Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 17:13, курсовая работа
Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года воспитательные колонии (далее — ВК) предполагается преобразовать в воспитательные центры (далее — ВЦ) для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.
Целью курсовой работы является изучение основ деятельности и воспитательно-исправительного потенциала воспитательных колоний в России.
Введение .................................................................................................................. 3
Глава 1. Воспитательные колонии в России........................................................ 5
1.1. Порядок отбывания наказания в воспитательных колониях ................... 5
1.2. Вопросы профилактики антиобщественного образа жизни и
преступлений в воспитательных колониях .................................................... 10
Глава 2. Реформирование системы пенитенциарных учреждений России..... 16
2.1. Направления реформирования воспитательных колоний...................... 16
2.2. Перспективы различных условий содержания несовершеннолетних
осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях............. 21
Заключение............................................................................................................ 30
Список использованной литературы....................................................
В порядке поощрения после отбытия не менее одного года несовершеннолетние осужденные в судебном порядке могут быть переведены в воспитательные центры с обычным наблюдением.
Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказания в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания.
Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, проживают в жилых блоках, численностью до 4 человек, запираемых на ночь. Им разрешается:
В строгих условиях отбывания наказания воспитательных центров с усиленным наблюдением содержатся осужденные, поступившие в воспитательную колонию за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных или облегченных условий отбывания наказания. В этом случае осужденные проживают в специально оборудованных постоянно запираемых блоках, численностью до 4 человек.
Им разрешается:
Осужденные, не допустившие нарушений содержания за время пребывания в строгих условиях и отбывшие в строгих условиях не менее шести месяцев, переводятся на обычные условия содержания.
Осужденные признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и достигшие 18 лет, могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания по ходатайству учебно-воспитательного совета в судебном порядке в тюрьму общего режима.
Таким образом, нам представляется, что предлагаемая система по видам режима с различными условиями содержания проста и понятно она дает возможность осуществлять дифференцированный подход к несовершеннолетним осужденным, а также учитывать индивидуальные и личностные особенности подростков, их стремление к исправлению и ресоциализации.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. и в Концептуальной модели воспитательного центра предусмотрено преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте. К сожалению, из содержания Концепции не совсем ясно, на каком этапе ее реализации такие преобразования должны быть осуществлены, но понятно, что проведение данных мероприятий требует соответствующего правового, научного, кадрового, финансового и материального обеспечения. В первоначальный период потребуются значительные совместные усилия ученых и практиков, чтобы создать адекватную современной ситуации концепцию модели воспитательного центра и экспериментально ее проверить. Помочь в этом, безусловно, должен накопленный опыт разработки и осуществления концепций реформирования уголовно-исполнительной системы.
Идет процесс демократизации и гуманизации исполнения наказаний. Назрела необходимость эксперимента и, как следствие, научного его сопровождения.
В условиях социально-экономических реформ необходимо кардинально совершенствовать деятельность воспитательных колоний, привести всю систему исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних в соответствие с требованиями международных стандартов. Обозначим ключевые проблемы в деятельности воспитательных колоний и основные направления по их решению.
В последние годы уголовно-исполнительная система России, частью которой являются воспитательные колонии, переживает процесс реформирования, направленного на: приоритет гуманного отношения к человеку, строгое соблюдение при исполнении наказания его прав, приоритета стимулирования правопослушного поведения осужденных.
Для эффективной реализации этих направлений воспитания создается необходимая организационно-правовая и методическая документация, разрабатываются инструкции, приказы и иные документы, регламентирующие эту деятельность на подзаконном уровне. УИК РФ (ст. 110) закрепил принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных.
Существующая система организации воспитательной работы с осужденными создавалась в 60-70-тые годы прошлого века и в основном соответствовала задачам исправительно-трудовой системы того времени. В основу воспитательной работы была положена концепция, согласно которой воздействие на человека должно осуществляться через труд и коллектив. Однако в современных условиях эта система уже не работает.
Сегодня Федеральной службой исполнения наказаний взят курс на усиление индивидуализации социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества.
В рамках реализации Концепции начата разработка новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики. При проведении этой работы мы начали использовать компьютерные технологии. Сегодня разрабатывается компьютерная программа, которая позволит обеспечить ведение обширной компьютерной базы данных на каждого осужденного (электронный дневник), в которой будут отражаться результаты социального анкетирования осужденного, психологических тестов, его социально-демографическая, уголовно-правовая и индивидуально-психологическая характеристика. Это позволит обеспечить глубокое изучение личности осужденного, разработку для него эффективной индивидуальной программы для подготовки к жизни после освобождения.
Вместе с тем ФСИН России не отказывается от положительно зарекомендовавших себя форм воспитательной работы с осужденными, предполагается дальнейшее совершенствование правового, духовно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания осужденных, пропаганды здорового образа жизни.
Предполагается расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет. В полной мере используется потенциал религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
В сфере воспитательной работы с осужденными предполагается создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, названной системой «социальных лифтов».
Система «социальных лифтов» представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев.
Нормативно-правовая литература
Учебная литература
Статьи
1 Дроздов А. И. Создание воспитательных центров: организационные и правовые аспекты// Уголовно-исполнительное право. 2011. № 8
2 Иванов П. В. Роль воспитательных колоний в системе исполнения наказаний //Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 5
3
Минимальные стандартные правила Организации
Объединенных Наций, касающиеся отправления
правосудия в отношении несовершеннолетних
(Пекинские правила). Приняты резолюцией
40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября
1985 года. URL: http://www.un.org/ru/
4 Досюкова Т., Рождествина А. Уголовно-исполнительное право. – М.: Омега-Л, 2013. – с. 86
5 Бриллиантов А., Курганов С. Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. – с. 18
6 Досюкова Т., Рождествина А. Уголовно-исполнительное право. – М.: Омега-Л, 2013. – с. 58
7 Бриллиантов А., Курганов С. Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. – с. 28
8 Материалы официального сайта Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. URL: www. fsin.su/ document
9 Кимачев А.Е. О регулятивной функции режима лишения свободы в воспитательных колониях фсин России // Человек: преступление и наказание. - 2011. - № 1. - С. 107
10 Кимачев А.Е. О регулятивной функции режима лишения свободы в воспитательных колониях фсин России // Человек: преступление и наказание. - 2011. - № 1. - С. 110
11 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 43. Ст. 5544