Коммерческий подкуп и его отличие от дачи и получения взятки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы свидетельствует о том, что в нынешней России коррупция превратилась в опасное общественной явление, она является причиной разложения государственного аппарата, нестабильности основ его нормального функционирования, дискредитирует государственные институты в глазах населения, существенно нарушает экономическую деятельность, приводит к подрыву правил хозяйственного оборота, к искусственному банкротству хозяйствующих субъектов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа 5
1.1 Объект преступления 7
1.2 Предмет коммерческого подкупа. 8
1.3 Объективная сторона преступления 9
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика видов взятки 11
2.1. Уголовно-правовая характеристика получения взятки. 11
2.2. Уголовно-правовая характеристика дачи взятки 15
Глава 3. Отличие коммерческого подкупа от взятки и иных видов подкупа 19
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.54 Кб (Скачать файл)

 

 

Курсовая работа

По дисциплине « Уголовное и уголовно-процессуальное право»

На тему:  «Коммерческий подкуп и его отличие от дачи и получения взятки» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие и уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа 5

1.1 Объект преступления 7

1.2 Предмет коммерческого подкупа. 8

1.3 Объективная сторона преступления 9

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика видов взятки 11

2.1. Уголовно-правовая характеристика получения взятки. 11

2.2. Уголовно-правовая характеристика дачи взятки 15

Глава 3. Отличие коммерческого подкупа от взятки  и иных видов подкупа 19

Заключение 22

Список литературы 23

 

 

Введение

 
         Актуальность темы свидетельствует о том, что в нынешней России коррупция превратилась в опасное общественной явление, она является причиной разложения государственного аппарата, нестабильности основ его нормального функционирования, дискредитирует государственные институты в глазах населения, существенно нарушает экономическую деятельность, приводит к подрыву правил хозяйственного оборота, к искусственному банкротству хозяйствующих субъектов.

Борьба  с коррупцией - одна из основных задач  в сфере государственного управления.  Коммерческий подкуп  является одним  из наиболее опасных преступных посягательств  на основы государственного правопорядка.

        Тем временем коммерческий подкуп становится все более изощренным, приобретает беспрецедентные масштабы, наносит колоссальный урон обществу и государству. Большинство отечественных правоведов относит коммерческий подкуп к разряду ключевых уголовно-правовых проблем.

 Несмотря на то что особая общественная опасность коммерческого подкупа не вызывает сомнений, что существует множество научных работ, исследований и публикаций на эту тему, остается много спорных, нерешенных вопросов в области уголовно-правовой характеристики взятки, что является серьезным препятствием на пути к снижению уровня коррупции в целом и взяточничества в частности.

Цель работы рассмотреть понятие коммерческого подкупа его отличие от взятки и иных видов подкупа.

Задачи работы:

  • дать понятие и рассмотреть правовую природу коммерческого подкупа;
  • рассмотреть исторический аспект, связанный с правовым регулированием коммерческого подкупа в Российском уголовном праве;
  • рассмотреть уголовно-правовую характеристику составов преступлений, предусматривающих ответственность за получение и дачу взятки;
  • выявить отличительные черты взятки от коммерческого и иных видов подкупа.

 
Предметом работы выступает нормы уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за коммерческий подкуп.

 Объектом работы стали общественные отношения, складывающиеся в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. 204 УК РФ.  
Нормативную основу составило действующее уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за коммерческий подкуп и получение и дачу взятки.

 

Глава 1. Понятие и уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа

 

Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно  незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи  с занимаемым этим лицом служебным  положением - наказываются штрафом  в размере от двухсот до пятисот  минимальных размеров оплаты труда  или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере  от пятисот до восьмисот минимальных  размеров оплаты труда или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо ограничением свободы  на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

 Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением - наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

  Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:

 а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

  б) совершены неоднократно;

  в) сопряжены с вымогательством, - наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается  от уголовной ответственности, если в отношении его имело место  вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе  органу, имеющему право возбудить  уголовное дело.

  Коммерческий подкуп представляет собой вид преступления, посягающего на нормальные условия взаимодействия хозяйствующих субъектов в условиях рынка (равенство сторон, эквивалентность обмена, реальное соблюдение договоров и т. д.). Правовую основу охраны добросовестной конкуренции представляет собой Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в редакции от 25 мая 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 22, ст. 1977). Условия нормальных коммерческих отношений нарушаются в пользу лиц, получающих подкуп и передающих его. При помощи подкупа может быть, например, обеспечено незаслуженное, необоснованное предоставление льготных кредитов стороне, прибегнувшей к подкупу, произведено раскрытие производственных секретов, дающее стороне, подкупившей соответствующего служащего конкурирующего предприятия, незаслуженное преимущество в хозяйственной деятельности, либо оказано влияние на преимущественное заключение деловой сделки в ущерб предприятию, в котором служит получивший подкуп, и т. д.

Субъектом получения подкупа являются лица, выполняющие управленческие функции как в коммерческих, так и в иных организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью (политическая партия, профсоюз, потребительская организация и т. д.). Выполнение управленческих функций заключается в возможности, в пределах служебных полномочий, принимать решения, имеющие обязательную силу. Субъектом передачи подкупа выступает лицо, передающее материальные ценности или незаконно оказывающее услуги подкупаемому лицу с целью обеспечения собственных интересов.

  Субъективная сторона при коммерческом подкупе предполагает прямой умысел, т. е. лицо, передающее подкуп, и лицо, принимающее подкуп, осознают, что передаваемые ценности или оказываемые услуги являются платой за совершение определенных действий в интересах дающего, и желают совершения таких действий.

