Характеристика терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:48, контрольная работа

Описание работы

Терроризм является одной из наиболее опасных проблем ХХI века. Для достижения своих целей террористы, путем совершения террористических актов (взрывов, захватов заложников и т.п.): запугивают мирных жителей, создают атмосферу страха и неуверенности в завтрашнем дне, влияют на общественное мнение и борются за изменение политики стран мира. В глобальности современного терроризма и заключается основное отличие от явлений века ХIX и начала ХХ. Сегодня невозможно решить эту проблему в рамках одной страны, поступательное развитие информационных технологий позволяет в режиме реального времени передавать информацию о террористических актах по всему миру, преодолевать любые государственные границы, а значит, позволяет террористам достигать свои цели.

Файлы: 1 файл

УПК тема террор.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Со значительными ограничениями  до 1 января 2007 года остается в действии ФЗ «О борьбе с терроризмом».

В хронологической последовательности прогресс отечественного законотворчества налицо:

 «Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях»1.

«Терроризм - насилие  или угроза его применения в отношении  физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений»1.

(прим. авт. - не  действует)

«Терроризм – идеология насилия  и практика воздействия на принятия органами государственной власти, органами местного самоуправление или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иным формам противоправных насильственных действий»2.

Проведем аналогию понятий данных в Уголовном Кодексе и Федеральных Законах. Законодатель решил отойти от позиций перечисления террористических действий. Создал более широкое понятие не столь казуистичного характера (оно уже есть в УК РФ), сколь применимого для практических нужд правоохранительных органов, руки которых до сих пор были связаны исчерпывающими формулировками УК РФ и ФЗ «О борьбе с терроризмом». Кроме вышеперечисленных понятий законодатель ввел такие изменения:

- в рамках нового закона, произведено  перераспределение компетенции по определению основных направлений политики по противодействию терроризму от Правительства РФ к Президенту РФ. Правительство РФ – орган коллегиальный, а потому применять основной военный закон – единоначалие, в его рамках, невозможно. Роль Президента РФ в деятельности по противодействию терроризму повысить согласованность действий федеральных органов государственной власти, а также определить компетенцию каждого из них. Это решение очень актуальной проблемы, ведь ни для кого не секрет, что многих человеческих жертв можно избежать, при грамотном проведении операций и согласованных действиях служб, уполномоченных для борьбы с терроризмом; 

- в рамках нового закона, новеллой  является правовое оформление  применения Вооруженных сил Российской  Федерации в борьбе с терроризмом на территории России и за её пределами, дается развернутая характеристика этого применения в зависимости от того, где они должны применяться: в воздухе, на воде или на суше. Большую дискуссию в Государственной Думе и обществе вызвало положение закона об уничтожении воздушного судна захваченного террористами. Здесь встает извечный вопрос: «Можно ли для защиты интересов большинства, пренебречь меньшинством?», т.к. закон принят, можно считать, что законодатель ответил на него утвердительно. Не нарушает ли это положение закона ст.2  Конституции РФ, которая гарантирует каждому человеку и гражданину его права и свободы, объявляя их защиту обязанностью государства? В ходе обсуждения законопроекта в Государственной Думе высказывались предложения при захвате террористами заложников, в ответ захватывать их родственников, такое предложение как не гуманное и противное основам сложившегося правопорядка было отвергнуто. Хватит ли мужества для принятия решения: «об уничтожении воздушного судна», окажись в захваченном самолете дети или родственники уполномоченных лиц, ответ на этот вопрос может дать только правоприменительная практика;   

- необходимо также отметить, что  в отличие от ФЗ «О борьбе  с терроризмом» материальная  и социальная защита лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом, а также лиц пострадавших от террористических актов проработана значительно лучше, что любопытно бремя компенсации морального вреда жертвам террористических актов, законодатель перекладывает на самих террористов;

- законодатель объявляет правомерными действия по лишению жизни лица, совершающего террористический акт, фактически ставя террористов вне закона;

- с 1 января 2007 года вступит в  силу ст. 25 ФЗ «О противодействии  терроризму», устанавливающая вознаграждение  за содействие в борьбе с терроризмом. Власти в который раз призывают население быть бдительными, облекая призыв в норму права, как сложится эта основательно подзабытая форма взаимодействия населения с уполномоченными органами, будет видно впоследствии.

