Воспитательные колонии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года воспитательные колонии (далее — ВК) предполагается преобразовать в воспитательные центры (далее — ВЦ) для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.
Целью курсовой работы является изучение основ деятельности и воспитательно-исправительного потенциала воспитательных колоний в России.

Содержание работы

Введение .................................................................................................................. 3
Глава 1. Воспитательные колонии в России........................................................ 5
1.1. Порядок отбывания наказания в воспитательных колониях ................... 5
1.2. Вопросы профилактики антиобщественного образа жизни и
преступлений в воспитательных колониях .................................................... 10
Глава 2. Реформирование системы пенитенциарных учреждений России..... 16
2.1. Направления реформирования воспитательных колоний...................... 16
2.2. Перспективы различных условий содержания несовершеннолетних
осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях............. 21
Заключение............................................................................................................ 30
Список использованной литературы....................................................

Файлы: 1 файл

вомпитательные колонии.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Только после всестороннего изучения личности и характера взаимоотношений с другими осужденными подростка направляют в отряд и составляют индивидуальный план воспитательной работы.

Исследование показывает, что воспитательно-профилактическая работа включает себя следующие моменты:

      • определение категорий осужденных, склонных к антиобщественным проявлениям, в том числе насильственным действиям над личностью;
      • систематический учет этих осужденных;
      • выявление наиболее криминогенных факторов, способствующих антиобщественным, в том числе и преступным проявлениям;
      • наличие соответствующих сил и средств, способных предотвратить конфликтную ситуацию или готовящееся преступление.

Совершение преступлений у некоторой части осужденных вырабатывает стойкую антиобщественную направленность. Неоднократно судимые подростки (в том числе имеющие условную судимость) примерно в 4 раза чаще проявляют готовность к совершению новых преступлений по сравнению с теми, кто отбывает наказание впервые.

Меньше других выражают уверенность, что больше не совершат преступлений, несовершеннолетние, осужденные за хищения (47 %), а в большей степени уверены в том осужденные за изнасилования (64 %) и за хулиганство (69 %). Таким образом, категория осужденных за хищения является наиболее криминогенной и нуждается в усиленном надзоре и профилактическом воздействии.

Исследование позволило сделать вывод, что в целях повышения эффективности профилактической работы следует определить резерв профилактических возможностей отделов и служб колоний; выявить и устранить причины и условия совершения преступлений; составить план оперативных мероприятий и тактических действий, скоординировав его с действиями других подразделений; выработать решения на основе прогнозирования развития негативных явлений; организовать взаимодействие различных служб колонии и систематический обмен полученной информацией.

Индивидуальный план воспитательно-профилактической работы с осужденными нецелесообразно составлять по шаблону, но отдельные пункты в нем обязательны:

      • изучение личного дела осужденного;
      • проведение беседы с осужденным и выявление его индивидуальных, психологических особенностей (интересы, склонности, стремления, физическое и интеллектуальное развитие);
      • изучение окружения подростка до осуждения (семья, друзья, школа, производство);
      • выявление его роли в совершении преступления (мотивы, причины, цели);
      • определение ценностных ориентаций и перспектив осужденного;
      • ознакомление осужденного с правилами поведения и режимными требованиями, традициями коллектива и особенностями учебно-производственной базы;
      • ознакомление с работой самодеятельных организаций, деятельностью кружков и спортивных секций.

Индивидуальный план заканчивается составлением программы воспитательно-профилактической работы (содержание, формы, методы, шефство, поручения и т.д.).

Эффективность профилактики преступлений в воспитательной колонии во многом зависит и от правильной организации свободного времени осужденных. 54,5 % подростков затрудняются ответить или вообще не умеют рационально использовать свое свободное время. Это создает условия для деформации образа жизни, нарушений режима и совершения правонарушений. Не научившись в условиях свободы, до ареста, распоряжаться своим свободным временем, многие из подростков не стремятся и не умеют это делать и в колонии.