1.1 Объект преступления

 

В 204 статье УК РФ предусмотрены два  состава преступления - незаконная передача и незаконное получение  предмета коммерческого подкупа.

Уголовным кодексом родовой объект отнесен к преступлениям  в сфере экономики, а по видовому признаку к преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Соответственно непосредственным объектом коммерческого подкупа (любой  его разновидности) является нормальная, регламентируемая законодательством, деятельность аппарата управления коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным  органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным  учреждением.

Так отмечалось, что коммерческий подкуп имеет дополнительный объект: это - права и законные интересы граждан  либо охраняемые законом интересы общества и государства, а также имущественные  и иные правомерные интересы организации1. Права и законные интересы граждан могут выступать дополнительным объектом коммерческого подкупа в случаях, если он сопряжен с вымогательством, т.е. когда лицо подверглось такому воздействию.

Определяя непосредственный объект рассматриваемого преступления, необходимо уяснить признаки состава этого преступления. Из ст. 204 УК вытекает, что управленческая деятельность коммерческой и иной организации:

а) является элементом коммерческого подкупа;

б) осуществляется специально уполномоченными лицами этой организации;

в) направлена на удовлетворение охраняемых законом прав и интересов организации;

г) осуществляется в рамках, установленных законодательством  и иными нормативными актами.

С учетом этих признаков, как уже  было сказано выше, непосредственным объектом преступления выступает нормальная деятельность аппарата управления коммерческих и иных организаций, складывающиеся в сфере осуществления законной деятельности (службы) лицами, выполняющими управленческие функции.

1.2 Предмет коммерческого  подкупа.

 

Предмет коммерческого подкупа- деньги, ценные бумаги, иное имущество или  услуги имущественного характера.Деньги могут быть представлены в виде российской или иностранной валюты. Такая валюта должна находиться в обращении и использоваться в качестве платежного средства.

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной  формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление  или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей  ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности . Виды ценных бумаг перечислены в ст. 143 ГК РФ. К ним, в частности, относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек и др.

Иное имущество - это имущество, за исключением уже названных  денег и ценных бумаг. К числу  такового относятся, в частности, автомобили, квартиры, ювелирные изделия и  т.д.

В пункте 9 постановления Пленума  Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" разъясняется, что услуги имущественного характера - это услуги, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических  путевок, ремонт квартиры, строительство  дачи и т.д.). Такие услуги должны получить в приговоре денежную оценку. Это важно для квалификации, поскольку  не исключена возможность признания  совершенного деяния малозначительным  вследствие незначительной стоимости предмета подкупа.

Пленум Верховного Суда РФ обоснованно признает предметом взятки или коммерческого подкупа только имущество, выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате. Но открыт вопрос о том, какие именно выгоды и услуги могут рассматриваться как подкуп: только урегулированные законодательством (допустим, упоминаемый в постановлении ремонт квартиры) либо, наряду с ними, носящие нелегальный характер - в частности, сексуальные услуги  Государство и право. 2000. N 4. С.22.

1.3 Объективная сторона  преступления

 

Объективная сторона преступления, предусмотренного в ч. 1, 2 ст. 204 УК РФ, состоит из действий в виде передачи лицу, выполняющему управленческие функции  в коммерческой или иной организации, предмета коммерческого подкупа, а  равно оказания ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи  с занимаемым этим лицом служебным  положением.

При этом следует учитывать, что  объективная сторона может быть выполнена, только в случае незаконного  получения или незаконной передачи предмета коммерческого подкупа. При  этом, незаконное получение вознаграждения должно быть обусловлено совершением  в интересах дающего какого-либо действия (бездействия), например, предоставление льготного или беспроцентного кредита, зачисление на банковский счет денежных средств, приобретенных преступным путем, и т.д. Многие юристы считают, что не имеет значения, законны  или нет данные действия по своей  сути. Важно, чтобы совершенные лицом, выполняющим управленческие функции, за вознаграждение действия (бездействие) были связаны с занимаемым им служебным  положением и использованием последнего

  Прежде всего, коммерческий подкуп является противоправным  как по форме, так и по содержанию. Он не порождает каких-либо юридически значимых действий и правовых последствий для сторон. Поэтому нормы гражданского права, так же как и трудового, в данном случае не могут применяться. Кроме того, между нормами уголовного и других отраслей права в данном случае не происходит содержательной связи. Основным признаком объективной стороны этого состава преступления является незаконная передача вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции. Значительное количество юристов под незаконной передачей понимает действия, прямо запрещенные законом, нормативно-правовыми актами либо учредительными документами, т. е. действия на которые установлен каким либо нормативным документом запрет. Нельзя сказать, что эта позиция лишена смысла, однако, при таком положении можно говорить о том, что всякое получение лицом, указанным в ст. 204 КУ РФ денег, ценных бумаг, прямо не разрешенное, но не запрещенное законом или иными нормативными актами, в т. ч. актами организации, также является коммерческим подкупом. Полагаю, обе эти позиции не бесспорны. Думается, что законодатель имел ввиду - под незаконным получением / передачей предмета коммерческого подкупа именно действие - прямо запрещенное законом или ему противоречащее. Однако, если проводить аналогию со ст. 290 УК РФ, где Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для государственных служащих установлен запрет получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, то в отношении лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих организациях никаких запретов не содержится.

Информация о работе Коммерческий подкуп и его отличие от дачи и получения взятки