Деятельность следователя по розыску подозреваемых и обвиняемых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Розыскная деятельность представляет собой функцию органов дознания и предварительного следствия. Ее содержание составляют обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, установление и обнаружение виновных, объектов (лиц и предметов) – носителей доказательственной информации, предметов преступного посягательства и иных объектов, значимых для установления истины по уголовному делу1.
Оперативно-розыскные меры представляют собой специфический вид розыскной деятельности. Правом их проведения наделены лишь компетентные государственные органы в лице некоторых своих служб. Они носят непроцессуальный, обычно разведывательный (поисковый) характер и осуществляются только оперативными работниками и преимущественно негласными средствами.

Файлы: 1 файл

Уголовный процесс.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

ВАРИАНТ № 10

 

Содержание

 

 

 

 

Деятельность следователя по розыску подозреваемых и обвиняемых

 

Розыскная деятельность представляет собой функцию органов дознания и предварительного следствия. Ее содержание составляют обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, установление и обнаружение виновных, объектов (лиц и предметов) – носителей доказательственной информации, предметов преступного посягательства и иных объектов, значимых для установления истины по уголовному делу1.

Оперативно-розыскные меры представляют собой специфический вид розыскной деятельности. Правом их проведения наделены лишь компетентные государственные органы в лице некоторых своих служб. Они носят непроцессуальный, обычно разведывательный (поисковый) характер и осуществляются только оперативными работниками и преимущественно негласными средствами.

Розыскные мероприятия осуществляет следователь в процессе расследования или по приостановленному делу и только процессуальными или организационно-техническими средствами.

Поскольку розыскные мероприятия и следственные действия, проводимые в розыскных целях, осуществляются в процессе расследования, они являются элементами этого процесса, и в этом смысле и только в этой части розыскную деятельность можно считать частью расследования. Оперативно-розыскные меры в содержание расследования не входят.

Итак, если общая цель розыскаx — установление и обнаружение, такая же цель свойственна и оперативно-розыскной деятельности как части розыска. Но другой его части — розыскной деятельности следователя присуща лишь такая цель, как обнаружение, ибо следователь имеет дело с розыском только известных, установленных объектов.

В обыденном словоупотреблении термин «установленный» равнозначен термину «известный». Когда идет речь о таких объектах розыска, как люди, то имеется в виду наличие в распоряжении субъекта розыска данных, позволяющих индивидуализировать личность разыскиваемого и отождествить его при обнаружении. Это комплекс демографических сведений, информация о его внешних признаках и иных свойствах личности. Данные подобного рода могут быть получены двояким путем: как проведением розыскных мероприятий, так и в результате следственных действий, направленных на обнаружение «отпечатков» преступления, несущих информацию о причастных к расследуемому событию людях. Разыскиваемый следователем человек — это всегда конкретное, определенное лицо. В большинстве случаев так же можно охарактеризовать и другие объекты розыска. Однако существуют и исключения из этого общего правила.

Объектами розыска могут быть и предметы, в отношении которых известна лишь их групповая принадлежность (например, документы определенного вида, товары, изготовленные из определенного вида сырья, и т. п.), причем иногда объем группы, к которой они относятся, может быть чрезвычайно велик, что, однако, не препятствует их розыску (например, группа «ценности», группа «антиквариат» и др.). Термин «установленный» в подобных случаях означает зафиксированность принадлежности предмета к определенной группе2.

Возникновение объекта именно как объекта розыска есть результат действия закономерностей возникновения доказательственной информации. Собирание и исследование информации о разыскиваемом объекте, использование этой информации для организации и осуществления самого розыска и есть проявление этих закономерностей.

