Органы предварительного следствия в ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:16, отчет по практике

Описание работы

В ходе прохождения практики планировалось изучение деятельности органов дознания, их основных задач и полномочий. Изучение уголовных дел возбужденных по признакам составов преступлений против здоровья граждан, участие в расследовании данных уголовных дел, производство которых проводилось во время проведения практики. Проведение опросов граждан по материалам проверки по сообщениям граждан о совершении преступлений.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие предварительного расследования и предъявления обвинения 5
2 Основания и порядок привлечения лица в качестве обвиняемого 9
Заключение 15
Список использованных источников 17
Приложение А 18

Файлы: 1 файл

Шаблон на ПП (Паценко).doc

— 1,013.00 Кб (Скачать файл)

Процессуальный порядок привлечения  лица в качестве обвиняемого включает в себя четыре этапа: 1) вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого; 2) предъявление обвинения; 3) разъяснение обвиняемому его прав; 4) допрос обвиняемого.

Признав, что имеются достаточные  основания для предъявления обвинения, следователь выносит постановление о привлечении в качестве обвиняемого.

В этом постановлении должны быть указаны: дата и место его составления; кем оно составлено; фамилия, имя  и отчество лица, привлекаемого в  качестве обвиняемого; описание преступления с указанием времени, места его совершения, а также иные обстоятельства, подлежащие доказыванию (виновность лица, форма его вины и мотивы, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением); уголовный закон, предусматривающий наказание за данное преступление, решение о привлечении в качестве обвиняемого. Если обвиняемому вменяется совершение нескольких преступлений, в постановлении должно быть указано, какие конкретные действия вменяются обвиняемому по каждой из статей Уголовного кодекса РФ.

Доказательства, подтверждающие виновность лица в совершении преступления, в  данном постановлении не приводятся.

Если по делу привлекается в качестве обвиняемых несколько лиц, постановление  выносится в отношении каждого  из них.

Лицо признается обвиняемым с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого и с этого же момента наделяется соответствующими правами.

Обвинение должно быть предъявлено  не позднее 3 суток с момента вынесения  постановления о привлечении  в качестве обвиняемого в присутствии защитника, если он участвует в деле. Однако если не известно местопребывание обвиняемого, если он уклоняется от явки к следователю или по другим причинам не может принять участие в уголовном деле, обвинение может быть предъявлено и по истечении 3 суток, в день фактической явки или привода.

Обвиняемый, находящийся на свободе, вызывается к следователю повесткой, которая вручается ему под  расписку, а в случае его отсутствия - кому-либо из взрослых членов его семьи, представителю жилищно-эксплуатационной организации, администрации по месту работы или жительства. Повестка может быть передана также телефонограммой или телеграммой. Обвиняемый, находящийся под стражей, вызывается через администрацию места предварительного заключения.

Обвиняемый обязан явиться по вызову следователя. Уважительными причинами  его неявки признаются: болезнь; несвоевременное  получение повестки и иные обстоятельства, лишающие обвиняемого возможности  явиться.

В случае неявки обвиняемого без  уважительных причин он может быть подвергнут приводу, который производится по мотивированному постановлению следователя милицией.

Перед предъявлением обвинения  следователь обязан разъяснить обвиняемому  его право иметь защитника  с момента предъявления обвинения. Если обвиняемый решил воспользоваться таким правом или участие защитника в деле обязательно по закону, следователь обязан пригласить защитника и предъявить обвинение в его присутствии.

Предъявление обвинения — это  процессуальное действие, заключающееся  в том, что следователь, удостоверившись в личности обвиняемого, знакомит его с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого и разъясняет сущность предъявленного обвинения, а также права обвиняемого, предусмотренные ст. 47 УПК РФ. Выполнение этих действий удостоверяется подписями обвиняемого и следователя на постановлении.

В случае отказа обвиняемого от подписи  следователь делает в постановлении  соответствующую отметку.

Если при предъявлении обвинения  присутствует защитник, он также удостоверяет своей подписью факт предъявления обвинения и разъяснения обвиняемому его прав.

Копия постановления о привлечении  в качестве обвиняемого вручается  обвиняемому и его защитнику, а также направляется прокурору.

Заключение

Основной формой расследования  является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к данной форме производство по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК), а во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор.

