Нормативное регулирование рассмотрения сообщения о преступлениях в российском и зарубежном уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 15:51, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Основной тенденцией уголовной политики на современном этапе развития России является кардинальная смена ее ориентиров, направленная на установление и применение международных стандартов защиты прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, обеспечение приоритета свобод человека и гражданина. При этом функционирование уголовно-процессуального правозащитного механизма начинается уже на этапе рассмотрения сообщения о преступлении.

Файлы: 1 файл

Диплом (финальная версия).docx

— 261.77 Кб (Скачать файл)

В ст. 144 УПК РФ нет указания о том, каким документом оформляется решение о проведении проверки, а ведомственные инструкции различны в интерпретации. Так, п. 25 Типового положения возлагает организацию проведения проверки на руководителей соответствующих органов, которые «дают письменные указания конкретным исполнителям о рассмотрении сообще- ния»149, «поручают следователю провести проверку»150, резолюцией определя- ют исполнителя, сроки и порядок его разрешения.

На мой взгляд, такие понятия как «поручение», «резолюция», «указание» не относятся к категории правовых, не отражают мотивы принятия решения о проведении проверки, не устанавливают логических связей между причиной (как основанием проверки) и следствием (как принятие решения), не добавляют прозрачности механизму проверки. Практически невозможно установить, на основании каких аргументов руководитель органа делает вывод о необходимости ее проведения, определяет объем проверочной деятельности, срок выпол- нения и средства проверки. Кроме того, отсутствие единообразного подхода к началу осуществления проверки и унифицированных требований к ее оформлению не способствует стабильности и безошибочности правоприменительной практики.

В связи с этим было бы правильным оформлять постановлением решение должностного лица о проведении проверки по сообщению о преступления. Аналогичное предложение имеется у Н. И. Полищука, который полагает, что этот процессуальный документ будет свидетельствовать о возникновении уголовно - процессуальных отношений, позволит должностным лицам до возбуждения уголовного дела на законных основаниях производить следственные действия, будет способствовать правильному исчислению процессуальных сроков, предусмотренных ст. 144 УПК РФ, уменьшит количество злоупотреблений со стороны работников, осуществляющих предварительную проверку151.

На мой взгляд, введение обязательной процессуальной формы в ранг законодательных требований и правоприменительную практику позитивно отразится на деятельности по рассмотрению сообщений о преступлениях.  
Во- первых, постановление как процессуальный акт, является юридическим фактом возникновения правоотношений, связанных с проверкой сообщения о преступлении, который порождает права, обязанности и ответственность субъектов. Во-вторых, проверочная деятельность обретет строго формализованные рамки, станут прозрачными ее содержание, перечень мероприятий, круг исполнителей и сроки, что позволит решить вопросы кадрового, технико- криминалистического, оперативного и иного ресурсного обеспечения. В- третьих, доследственный уголовный процесс примет упорядоченный планомерный характер, станет доступным для аналитической оценки хода и результатов деятельности, что позволит спрогнозировать последствия, предвидеть перспективу и принять правовые и тактико-криминалистические решения. В- четвертых, введение процессуальной формы серьезным образом дисциплинирует исполнителя, повысит ответственность, так как вся его деятельность (либо бездеятельность) станет прозрачной и, как следствие, подконтрольной для непосредственного руководителя и надзирающего прокурора. В-пятых, принятие промежуточного или итогового решения в процессе проведения проверки любым должностным лицом будет обоснованным и правомерным, что существенно снизит факты нарушений законности.

Изложенные доводы, на мой взгляд, подтверждают необходимость дополнения ч. 1 ст. 144 УПК РФ после слов «…и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения» следующей нормой: «О проведении проверки сообщения о преступлении дознаватель, ор- ган дознания, следователь, руководитель следственного органа выносит  постановление». В окончательном варианте ч. 1 ст. 144 УПК РФ будет следующей:

«Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. О проведении проверки сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа выносит постановление. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места проишествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно - розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения сообщений о преступлениях орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из трех решений, указанных в ч. 1 ст. 145 УПК РФ. При этом решения о возбуждении и отказе в возбуждении уголовного дела процессуально оформляются в виде постановления (ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 148 УПК РФ). В соответствии с п. 25 ст. 5 УПК РФ, постановлением является любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично; решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления. Однако в этой норме отсутствует упоминание о решениях, которые принимаются по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях и процессуально оформляются в виде постановления. Для устранения возникшей коллизии необходимо п. 25 ст. 5 УПК РФ после слова «вынесенное» дополнить словосочетанием «по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях».