Проблема рационализации свободного от учебы и работы времени в колонии в значительной мере связана с вопросами активности, которая у некоторой части осужденных в определенной степени деформирована. Условия изоляции, как правило, накладывают весьма значительный отпечаток на волю несовершеннолетнего, а нередко и парализуют ее, в результате чего осужденный становится пассивным.

Вероятно, свободное время осужденных (точнее – время досуга) можно было бы посвятить не только общим мероприятиям, но и поощрять изготовление различных изделий с правом участвовать в конкурсах, а также их реализации через торговую сеть.

Это было бы стимулом зарабатывать своим трудом, способствовало приобретению дополнительных профессий, формированию новых умений и навыков. Необходимо научить молодого человека жить в условиях рыночных отношений.

Представляется, что в основе наказания несовершеннолетних, содержащихся на льготных условиях и доказавших свое исправление, а также лиц, оставленных в воспитательных колониях по достижению совершеннолетия, можно было бы предусмотреть три основных параметра, определяющих степень лишения свободы: объем, структуру и содержание:

а) объем – это уровень свободы в использовании свободного времени, которым воспитанник может распоряжаться сам и самостоятельно выбирать виды деятельности;

б) структура – это набор видов деятельности (занятий), которым воспитанник наполняет свое свободное время;

в) содержание – это направленность видов деятельности (занятий), которыми занимается воспитанник в свободное время9.

Степень свободы во многом зависит от образа жизни, который воспитанник ведет в колонии. Все стремления к совершенствованию своей личности следует поощрять и предоставлять для этого более широкие возможности. Думается, эффективным в смысле исправления поведения и образа жизни осужденных в воспитательной колонии будет регулирование не режимными ограничениями, а степенью свободы, зависимой от поведения самого подростка.

В качестве поощрения можно было бы предоставлять определенную свободу в выборе досуговых занятий тем, кто встал на путь исправления, доказал это на деле и стремится к нравственному и физическому развитию.

Иными словами, свободное время как меру поощрения можно предоставлять положительно зарекомендовавшим себя осужденным (особенно оставленным в воспитательных колониях по достижению совершеннолетия, многие из которых в ближайшее время ожидают освобождения из колонии). Но в отношении остальной части – это время должно носить регламентированный характер. Заслуживает внимания и такой важный вопрос. В воспитательных колониях нередко бывают моменты, когда свободное время может возникнуть внезапно, причем в условиях производства в силу самых различных причин (отсутствие сырья, электроэнергии, поломка станков, транспорта и т.д.). Несмотря на отсутствие рабочих мест в ряде колоний, к появлению такого времени большинство сотрудников колоний не готово.

Полагаем, что у каждого воспитателя, мастера должен быть «наработан» определенный набор видов деятельности, с помощью которых можно было бы заинтересовать подростков и занять это внезапно образовавшееся свободное время. В планах воспитательных мероприятий необходимо предусмотреть раздел учебы воспитателей по вопросам рациональной организации свободного времени осужденных. Исследования показывают, а практика подтверждает, что именно свободное время используется осужденными для совершения антиобщественных деяний (азартные игры, драки, избиение неугодных, употребление алкоголя и наркотиков и т.д.), и поэтому несовершеннолетних необходимо научить его правопослушно и рационально использовать.

 

 

 

 

 

Глава 2. реформирование системы пенитенциарных учреждений России

2.1. Направления реформирования  воспитательных колоний

Одно из интереснейших направлений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (далее – Концепция) представляет собой реформирование системы пенитенциарных учреждений России: создание воспитательных центров для лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте. Воспитательный центр – пенитенциарное учреждение, которое создано для отбывания наказания в виде лишения свободы лицами, осужденными в несовершеннолетнем возрасте. На основе единого учебно-воспитательного процесса и социальной работы воспитательный центр обеспечивает непрерывный и завершенный цикл исправительного воздействия с момента заключения под стражу и до окончания срока наказания. В структуре воспитательного центра предполагается создать следующее:

а) помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора (ПФРСИ), – для содержания подозреваемых и обвиняемых;

б) участок, функционирующий в режиме традиционной воспитательной колонии, – для содержания осужденных до достижения ими возраста 18 лет;

в) участок, функционирующий в режиме тюрьмы общего режима, – для содержания отрицательно характеризующихся осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет;

г) участок, функционирующий в режиме колонии-поселения с обычным наблюдением, – для содержания положительно характеризующихся осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет;

д) социально-реабилитационный центр – для содержания осужденных, переведенных в льготные условия отбывания наказаний для подготовки к освобождению.