К числу объектов, признанных установленными и подлежащими розыску, могут быть отнесены3:

1) люди — подозреваемые, обвиняемые; осужденные, бежавшие из мест лишения свободы или с предписанного места жительства; потерпевшие, свидетели;

2) трупы и их части;

3) животные (как предмет преступного посягательства или орудие преступления) и их трупы;

4) вещественные доказательства (в том числе орудия преступления);

5) транспортные средства (как предмет преступного посягательства или орудие преступления);

6) имущество или иные ценности;

7) личные и иные документы, не являющиеся вещественными доказательствами.

Объектами розыскной деятельности следователя могут быть и любые иные объекты, если они установлены и имеют значение для дела.

Информация, служащая основой для розыскной деятельности следователя, по своей природе неоднородна. Во-первых, она возникает как изменение среды под воздействием расследуемого преступления. По своему содержанию это информация о возможном местонахождении объекта розыска, содержащаяся в нем самом или иных «отпечатках» события. Во-вторых, это информация о разыскиваемом объекте, носителями которой являются иные объекты, как связанные, так и не связанные с событием преступления (свидетели, родственники или знакомые подозреваемого, архивные уголовные дела, документы, учетно-регистрационные данные и т. д.). Собирание сведений из этих источников входит в компетенцию следователя и составляет элемент содержания его розыскной деятельности. В-третьих, это ориентирующая информация, предоставляемая в распоряжение следователя оперативным сотрудником и полученная последним в результате оперативно-розыскных мер. Информация всех трех видов служит базой для организации и планирования розыска, логическую основу которых составляют розыскные версии.

Розыскная версия — разновидность следственной. Различие между розыскной и оперативно-розыскной версиями заключается, во-первых, в субъекте выдвижения: первая — версия следователя, вторая — оперативного сотрудника. Во-вторых, розыскные версии всегда являются частными, тогда как оперативно-розыскные могут быть и частными, и общими. В-третьих, субъектом проверки розыскной версии может быть как следователь, так и по его поручению оперативный сотрудник; субъектом проверки оперативно-розыскной версии — только оперативный сотрудник. Наконец, в-четвертых, средством проверки розыскной версии могут быть следственные действия, розыскные мероприятия, а также оперативно-розыскные меры; средством проверки оперативно-розыскной версии — только оперативно-розыскные меры.

Содержание розыскной версии — это предположение об образе действий того или иного лица и в конечном счете предположение о месте нахождения объекта розыска. Определяя направление розыска, версия играет роль фактора, детерминирующего поведение субъекта розыска. «Поведенческие» элементы розыскной деятельности, наличие взаимопротивоположных интересов сторон обусловливают важность психологических основ розыска4.

Статья 210 УПК РФ регулирует порядок розыска подозреваемого, обвиняемого.

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск — это деятельность, направленная на установление места нахождения подозреваемого, обвиняемого. Если лицо не привлечено в качестве подозреваемого, обвиняемого, то меры по его установлению не входят в понятие розыска.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Если место нахождения обвиняемого неизвестно, следователь принимает меры к его розыску. Следователь вправе и обязан поручить производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении предварительного следствия или выносится особое постановление. При наличии данных о том, что обвиняемый скрывается от следствия и суда за пределами Российской Федерации, он может и должен быть объявлен в международный розыск, который осуществляется силами Международной организации уголовной полиции — Интерпола — в деятельности которой Россия принимает участие с 1996 года

В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 УПК РФ: «Задержание подозреваемого».

При наличии оснований, предусмотренных статьей 97 УПК РФ, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 108 УПК РФ, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

Обнаруженный правоохранительными органами подозреваемый, обвиняемый, объявленный в местный или федеральный розыск, может быть задержан в общем порядке, предусмотренном законом, а затем в таком же общем порядке в течение 48 часов задержанный должен предстать перед судьей по месту задержания, который на общих основаниях, но с учетом того, что перед ним — скрывающийся от следствия и правосудия, решает вопрос о заключении его под стражу.

Вместе с тем, следует подробнее остановится на проблемах правового обеспечения розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда.