Уголовно  – правовая характеристика терроризма была бы не полной, если бы мы остановились на анализе национального законодательства, в этой связи необходимо вспомнить ФЗ «О противодействии терроризму»: «Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти».1

В международной классификации  терроризм представляет собой тяжкое преступление против человечества. В настоящее время существует 12 универсальных конвенций по борьбе с терроризмом и 7 региональных. Современное международное сообщество пока не смогло дать единого определения терроризма. Попытки разработать всеобъемлющую конвенцию относительно терроризма, которая содержала бы это определение, не увенчались успехом. Отмечается несколько причин невозможности квалификации терроризма на международно - правовом уровне: различные подходы разных государств к понятию "терроризм"; большое влияние политического фактора на оценку событий, связанных с совершением террористических актов.

Несмотря на отсутствие общепринятого  международно - правового понятия "терроризм", ни у кого, однако, не возникает сомнений, что предметом 12 универсальных конвенций  является борьба с проявлением, одного и того же явления - совершения незаконных насильственных актов, сопряженных с устрашением и с запугиванием населения.

В международно - правовой литературе встречаются мнения, согласно которым  за террористическими деяниями отрицается разнообразие форм. "В различных источниках к актам международного терроризма относят: захват заложников, пиратство, акты, направленные против безопасности гражданской авиации, а также незаконный захват и использование ядерного материала. Однако в силу их особой международной опасности, распространенности и многообразия форм совершения для борьбы с ними государства принимают специальные конвенции, выделяя их в отдельные преступления международного характера. Такая точка зрения не получила поддержки среди экспертов ООН и других международных организаций, занимающихся систематизацией конвенций по борьбе с международным терроризмом.

Российская Федерация является участником 10 универсальных соглашений по борьбе с терроризмом и 2 региональных. Еще 2 универсальных соглашения были подписаны Российской Федерацией, и в соответствии со статьей 18 Венской конвенции о праве международных договоров она должна воздерживаться от действий, которые лишили бы такие договоры объектов и целей. Следует отметить, что подавляющее большинство универсальных конвенций по борьбе с терроризмом перешли к Российской Федерации от Советского Союза в порядке правопреемства.

Таким образом, большая часть существующих универсальных конвенций по борьбе с терроризмом была разработана  и принята в 70 - 80-е годы прошлого столетия.

Морская безопасность

В марте 2001 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию  о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988) и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ на континентальном шельфе (1988). Данные соглашения были разработаны в рамках Международной морской организации и призваны усилить безопасность на морских судах и стационарных платформах путем криминализации деяний, способных отрицательно отразиться на безопасности морского судоходства: совершение актов насилия, телесные повреждения или убийства лиц на морском судне или стационарной платформе, незаконный захват или незаконное осуществление контроля, разрушение морского судна или стационарной платформы, разрушение навигационного оборудования, сообщение ложных сведений с целью создания угрозы безопасности морскому судну или стационарной платформе.

В соответствующих статьях  Конвенции и Протокола содержится требование, адресованное государствам - участникам, предусмотреть в национальном уголовном законодательстве данные составы преступлений.

Несмотря на то что  Россия стала участником этих соглашений совсем недавно, ее уголовное законодательство в целом охватывает данные виды преступных деяний. Терроризм (ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)), угон воздушного судна или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ), пиратство (ст. 227 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей их сообщения (ст. 267 УК РФ) - все это составы преступлений УК РФ, которые позволяют привлекать к уголовной ответственности лиц, создающих своими действиями угрозу безопасности морскому судоходству и функционированию стационарных платформ. Статья 205 УК РФ (терроризм) вообще самая всеохватывающая по своему объему. Фактически любое противоправное деяние (нападение, насилие, сообщение ложных сведений или разрушение навигационного оборудования), содержащееся в Конвенции и Протоколе, может подпадать под ее действие при условии, что оно направлено на подрыв общественной безопасности, устрашение населения или оказание воздействия на органы власти. Именно так следует понимать слова "иные действия", присутствующие в тексте данной статьи.