Очевидно, что воспитательные центры завершат более чем полувековую историю воспитательных колоний.

Реформирование и новая концепция функционирования уголовно-исполнительной системы, предполагающая создание модели воспитательных центров, обеспечивающих социально-правовой подход к организации исправительного процесса, в основе которого лежит идея создания единой социализирующей среды, требуют определения основных подходов к ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

Считаем, что ресоциализация несовершеннолетнего осужденного должна начинаться с прибытия осужденного в воспитательный центр. В настоящее время на законодательном уровне предусмотрена подготовка к освобождению лишь за шесть месяцев до освобождения, что являет собой достаточно узкое понимание самого понятия «подготовка к освобождению», которое на этапе реформирования уголовно-исполнительной системы необходимо расширить и сформулировать по-новому10.

Идея ресоциализации несовершеннолетних осужденных предполагает эффективное функционирование системы мер по возвращению в общество человека, способного самостоятельно позитивно социализироваться, и начинается этот процесс с момента поступления осужденного в воспитательный центр, в котором сформирован комплексный подход к изучению и формированию его личности на основе индивидуально разработанной программы его ресоциализации (социальная, психологическая, педагогическая, воспитательная работа, с включением работника службы пробации и т. д.) и заканчивается определением степени его социальной опасности (дезадаптации) при решении вопроса об условно-досрочном освобождении. В связи с этим предлагаем ввести понятие социальной опасности (либо социальной дезадаптации), как первоочередной составляющей при определении степени исправления осужденных и условно-досрочном освобождении.

Для стимулирования правопослушного поведения и стремления осужденных к ресоциализации в воспитательных центрах предполагается проживание осужденных в разных условиях и помещениях. Исходя из особенностей жилых помещений, размещения жилых зданий и блоков для проживания, уровня комфорта и численности осужденных, будут различаться условия отбывания наказания.

Организация деятельности воспитательного центра как закрытого учреждения предполагает содержание несовершеннолетних осужденных в условиях строгой изоляции в жилых помещения (численностью до 4 человек). Полагаем, что такой подход на первоначальном этапе отбывания наказания будет способствовать усилению пенитенциарного стресса.

Создание воспитательных центров на территории Российской Федерации позволит объединить усилия всех служб, занимающихся ресоциализацией несовершеннолетних осужденных: служба пробации, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Задачи воспитательных центров могут классифицироваться на общие и частные.

К общим задачам относятся:

• обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних и взрослых осужденных, содержащихся в воспитательных центрах;

• обеспечение охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в воспитательных центрах;

• организация коммунально-бытового обеспечения и медико-санитарного обслуживания осужденных;

• подготовка проектов нормативных актов (в том числе межведомственных) по вопросам ресоциализации осужденных и освободившихся из мест лишения свободы;

• обобщение практики ресоциализации данной категории лиц и выработка направлений совершенствования деятельности по ресоциализации;

• взаимодействие с органами и учреждениями государственной власти, общественными организациями по вопросам ресоциализации, включение общественных наблюдательных комиссий в оценку и определение социальной опасности лиц, у которых наступил срок условно-досрочного освобождения;

• взаимодействие с правоохранительными органами, осуществляющими контроль за поведением осужденных, освободившихся из мест лишения свободы условно-досрочно;

• обобщение практики взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; органов и учреждений управления социальной защиты населения, органов и учреждений управления образования, органов опеки и попечительства, органов и учреждений по делам молодежи, органов и учреждений управления здравоохранением, службы занятости, органов внутренних дел, органов и учреждений культуры, досуга и спорта, религиозных и общественных объединений;

Информация о работе Воспитательные колонии