Так, розыск лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, — одно из важнейших направлений деятельности органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений, во многом предопределяющее ее результативность. Как правило, процесс доказывания в его конкретном выражении начинается только тогда, когда есть кому доказывать, иными словами, когда установлено и задержано лицо, совершившее преступление. Именно поэтому проблемам розыска в криминалистике традиционно уделяется серьезное внимание5.

Следует отметить, что выдвигавшиеся при этом предложения не были реализованы ни в УПК РСФСР, ни в УПК РФ. Хотя в последнем в отличие от его предшественника приводится определение понятия «розыскные меры», в качестве которых признаются «...меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления» (п. 38 ст. 5 УПК РФ).

Вместе с тем, как нам представляется, законодатель необоснованно сузил круг объектов розыска, а соответственно и решаемых при этом задач. Анализируя данный аспект проблемы, В. А. Семцов справедливо отмечает, что «розыскные действия — это не только те процессуальные меры, которые направлены на выявление лица, подозреваемого в совершении преступления, но и меры по установлению места нахождения подозреваемого или обвиняемого, если тот скрылся, похищенного человека, а также ценностей и орудий преступления»6. По нашему мнению, к этому следует добавить свидетелей и очевидцев преступления, и даже потерпевших, что нередко случается в современной практике раскрытия и расследования преступлений.

Относительно определения понятия розыска в УПК РФ, отметим, что это проблема скорее теоретического порядка, чем законодательного. В конечном итоге дискуссионной остается редакция определения розыска, но не его суть, которая очевидна с точки зрения процесса раскрытия и расследования преступления.

В действующем УПК РФ вопросам, связанным с розыском подозреваемого и обвиняемого, посвящено несколько статей. Так, одним из оснований приостановления предварительного следствия законодатель обозначил (ч. 1 п. 2 ст. 208 УПК РФ) следующее условие: «подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения неустановленно по иным причинам». При этом в ч. 5 данной статьи указано, что «...следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принимает меры по его розыску...».

Однако, какие именно меры должен принять следователь, закон не уточняет.

Нет ответа на этот вопрос и в п. 2 ч. 2 ст. 209 УПК РФ, согласно которому следователь «...устанавливает место нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску».

В то же время в ч. 1 ст. 210 УПК РФ, регулирующей непосредственно процесс объявления розыска, закреплено: «Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление», а в ч. 2 данной статьи указано на то, что «розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением».

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что до приостановления предварительного следствия розыском подозреваемого или обвиняемого должны заниматься и следователь, и орган дознания, реализуя соответственно процессуальные и непроцессуальные методы и средства. Вместе с тем изучение уголовных дел, приостановленных для розыска соответствующих лиц, показывает, что в абсолютном большинстве таких дел (около 90 %) отсутствует какая либо информация о действиях следователя по розыску скрывшихся лиц за исключением направления в некоторых случаях отдельного поручения аппаратам уголовного розыска о производстве розыска. Не случайно, многие следователи считают, что процессуальные возможности решения розыскных задач крайне ограничены и этим должны заниматься оперативно-розыскные аппараты.

В этой связи полагаем необходимым закрепить в УПК РФ (возможно, в ч. 5 ст. 208) положение, обязывающее следователя незамедлительно передавать материалы органу дознания для осуществления розыскных мероприятий, если при проведении следственных действий установлено, что подозреваемый (обвиняемый) скрылся от следствия и место его нахождения неизвестно. Необходимость разрешения данного вопроса подтверждается анализом практики объявления розыска следователями органов внутренних дел. В частности, в Информационном письме Следственного комитета при МВД России от 11 апреля 2008 г. № 17/2-6113 приводятся факты о том, что следователи после приостановления производства по уголовному делу принимали решение об объявлении розыска подозреваемых и обвиняемых в нарушение установленных сроков (от 3 до 30 суток), иногда – до полугода.

Информация о работе Деятельность следователя по розыску подозреваемых и обвиняемых