Виды конфискации имущества в российском законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Общественная значимость исследований конфискации имущества стала ещё более очевидной в связи с её введением в УК РФ в качестве иной меры уголовно-правового характера на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. №153-Ф3. Это обстоятельство объясняется, прежде всего: 1) отказом законодателя от традиционного подхода к конфискации как виду дополнительного наказания и, соответственно, новой трактовкой её юридической природы;2) половинчатостью и неопределённостью положений закона о конфискации имущества, которые на практике могут свести на нет её социальное назначение ,и 3) несогласованностью соответствующих положений УК РФ. с одной стороны, УПК РФ и УИК РФ, с другой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Виды конфискации имущества в российском законодательстве------------------------------------------------------------3
Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера--------------------------------------------------------12
Содержание конфискации имущества------------------17
Проблемы применения конфискации имущества в уголовном праве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ------------------------------------------------------------------24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ------------------------------------------------------28

Файлы: 1 файл

УП сама.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

  1. Виды конфискации имущества в российском законодательстве------------------------------------------------------------3
  2. Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера--------------------------------------------------------12
  3. Содержание конфискации имущества------------------17
  4. Проблемы применения конфискации имущества в уголовном праве

ЗАКЛЮЧЕНИЕ------------------------------------------------------------------24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ------------------------------------------------------28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социально-правовая значимость конфискации имущества проявляется  в том, что её применение призвано обеспечить восстановление социальной справедливости и, одновременно, устранить  экономическую основу современной  преступности, приобретающей всё более организованный, агрессивно-террористический, корыстный и коррупционный характер

Общественная значимость исследований конфискации имущества  стала ещё более очевидной  в связи с её введением в  УК РФ в качестве иной меры уголовно-правового характера на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. №153-Ф3. Это обстоятельство объясняется, прежде всего: 1) отказом законодателя от традиционного подхода к конфискации как виду дополнительного наказания и, соответственно, новой трактовкой её юридической природы;2) половинчатостью и неопределённостью положений закона о конфискации имущества, которые на практике могут свести на нет её социальное назначение ,и 3) несогласованностью соответствующих положений УК РФ. с одной стороны, УПК РФ и УИК РФ, с другой.

И, наконец, в условиях формирования в международных отношениях «общего правового поля» представляется актуальным дальнейшее согласование предписаний  российского законодателя о конфискации  с положениями международного конвенционного права, а также изучение и использование наиболее приемлемых моделей её регламентации в уголовном законодательстве других государств.

 

 

 

 

 

 

1. Виды конфискации  имущества в российском законодательстве

 

 

Конфискация имущества  представляет собой принудительное безвозмездное изъятие имущества в доход государства. Сам термин "конфискация" латинского происхождения (confiscatio), в дословном переводе означающий отобрание чего-либо в казну.

Конфискацию не следует  путать с изъятием имущества. Изъятие  имущества носит временный характер, может быть как добровольным, так и принудительным, имеет обратимый характер (например, изъятие автомобиля для помещения его на штрафстоянку). Изъятие вещей и документов при задержании - предупредительная мера административного правонарушения.

Конфискацию также не следует путать с возмездным изъятием. ГК РФ предусматривает возмездный выкуп  зданий, сооружений или иной недвижимости, находящихся на земельном участке (ст. 239), выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240), выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними (ст. 241). В КоАП РФ (ст. 3.6) предусмотрен такой вид административного наказания, как возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Оно предполагает принудительное изъятие, последующую реализацию и передачу бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Такое наказание назначается судьей.

Кроме того, существует реквизиция (ст. 242 ГК РФ). Она действует при  чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии) и предполагает использование имущества в интересах общества по решению госоргана. Эквивалент (т.е. то, что, собственно, и является реквизицией) выплачивается собственнику либо имущество возвращается.

Конфискация характеризуется  определенными признаками.

1. Конфискация есть  принудительная мера. Имущество  изымается в пользу государства  независимо от воли его владельца  в принудительном порядке.

