Доступ к правосудию, адвокатура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

Проблемы доступа к правосудию всегда находится в числе приоритетных проблем юриспруденции, требующих пристального внимания, как со стороны юристов, так и ученых. Обеспечение доступа к правосудию – одно из непременных условий современного государства, где суд выступает главным правозащитным механизмом. Уровень защищенности личности со стороны судебной власти во многом определяет степень гуманности государства, уровень развития общества.

Содержание работы

1.Обеспечение доступа к правосудию – задача современного государства….….2
2.Правовой статус адвоката и основные этапы развития адвокатуры на современном этапе…………………………………………….…………………….5
3.Задача…………………………………………………………….………………..13
4.Библиографический список………………………………….…………………..18

Файлы: 1 файл

КР Суд-во.docx

— 39.83 Кб (Скачать файл)

    Уровень развития адвокатуры это индикатор состояния демократии в обществе и один из критериев защищенности прав человека. Одним из показателей развития системы оказания юридической помощи является количество граждан страны, приходящихся на одного адвоката. В странах Западной Европы данный показатель составляет порядка 1000 человек на одного адвоката (в Германии – 572, во Франции – 1285, в Швейцарии –          1032), в США – 2701, в Беларуси, исходя из официальных данных о численности населения и количестве адвокатов, – более 5500.

   Основными задачами адвокатуры являются: оказание на профессиональной основе юридической помощи клиентам в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов; участие в правовом воспитании граждан.

    Право каждого на получение юридической помощи является одним из важнейших конституционных принципов нашего государства и закреплено в статье 62 Основного закона Республики Беларусь. Именно адвокатура как демократический правовой институт призвана обеспечивать это право.

   Новый этап в  развитии  белорусской  адвокатуры  был открыт принятием Закона Республики  Беларусь  «Об  адвокатуре » 13 июня 1993 г. и введенном в действие с момента его опубликования.

      Наша страна первая в Содружестве Независимых Государств приняла такой закон, получивший, к тому же, высокую оценку экспертов Совета Европы. В нем учтен отечественный и зарубежный опыт  развития   адвокатуры, достижения правовой мысли и потребность общества в расширении и качественном улучшении правозащитной деятельности в условиях перехода к рыночной экономике и демократическому правовому государству. Иначе говоря, в действующем законе об  адвокатуре  на уровне международно-правовых стандартов, прежде всего Основных положений о роли адвокатов (принятых ООН в 1990 г.), регламентированы вопросы организации и деятельности адвокатских объединений в современной  Беларуси. Тем самым созданы правовые основы для надлежащего функционирования этого важнейшего демократического института в условиях переходного периода.

   В последнее десятилетие определенные изменения претерпела организационная структура  адвокатуры. Одной из примечательных новелл Закона об  адвокатуре  1993 г. являлось введение наряду с областными, Минской городской коллегиями адвокатов, в частном порядке на добровольной основе иных адвокатских объединений (фирм, бюро, контор) и адвокатов, практикующих индивидуально. Однако, поскольку они не были поставлены в равные условия с традиционными адвокатскими объединениями, Декрет Президента Республики  Беларусь  от 3 мая 1997 г. приостановил, а Закон от 6 июля 1998 г. не предусмотрел их деятельность.

   В 1990 г. в очень сложный для адвокатов период состоялся съезд адвокатов Республики. Было принято решение об образовании Союза адвокатов - общественной организации, объединившей все коллегии адвокатов страны. Высшим органом Белорусского Союза адвокатов был Съезд адвокатов, созывавшийся один раз в три года, а в период между съездами работой Союза руководил Совет во главе с Президентом, избираемым съездом. С декабря 1991 по июль 1997 г. Президентом Союза адвокатов  Беларуси  являлась Н.И.Андрейчик, трижды избиравшаяся на эту должность съездами адвокатов. Среди многочисленных направлений деятельности Союза усилия его были, прежде всего, сосредоточены на участии в разработке Концепции судебно-правовой реформы и проекта закона об  адвокатуре, Правил профессиональной этики адвокатов и ряда других важных нормативных документов, регулирующих деятельность  адвокатуры, а также вопросах социальной и правовой защиты членов коллегий адвокатов, установлении и расширении международных связей с аналогичными адвокатскими объединениями других государств и т.д. В связи с образованием в 1997 г. Республиканской коллегии адвокатов, осуществляющей функции постоянно действующего органа адвокатского самоуправления в масштабе страны, деятельность вышеназванного Союза, внесшего весьма значительный вклад в  развитие   адвокатуры  республики, прекратилась.

   В Беларуси создано и действует Белорусское отделение Международного Союза (Содружества) адвокатов, основанного в 1990 г. при непосредственном участии адвокатов Республики. Целью Международного Союза (Содружества) адвокатов, как и его Белорусского отделения, является содействие  развитию  и внедрению высоких стандартов профессионального мастерства, профессиональной этики, единство и сотрудничество адвокатов, расширение и укрепление международных профессиональных и культурных связей адвокатов разных стран, защита прав, свобод, интересов, чести и достоинства адвокатов.

       Как свидетельствует исторический опыт  развития   адвокатуры  в   Беларуси, одним из самых сложных вопросов является ее взаимоотношения с государством. На данном этапе избран достаточно приемлемый вариант этих взаимоотношений, в рамках которого государство в лице его органов, прежде всего Министерства юстиции, которое должно обеспечивать независимость деятельности  адвокатуры, доступность юридической помощи, а также сотрудничество государственных органов и органов адвокатского самоуправления в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов граждан, оказании правовой помощи физическим и юридическим лицам. Осуществляя общее и методическое руководство  адвокатурой, Министерство юстиции может издавать нормативные акты, регулирующие деятельность  адвокатуры, контролировать соблюдение законодательства, регистрирует уставы коллегий адвокатов, вносит представления в коллегии адвокатов о привлечении последних к дисциплинарной ответственности, выдает и аннулирует лицензии на право занятия адвокатской деятельностью и т.д. В будущем, однако, не только не исключена, но предполагается и осуществляется дальнейшая либерализация взаимоотношений Министерства юстиции и  адвокатуры, как это имеет место во многих зарубежных странах.