Наряду со следователями в исключительных случаях предварительное следствие  могут осуществлять начальники следственных отделов, а также прокуроры. При  этом на них распространяются все  полномочия следователей.

Из сказанного выше видно, что предварительное следствие включает в себя систему процессуальных действий следователя по собиранию, проверке и оценке необходимых доказательств по делу и выяснению иных вопросов, необходимых для разрешения дела, а также принятие следователем решений, которые обеспечивают возможность производства расследования (например, принятие следователем уголовного дела к своему производству, предъявление обвинения, применение мер процессуального принуждения, приостановление и окончание следствия и пр.).

Для осуществления такого рода действий закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Как правило, он самостоятельно принимает решения, связанные с  производством следственных и иных процессуальных действий.

Вместе с тем в предусмотренных законом случаях решения следователя приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия прокурора на совершение определенных действий (ст. 25, 26, 28, 106, 110, 146, 162, 183 УПК), а также судебного решения (ст. 107, 108, 109, 114, 182, 183, 184, 185, 186 УПК). Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде, кроме тех, о которых говорится в ч. 3 ст. 38 УПК.

Полномочия следователя носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

В зависимости от ведомственной  принадлежности следователей законодатель распределяет между ними подследственность  следующим образом: 1) следователи  прокуратуры производят следствие по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК; 2) следователи органов ФСБ - по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК, а также в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК; 3) следователями органов внутренних дел РФ - по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК; 4) следователями наркоконтроля (ФСКН России) - дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Исключение из этого правила  предусматривается ч. 5 ст. 151 УПК, перечисляющей  ряд преступлений (например, мошенничество, присвоение или растрата, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность), в отношении которых  предварительное следствие могут производить также следователи органа, выявившего эти преступления.

Срок, отводимый законодателем  для расследования уголовного дела, как правило, не должен превышать  двух месяцев со дня его возбуждения, но при наличии определенных условий  может быть продлен прокурорами различных уровней. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня направления его прокурору с обвинительным заключением или с составленным следователем постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

При прекращении производства по делу срок следствия заканчивается с  момента вынесения соответствующего постановления. В срок предварительного следствия не включается время, на которое  предварительное следствие было приостановлено в соответствии с законом.

Срок предварительного следствия  может быть продлен до 6 месяцев  прокурором района, города и приравненным к ним военным прокурором и  их заместителями. Если дело является многоэпизодным, а в качестве обвиняемых привлекаются несколько лиц или имеются иные обстоятельства, определяющие высокую степень сложности расследования, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Предельного срока расследования закон не устанавливает.

При возвращении прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия (устранения замечаний, данных прокурором в письменном виде) продолжительность такого следствия не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю. При необходимости дальнейшее продление срока предварительного расследования осуществляется вышестоящими прокурорами в общем порядке. Точно так же закон регламентирует порядок соблюдения сроков следствия и тогда, когда уголовное дело было возобновлено после его приостановления или прекращения, если отпали основания, препятствующие дальнейшему производству по делу.

Список использованных источников

1

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 5 января 2006 г.) //СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2954

2

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 27 июля 2006 г.) // СЗ РФ, 2001, № 52 (часть I), ст. 4921.

3

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. и  доп. от 27 декабря 2005 г.) // СЗ РФ, 2002, № 46 ст. 4532

4

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. № 1-ФЗ (с изм. и доп. от 2 мая 2006 г.) // СЗ РФ, 1997, № 2, ст. 198.

5

Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп. от 4 ноября 2005 г.) // СЗ РФ, 1995, № 47, ст. 4472.

6

Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (с изм. и доп. от 6 марта 2006 г.) // СЗ РФ, 1998, № 31, ст. 3808

7

Закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изм. и доп. от 2 декабря 2005 г.) // СЗ РФ, 1995, № 33, ст. 3349.

8

Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 2007.

9

Насонов С.А., Ничипоренко Т.Ю. Суд и правоохранительные органы: Практикум. Учебное пособие. Юристъ, 2005.

10

Правоохранительные органы. Учебник  для вузов. / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. – М.: ЮНИТИ, 2005

11

Савюк Л.К. Правоохранительные и судебные органы. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004.


 

Приложения

А





Информация о работе Органы предварительного следствия в ОВД