Единственное, что хотелось бы отметить, - в УК РФ отсутствует  упоминание о стационарных платформах, что неудивительно, поскольку в  момент принятия Уголовного кодекса  Россия не была участником Протокола. В статьях 211 (угон воздушного судна  или водного транспорта) и 227 (пиратство) речь идет только о морских судах, представляющих собой другой объект. Кроме того, статья 211 УК РФ предусматривает наказание за действия, представляющие собой угон или захват с целью угона воздушного или морского судна, что неприменимо к стационарным платформам.

В связи с ратификацией Протокола 1988 г., необходимо включить в  УК РФ некоторые составы преступлений, такие, как незаконный захват и осуществление  контроля над стационарной платформой. В этом случае стационарные платформы будут защищены от нападения и захвата наравне с морскими судами.

Следует отметить, что  в соответствии с нормами международного права УК РФ действует на стационарных платформах Российской Федерации независимо от наличия в нем специальных  составов преступлений, относящихся к ним. Статья 60 Конвенции ООН по морскому праву гласит, что прибрежное государство осуществляет исключительную юрисдикцию над морскими платформами и установками, что означает распространение соответствующим государством своего национального законодательства на них, включая и уголовное, в полном объеме. То есть нужно ставить вопрос только о включении в УК РФ некоторых составов преступлений, предусматривающих наказание за совершение противоправных действий на стационарных платформах.

Воздушная безопасность

70 и 60-е годы ХХ  в. были отмечены участившимися  случаями захвата воздушных судов  и совершением иных противоправных  актов на их борту. В результате  международное сообщество отреагировало  разработкой и принятием 3 универсальных  конвенций, нацеленных на укрепление безопасности на гражданских воздушных судах: а) Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других незаконных актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963); б) Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970); в) Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971).

Наряду с воздушными судами местом совершения противоправных актов стали аэропорты. Поэтому  возникла необходимость распространить и на них действие норм международного права, что выразилось в принятии Римского протокола о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющего Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1988).

Все перечисленные документы  были ратифицированы в свое время  Советским Союзом. Соответственно, Российская Федерация продолжает оставаться их участником в порядке правопреемства.

Что касается их заимствования в российском законодательстве, то дело обстоит следующим образом. Фактически только статья 211 УК РФ "Угон воздушного судна или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава" напрямую связана с положениями международного соглашения. Ее юридическим источником является Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970). Монреальская конвенция 1971 г. и Римский протокол 1988 г. не нашли своего прямого выражения в УК РФ. Это, по всей видимости, связано с тем, что совершение актов насилия на борту воздушного судна и в аэропорту, помещение на воздушном судне устройства, могущего вызвать разрушение, уже подпадают под соответствующие статьи УК РФ (в частности, "Терроризм" - ст. 205), и поэтому законодатель не стал выделять их в отдельные составы преступлений. При этом необходимо принять во внимание один момент - статья 205 будет действовать только в том случае, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности и устрашения населения, что является признаком субъективной стороны этого преступления. При отсутствии признаков данной субъективной стороны ответственность должна возникать по УК РФ, предусматривающему наказание за преступления против личности, или по статье 267 "Приведение в негодность транспортных средств". Указанное обстоятельство носит тем не менее чисто гипотетический характер применительно к воздушным судам и может в действительности иметь отношение только к аэропортам. Как показывает практика, незаконные акты, совершаемые на борту воздушных судов, имеют целью дестабилизировать прежде всего общественный порядок через устрашение пассажиров. Очень часто совершение этих действий связано с политическими мотивами. Терроризм вообще в значительной степени превратился в политический феномен, и мотивы совершения террористических акций тоже в значительной степени политические. Особенно это относится к преступлениям, направленным против безопасности воздушных судов.

Информация о работе Характеристика терроризма