    Новый Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» призван комплексно регламентировать деятельность адвокатуры по оказанию юридической помощи.

   Данный законодательный акт учитывает актуальные тенденции в сфере защиты прав и представления законных интересов физических и юридических лиц, соответствует современному уровню социально-экономического развития и сменит действующий с 1993 года и в значительной степени устаревший Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 3

   Приговор районного суда, которым  Ивлев за хулиганство с особой  дерзостью был осужден по ч.2 ст.339 УК РБ к условной мере наказания не был обжалован и опротестован в кассационном порядке и вступил в законную силу. Прокурор района, ознакомившись с делом, пришел к выводу, что приговор не справедлив в виду мягкости наказания.

   В каком порядке, в каком  звене судебной системы и в  какой инстанции может быть  рассмотрено дело? Какие существуют  судебные инстанции в каждом  звене судебной системы?

Решение

1. Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения, постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения, постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускаются в течение одного года по вступлении их в законную силу и лишь по протестам уполномоченных на то должностных лиц, принесенным по этим основаниям (ст. 406 УПК).

    Президиумы областного, Минского городского судов рассматривают уголовные дела по протестам на кассационные определения этих судов и на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления районных (городских) судов (п.1 ст. 407 УПК).

   Основаниями к принесению протеста в порядке надзора на судебные постановления являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.

  Председатели областного, Минского городского судов, прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный прокурор в пределах своей компетенции вправе принести протесты на приговоры, определения, постановления районного (городского) суда и определения судебной коллегии по уголовным делам соответственно областного, Минского городского судов, рассматривавших дело в кассационном порядке (п.2 ст.404 УПК).

   Лица, указанные в статье 404 УПК, вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело для разрешения вопроса о принесении протеста на вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда.

   Право истребования уголовных дел из районных (городских), межгарнизонных военных судов принадлежит также районным (городским) и приравненным к ним прокурорам, которые в необходимых случаях вносят вышестоящему прокурору представление о принесении протеста в порядке надзора.

   Поэтому, в данном случае прокурор  района может внести вышестоящему  прокурору (прокурору области или г. Минска) представление о принесении протеста в порядке надзора. Далее вышестоящий прокурор приносит протест на вступивший в законную силу приговор суда. Дело может быть рассмотрено в Президиуме областного или Минского городского судов.

   Председатели областного, Минского городского, Белорусского военного судов, прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный прокурор, Белорусский военный прокурор в соответствии с их компетенцией вправе приостановить до разрешения дела в порядке надзора исполнение опротестованных приговора, определения, постановления районного (городского) суда, межгарнизонного военного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам соответственно областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда (п.2 ст.405 УПК). 
 

2. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

   Суды общей юрисдикции подразделяются на 3 звена: районные (городские) суды, областные суды; Минский городской суд; Верховный Суд Республики Беларусь, военные суды.

    Под инстанцией понимается судебный орган, управомоченный на выполнение определенных судебных функций. Существует 3 судебные инстанции: 1) суды 1-й инстанции, 2) суды 2-й инстанции, 3) суды надзорной инстанции.

     Районные (городские) суды – это основное или первое звено в системе судов общей юрисдикции. Эти суды наделены чрезвычайными полномочиями по осуществлению правосудия. Ими рассматривается по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, все дела об административных правонарушениях, подведомственные судам, материалы, вытекающие из исполнительных производств. Надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов осуществляют областные и Минский городской суды.

    Областные суды образуют второе, среднее звено в системе судов общей юрисдикции. К этому звену относится и Минский городской суд. Областной (Минский городской) суд является судом первой, второй (кассационной и надзорной) инстанций. В качестве суда первой инстанции он рассматривает отнесенные к его компетенции уголовные и гражданские дела. Областному суду подсудны уголовные дела повышенной общественной опасности. В отношении гражданских дел закон не устанавливает каких-либо ограничений. Поэтому он вправе изъять из районных, городских судов, находящихся на территории области, любое гражданское дело и, учитывая его сложность и общественное значение, принять к своему производству в качестве суда первой инстанции. Такое же право принадлежит областному суду и по уголовным делам, относящимся к компетенции районного (городского) суда. В случае вторичной отмены приговора или решения районного, городского суда областной суд также принимает дело к своему рассмотрению по первой инстанции. Приговоры и решения, вынесенные областным судом, могут быть обжалованы в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Беларусь.

   Действуя в качестве суда второй (кассационной) инстанции, областной суд рассматривает жалобы и протесты на решения, приговоры, определения и постановления районных (городских) судов, не вступивших в законную силу, и выносит кассационные определения.

   Президиум областного суда - это, прежде всего, надзорная инстанция, рассматривающая в порядке судебного надзора протесты Генерального Прокурора Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и их заместителей, прокурора области и председателя областного суда на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных (городских) судов и на кассационные определения судебных коллегий данного суда.

    Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

    Военные суды входят в систему общих судов. Система военных судов двухзвенная: межгарнизонный военный суд; Белорусский военный суд, в составе которого образуются, судебные коллегии. Однако высшим звеном системы военных судов является Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь.

Информация о работе Доступ к правосудию, адвокатура