2. При конфискации может быть  изъято полностью или частично любое имущество: вещи, деньги, ценные бумаги и т.д., этим конфискация отличается от штрафа и иных имущественных взысканий, определяемых в денежной форме.

3. Имущество взыскивается в доход  государства, а не каких-либо  частных лиц.

В зависимости от оснований и целей применения можно выделить несколько видов конфискации:

1. Специальная конфискация.

Статья 81 УПК РФ указывает на необходимость  решения вопроса о вещественных доказательствах - обязательную конфискацию  орудий совершения преступления и денег  и иных ценностей, нажитых преступным путем по каждому уголовному делу.

В качестве орудий совершения преступления могут выступать:

а) предметы, запрещенные или ограниченные в гражданском обороте, находящиеся  у их фактического владельца незаконно;

б) предметы, находящиеся в законном владении осужденного.

Конфискация первой категории предметов  не может рассматриваться как  наказание в силу отсутствия прав собственника у их фактического владельца  и, соответственно, невозможности их лишения или ограничения несмотря на то, что это изъятие может субъективно восприниматься в качестве наказания.

Конфискация предметов второй группы объясняется интересами общественной безопасности. Существует определенная категория предметов, специально предназначенных  для совершения преступления и не имеющих иного назначения (отмычки и прочий воровской инструмент). Эти предметы формально не изъяты из гражданского оборота (что является, на наш взгляд, пробелом гражданского законодательства), но целесообразность их изъятия не ставится под сомнение в правовой литературе. Угрозу общественной безопасности нахождением иных предметов можно объяснить предшествующим поведением их владельца, использовавшего их для совершения преступления, вследствие чего их изъятие способно исключить или затруднить совершение подобного преступления в будущем.

Изъятие денег и иных ценностей, нажитых преступным путем, также  не может рассматриваться в качестве наказания в силу невозможности  лишения или ограничения прав лица, ими не обладающего.

2. Конфискация может применяться в качестве санкции за совершение правонарушений.

А. Гражданско-правовая.

Статья 169 ГК РФ предусматривает взыскание  в доход государства всего  полученного сторонами по сделке, совершенной с целью, противной  основам правопорядка и нравственности.

Статья 237 ГК РФ "Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника" устанавливает следующее.

1. Изъятие имущества путем обращения  взыскания на него по обязательствам  собственника производится на  основании решения суда, если  иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.

2. Право собственности на имущество,  на которое обращается взыскание,  прекращается у собственника  с момента возникновения права  собственности на изъятое имущество  у лица, к которому переходит  это имущество.

Принудительное изъятие имущества путем обращения на него взыскания осуществляется судом в порядке, установленном гл. 39 ГПК и ст. 207 АПК. Закон Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"[2] определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов.

Б. Административная конфискация.

Статья 3.7 КоАП РФ предусматривает  в качестве административного взыскания  конфискацию предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Статья определяет конфискацию как принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта РФ вещей, не изъятых из свободного гражданского оборота. Конфискация назначается судьей. По смыслу ч. 3 данной статьи не является конфискацией изъятие имущества, которое запрещено в свободном гражданском обороте (оружие, наркотики и т.п.). К данным предметам применяется режим специальной конфискации по ст. 86 УПК. Под предметом, изъятым из оборота, подразумевается имущество, нахождение которого в обороте не допускается согласно ч. 1 п. 2 ст. 129 ГК. Виды объектов гражданских прав, изъятых из оборота, должны быть прямо указаны в федеральном законе.

В. Административная конфискация  в таможенной деятельности.

За совершение административных правонарушений в сфере таможенной деятельности могут применяться  восемь видов наказаний, среди них:

- возмездное изъятие  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

- конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения[3].

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

- подлежащих в соответствии  с федеральным законом возвращению  их законному собственнику;

- изъятых из оборота  либо находившихся в противоправном  владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению[4].

