мягкой меры пресечения.

Заключение  под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) подозреваемый  или обвиняемый не имеет постоянного  места жительства на территории Российской Федерации;

2) его личность  не установлена;

3) им нарушена  ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся  от органов предварительного расследования или от суда.

К несовершеннолетнему, подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу, в качестве меры пресечения, может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.

Для некоторых  категорий граждан в связи  с особой ответственностью выполняемых  ими функций установлены дополнительные гарантии против необоснованного применения к ним заключения под стражу. В соответствии со ст.58 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. В соответствии с ч.3 ст. 450 УПК  судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы. Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей. При этом мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации и соответствующего судебного решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Заключение  под  стражу – это  наиболее  строгая мера  пресечения, и поэтому  её  применение  имеет  под  собой дополнительные  гарантии соблюдения  прав  граждан, дополнительные  условия  её  применения. Лицо, взятое  под  стражу,  физически  изолируется  от  общества  и  содержится под  охраной.

Значение  применения предварительного  заключения  под стражу  определяется, прежде  всего,  тем, что оно является  наиболее  эффективной мерой пресечения  с точки зрения  возможности достижения  их  целей.

По  общему  правилу  арест  возможен  по  делам,  за  которые  законом предусмотрено наказание в виде  лишения свободы на  срок  свыше одного  года. Только  в исключительных  случаях лицо  подвергается заключению  под стражу.  Если  наказание ему грозит  менее суровое – до года  лишения свободы включительно,  исправительные  работы,  штраф  и др.

Как  уже  было  отмечено  выше,  по  делам  о  тяжких  преступлениях, указанных  в  ч.2. ст.96 УПК (в их  число  входят  и  государственные преступления), заключение  под  стражу  может  быть  применено  по  мотивам  одной  лишь опасности  преступления.

При  избрании   мерой  пресечения  заключения  под  стражу  должны соблюдаться  требования ст.11 УПК. Никто  не  может  быть  подвергнут  аресту иначе  как  на  основании  судебного  решения  или  с  санкции  прокурора.

Лицо,  подвергнувшееся  аресту  имеет  право  на  обжалование  и  судебную проверку  законности  и  обоснованности  содержания  его  под  стражей.

Постановление  судьи  об  освобождении  лица  из- под  стражи,  вынесенное  в  результате  судебной  проверки,  подлежит  немедленному  исполнению. Прокурор обязан  немедленно  освободить  всякого  незаконно  лишённого  свободы  или содержащегося под  стражей  свыше  срока,  предусмотренного  законом  или судебным  приговором (ст.11 УПК).

В ст.22 Конституции  РФ сказано: «Каждый  имеет  право  на  свободу  и  личную неприкосновенность, Арест, заключение  под  стражу  и  содержание  под стражей допускаются  только  по  судебному  решению». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Конституция  Российской Федерации: офиц. текст. – М.: ПРИОР, 202.

2. Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации:  официальный текст: по состоянию  на 1 марта 2009 года. – Новосибирск:  Сиб. унив. изд-во, 2009. – 288 с.

3. Уголовный  кодекс Российской Федерации. Официальный текст, действующая редакция. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.

4. Трудовой  кодекс Российской Федерации  по состоянию на 28.03.2005. М.: Омега-Л, 2005.

5.. Уголовный  процесс: учебник для вузов  / под ред. К.Ф. Гуценко. –  5-ое изд., перераб. и доп. – М.: ИКД «Зеркало-М»,2007. – 704 с.

6. Петрухин, И.Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное, 2004.

7. О содержании  под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: федеральный закон Российской Федерации от 15 июля 2003 года № 103-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 29. – Ст. 2759.

8. Цоколова, О.И. Порядок заключения под стражей на стадии предварительного расследования: пособие / О.И. Цоколова, Н.Е. Сурыгина; под ред. С.П. Щербы. – М.: ВНИИ МВД России, 2009. – 164 с.

                                               2

 

3



 


Информация о работе Основания для применения мер пресечения - заключение под стражу