Исходя из вышеизложенного, считаю возможным сформулировать следующие выводы и предложения.

    1. Федеральный закон от 04. 03. 2013 № 23-ФЗ внес существенные изменения и дополнения в ст. 144 УПК РФ, затронул большой спектр вопросов правового регулирования проверки сообщения о преступлении. Однако, несмотря на их позитивное значение, реализация закона на практике не привела к оптимизации процедурного порядка, а наоборот, вызывала затруднения в единообразном понимании и применении. К проблемным вопросам, которые требуют научно- практического осмысления и корректировки законодательства, относятся: нормативное урегулирование процедурного порядка проведения проверки и новых процессуальных действий, процессуальных форм их закрепления, устранение несогласованности и правовой неопределенности норм.
    2. Ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, противоречат ч. 1 ст. 144 УПК РФ в части установления процессуальных сроков для рассмотрения сообщений о преступлениях, интерпретируя его как «срок проверки сообщений о преступлениях». Полагаем, что замена в п. 32 Типового положения «сроки проверки» на словосочетание «сроки рассмотрения сообщения о преступлении, предусмотренные ст. 144 УПК РФ», будет способствовать оптимизации процедурного порядка, единообразному толкованию среди правоприменителей.
    3. В настоящее время актуальным становиться вопрос о расширении возможностей использования такой процессуальный формы, как постановление, при проведении проверки сообщений о преступлениях и сроков ее продления. В связи с этим представляется необходимым дополнить ч. 1 ст. 144 УПК РФ после слов «…и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения» следующей нормой: «О проведении проверки сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа выносит постановление» и в ч. 3 ст. 144 УПК РФ слово «по ходатайству» заменить словом «по постановлению» и изложить в следующей редакции: «Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по постановлению соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по постановлению следователя, а прокурор - по постановлению дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток».
    4. В п. 25 ст. 5 УПК РФ отсутствует упоминание о решениях, которые принимаются по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и процессуально оформляются в виде постановления. Поэтому необходимо п. 25 ст.5 УПК РФ после слова «вынесенное» дополнить словосочетанием «по ре- зультатам рассмотрения сообщения о преступлении».

 

            Заключение

 

Научное исследование, проведенное на основе комплексного анализа теоретико-методологических и нормативно - процессуальных основ деятельности по рассмотрению сообщения о преступлении, изучение результатов эмпирических исследований и правоприменительной практики, позволило сформулировать ряд выводов, которые, на наш взгляд, представляют научный и практический интерес и будут способствовать совершенствованию правового регулирования.