Г. Налоговая конфискация.

Является частным случаем гражданско-правовой конфискации. Конституционный Суд рассмотрел жалобы трех нефтяных компаний и вынес Определение от 8 июня 2004 г. № 226-О. В рассмотренной КС ст. 169 Гражданского кодекса (далее - ГК) речь идет о санкциях при признании сделки недействительной, если она совершена "с целью, противной основам правопорядка и нравственности". Если суд решит, что стороны заключили ее с умыслом, то все имущество, полученное ими по сделке, должно быть взыскано в доход государства[5].

Д. Уголовно-правовая конфискация.

Одним из самых изменчивых видов  наказания является общая конфискация  имущества, которую законодатель установил  в качестве дополнительного вида. Этот вид уголовного наказания существовал на Руси уже давно: формулировка "животы все и поместья и вотчины имать на Государя" упоминается в Уложении 1649 г. и в последующих уголовных законах. К началу XX в. уголовное наказание в виде общей конфискации имущества было упразднено. Уложение 1903 г. предусматривало только конфискацию специальную, под которой тогда понималось изъятие средств преступления (instrumenta sceleris) или его результатов (producta sceleris).

В первом Уголовном кодексе советской  Российской Федерации общая конфискация имущества заняла прочное положение в виде основного наказания - этот вид наказания устанавливался в санкциях 55 статей УК, что составляло 28% от общего количества статей. К началу 60-х годов нашего столетия доля общей конфискации имущества сократилась - в УК РСФСР 1960 г. она упоминалась в санкциях 27 статей. А в 1996 г. тот же Уголовный кодекс содержал конфискацию уже в санкциях 45 статей. Вступивший в силу УК РФ 1996 г. установил общую конфискацию имущества в санкциях 24 статей. Кроме того, законодатели периодически вводили в определение данного вида наказания все новые и новые изменения.

В 2003 г. из ст. 44 УК "Виды наказаний" был исключен п. "ж", в котором  говорилось о конфискации имущества  как одном из видов наказаний  наряду со штрафом, исправительными работами, ограничением свободы, арестом и т.д. Прошедшие два года показали, что возникшая лазейка оказалась на руку только преступникам, но никак не государству.

Исключение конфискации как  вида уголовного наказания противоречит:

- Конвенции ООН против коррупции[6], которую Россия подписала в декабре 2003 г.;

- Конвенциям Совета  Европы о конфискации и отмывании  преступных доходов (1990 г.), которую  мы ратифицировали, и об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.), которую Россия подписала;

- Конвенции ООН против транснациональной  организованной преступности (2000 г.), которая сейчас также ратифицирована. Конфискация предусмотрена международными  соглашениями, которые ратифицировала Россия, например Конвенцией ООН о борьбе с финансированием терроризма и организованной преступностью. Такая мера наказания, как конфискация, есть в США, Великобритании и Италии.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма"[7] и Федерального закона "О противодействии терроризму"[8] ст. 4 внес в Уголовный кодекс ряд существенных добавлений.

Введен раздел VI "Иные меры уголовно-правового характера". Он включил гл. 15.1 "Конфискация имущества".

Данная глава содержит несколько норм.

"Статья 104.1. Конфискация  имущества.

1. Конфискация имущества  есть принудительное безвозмездное  обращение по решению суда  в собственность государства  следующего имущества:

а) денег, ценностей и  иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных  частью второй статьи 105, частью второй статьи 111, частью второй статьи 126, статьями 127.1, 127.2, 146, 147, 164, частями третьей  и четвертой статьи 184, статьями 186, 187, 188, 189, частями третьей и четвертой статьи 204, статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 228.1, 229, 231, 232, 234, 240, 241, 242, 242.1, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1, 282.2, 285, 290, 355, частью третьей статьи 359 настоящего Кодекса, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

б) денег, ценностей и  иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

Информация о работе Виды конфискации имущества в российском законодательстве