  1. Вопросы нормативной регламентации стадии возбуждения уголовного дела находятся в эпицентре научно-исследовательского интереса. Это связано с активным обсуждением перспективы ее ликвидации, с изменениями в уголовно-процессуальном законодательстве, существенно повлиявшими на сущность и порядок рассмотрения сообщений о преступлении, на полномочия должностных лиц уполномоченных органов. В настоящее время по ряду объективных причин, стадия возбуждения уголовного дела должна быть сохранена в досудебном производстве. Она выступает гарантом стабильного функционирования уголовно-процессуальной системы в целом, и уголовно-процессуального механизма рассмотрения сообщений о преступлении, которые обеспечивают быстрое реагирование на информацию, содержащую данные о признаках преступления, обязательность ее приема, регистрации и проверки, принятие законного и обоснованного решения, соблюдение конституционно-гарантированных прав и свобод граждан.
  2. Нормативные предписания, регламентирующие деятельность по рассмотрению сообщений о преступлениях, имеют институциональный характер, в связи с чем, уместно говорить о выделении в стадии возбуждения уголовного дела самостоятельного уголовно - процессуального института, содержанием которого является совокупность норм, регламентирующих общественные отношения, возникающие в стадии возбуждения уголовного дела по приему, регистрации и проверке информации, содержащейся в поступившем сообщении о совершенном или готовящемся преступлении, принятию законного и обоснованного решения, предусмотренного ч. 1 ст. 145 УПК РФ, по осуществлению прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля, а также правовое положение субъектов, их права, обязанности и ответственность. В целях оптимизации законодательства, регулирующего сферу досудебного производства, необходимо изменить название раздела VII УПК РФ, добавив перед словами «Возбуждение уголовного дела» словосочетание «Рассмотрение сообщения о преступлении».
  3. Отсутствие единообразного толкования категорий, составляющих элементы процессуального порядка рассмотрения сообщений о преступлениях в научных дефинициях и законодательстве, обуславливает потребность детальной теоретической формулировки понятийного аппарата. В связи с этим необходимо дополнить ст. 5 УПК РФ следующими пунктами: п. 28. 1. Прием сообщения о преступлении; п. 30. 1. Проверка сообщения о преступлении;  
    п. 35. 1. Регистрация сообщения о преступлении.
  4. Для выполнения императивного требования принять сообщение о преступлении, предусмотренного ч. 1 ст. 144 УПК РФ, необходимо законодательно установить обязанность должностных лиц при приеме сообщений о преступлениях разъяснять гражданам процессуальный порядок его рассмотрения и обжалования. С этой целью целесообразно дополнить  
    ч. 1 ст. 144 и ч. 4 ст. 144 УПК РФ и расширить информационное содержание талона-уведомления за счет вне- сения в него в обязательном порядке записи о разъяснении заявителю порядка рассмотрения сообщения о преступлении и обжалования незаконных действий должностных лиц органов, принявших его.
  5. При приеме сообщений о преступлении должностными лицами уполномоченных органов допускаются многочисленные нарушения процессуального порядка, к числу которых относятся: прямой и завуалированный отказы в приеме сообщения о преступлении; фальсификация; полная и частичная подделка; изменение и уничтожение записей в официальных документах, с цифровых регистраторов речевых сообщений; нарушение процедуры регистрации сообщения о преступлении.
  6. Регистрация сообщения является самостоятельным элементом процессуального порядка его рассмотрения, который порождает возникновение взаимных прав и обязанностей участников уголовно-процессуальных отношений, выступает в качестве первоначального звена в системе действий, обеспечивающих беспрепятственный доступ граждан к правосудию, является оценочным показателем единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях. В связи с этим, необходимо изменить диспозицию ч. 1 ст. 144 УПК РФ, включив в него регистрацию в качестве обязательного элемента порядка рассмотрения сообщения о преступлении.
  7. К проблемным вопросам проверки сообщения о преступлении, которые требуют научно-практического осмысления и корректировки законодательства, относятся: нормативное урегулирование процедурного порядка проведения проверки и новых процессуальных действий, процессуальных форм их закрепления, устранение несогласованности и правовой неопределенности норм, рас- ширение возможностей использования при проведении проверки сообщений о преступлениях и сроков ее продления такой процессуальный формы, как постановление.

 

 

Список использованной литературы

 

Законы и нормативные правовые акты

 

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 № 6-ФКЗ, от 30. 12. 2008  
      № 7-ФКЗ;от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, - 2014 - №31 – ст. 4398.
    2. О Прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 4-ФЗ /СЗ РФ. 1995. № 47. Ст.4472. (с последующими изменениями).
    3. О Федеральной службе безопасности Российской Федерации: Фе- деральный закон от 03. 04. 1995 № 40-ФЗ / СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269 (с по- следующими изменениями).
    4. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ / Российская газета. 18. 08. 1995. № 160 (с последующими изменениями).
    5. О судебных приставах: Федеральный закон от 21. 07. 1997 № 118- ФЗ / СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590 (с последующими изменениями).
    6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18. 12. 2001 № 174-ФЗ / СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921 (с последующими изменениями).
    7. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02. 05. 2006 № 59-ФЗ / СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
    8. О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28. 12. 2010 № 403-ФЗ / СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 15 (с последующими изменениями).
    9. О полиции: Федеральный закон от 07. 02. 2011 № 3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) / СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900 (с последующими изменениями).
    10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия: Федеральный закон от 08. 12. 2010 № 404-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. Ст. 16.
    11. О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 04. 03.2013 № 23-ФЗ / Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».
    12. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05. 06. 2007 № 87-ФЗ / Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».
    13. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27. 07. 2006  
      № 149-ФЗ / Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».
    14. Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29. 11. 2007 №ф282-ФЗ / Доступ из справ. – правовой системы «Кон- сультантПлюс».
    15. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федера- ции: Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 / СЗ РФ. 2003. № 33. Ст. 3254 (с последующими изменениями).
    16. О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Указ Президента РФ от 05. 06. 2003 № 613 / СЗ РФ. 2003. № 23. Ст. 2197 (с последующими изменениями).
    17. Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации»): Указ Президента РФ от 14. 01. 2011 № 38 (ред. от 19. 01. 2012) / СЗ РФ. 2011. № 4. Ст. 572. (с последующими изменениями).
    18. Вопросы организации полиции: Указ Президента РФ от 01. 03. 2011 № 250 / СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1336.

Информация о работе Нормативное регулирование рассмотрения сообщения о преступлениях в российском и зарубежном уголовном процессе