Уголовные преступления в избирательном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 07:01, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения в области борьбы с преступными нарушениями законодательства о выборах, совершаемыми членами избирательных комиссий.

Файлы: 1 файл

курсач вариант 1.docx

— 42.28 Кб (Скачать файл)

Французское право  карает (ст. 35, 36) похищение, прибавление, изменение бюллетеней и неправильное их прочитывание; сюда же следует отнести  и неправильное вписывание сообщенного  устно в бюллетень. Бельгийский  закон повторяет эти случаи (ст. 135), приравнивая к ним похищение  хитростью или силой бюллетеней у избирателей и мошенническую  замену показанного или переданного  избирателю бюллетеня другим (ст. 137). Специальным законом 9 июня 1877 г. предусмотрена  наказуемость подделки бюллетеней, признанных публичными актами; виновными признаются и те, которые сделают подложную  подпись на акте предложения кого-либо в кандидаты, акте принятия кандидатуры  или акте назначения свидетелей (ст. 13,14). Итальянский закон (ст. 110 и 111) карает лиц, застигнутых до закрытия заседания  в похищении, прибавлении или  изменении бюллетеней или в изменении  их содержания или в умышленно  неправильном прочтении имен, записанных в этих бюллетенях, неправильном вписывании или в подлоге каким бы то ни было образом результатов выборов6. По наказуемости к этим лицам приравниваются и те, принадлежащие к избирательному бюро, которые злонамеренным несоблюдением своих обязанностей сделают невозможным окончание избирательных действий или вызовут ничтожность выборов или изменят или умышленно воздержатся от провозглашения или обнародования исхода голосования или от передачи протоколов компетентной власти, а также секретарь, отказавшийся внести в протокол протесты или заявления избирателей (последний впрочем подвергается наказанию в половинном размере). Значительное большинство законодательств квалифицирует случаи, в которых виновным оказалось лицо уполномоченное специально для участия в бюро или должностное. Наказание в этом случае обыкновенно удваивается. Сама кара более сильна, нежели в случае неправильного присвоения правоспособности, ибо социальный вред значительно больше: тюремное заключение обыкновенно назначается до 2 лет, пеня измеряется максимальными размерами. К лишению избирательных прав часто присоединяется пожизненное лишение права участвовать в бюро. Большинство законодательств карает только умышленность, хотя важность правильности выведения результатов могла бы оправдывать и наказуемость небрежного выполнения. Покушение ненаказуемо (противоположного мнения придерживается английское право). Итальянское и бельгийское законодательства требуют, чтобы лицо было застигнуто при совершении преступления; такое ограничение, однако, не вызывается необходимостью. 

      1.3 Нарушение тайны подачи голоса 

Законодательства  английское, бельгийское и швейцарский  проект предусматривают наказуемость нарушения тайны выборов*(142). С  английским законом мы знакомы7. Ст. 19 бельгийского закона 1877 г. гласит: "Всякий председатель или секретарь бюро или всякий свидетель кандидата, который обнаружит тайну одного или нескольких голосов, будет наказан пеней от 500 до 3000 франков и лишением права участвовать в бюро, быть свидетелем и избираться на срок в 10 л.;" ст. 44: "Никто не может присутствовать в той части залы, в которой происходит развертывание бюллетеней, во время производства его". Ст. 45: "Никто не обязан открыть тайну своего голоса даже на следствии и на судебном допросе, ни при парламентской анкете"*(143). Швейцарский проект угрожает тюремным заключением и пеней до 5.000 фр. тому, кто обнаружит недозволенным способом, в каком смысле определенные избиратели воспользовались своим избирательным голосом" (ст. 179). Если виновным явится должностное лицо, то наказание удваивается.

Мы видим, таким  образом, что тайна голосования  рассматривается не только как средство успокоения голосующего от различных  страхов, но как публичный институт, нарушение которого карается независимо оттого, как отнесся к обнаружению  тайны его голоса потерпевший. Из такого уголовного запрета можно  вывести также, что потерпевший  может предъявить гражданский иск  об убытках к тому лицу, которое  обнаружило тайну его голоса и  вызвало вследствие этого удаление его от должности или другой ущерб. Далее мы видим, что обнаружение  тайны облагается наказанием именно в тех странах, где менее всего  можно было ожидать отсутствия мужества в голосующих, где избирательный  режим стар, именно в Англии, Швейцарии  и Бельгии; это лишний раз доказывает, насколько обеспечение тайны  необходимо для правильной постановки избирательного права и насколько  абстрактны и неосновательны соображения  о смелой независимости голосующих открыто. В то время как законы Швейцарии и Бельгии предусматривают  обнаружение тайны уже поданных голосов, английский закон предусматривает  обнаружение тайны и подаваемых голосов, так как за этим легко  может открыться деятельность сыска. Нам кажется необходимым наряду с обнаружением противозаконным  образом тайны голоса создать  правило о разглашении тайны  поданного голоса с желанием причинить  известному лицу вред; такое постановление  именно и будет относиться к деятельности сыска и с другой стороны не будет затрагивать случаев простого любопытства. Карает разглашение одно английское право, но оно предусматривает  лишь сообщение тайны кандидату, между тем было бы правильно наказывать сообщение кому бы то ни было, но с целью причинить вред (этого указания также нет в английском праве). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав  

Уголовная ответственность  является наиболее строгим видом  юридической ответственности и  в сфере избирательных правоотношений применяется за нарушения, характеризуемые  повышенной степенью общественной опасности.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает  ответственность за следующие преступления, посягающие на интересы граждан и  публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и  проведением выборов и референдумов и установлением их результатов:

- воспрепятствование  осуществлению избирательных прав  или работе избирательных комиссий (статья 141);

- нарушение порядка  финансирования избирательной кампании  кандидата, избирательного объединения,  избирательного блока, деятельности  инициативной группы по проведению  референдума (статья 141.1);

- фальсификация  избирательных документов, документов  референдума (статья 142);

- фальсификация  итогов голосования (статья 142.1).

В соответствии с частью 1 статьи 141 УК РФ уголовная  ответственность наступает за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином  своих избирательных прав или  права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а  также воспрепятствование работе избирательных  комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной  комиссии, комиссии референдума, связанной  с исполнением им своих обязанностей.

Квалифицирующими  признаками, наличие которых предполагает назначение более строгого наказания, для данного преступления являются:

- подкуп, обман,  принуждение, применение насилия  либо с угроза его применения;

- использование  лицом своего служебного положения;

- совершение  деяния группой лиц по предварительному  сговору либо преступной группой.

Объективная сторона  состава данного преступления заключается:

- в воспрепятствовании  свободному осуществлению гражданином  своих избирательных прав или  права на участие в референдуме;

- в нарушении  тайны голосования;

- в воспрепятствовании  работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности  члена избирательной комиссии, комиссии  референдума, связанной с исполнением  им своих обязанностей.

Субъективная  сторона преступления характеризуется  прямым умыслом.

В части 3 этой же статьи УК РФ установлен самостоятельный  состав преступления, выражающегося  во вмешательстве с использованием должностного или служебного положения  в осуществление избирательной  комиссией, комиссией референдума  ее полномочий, установленных законодательством  о выборах и референдумах, с  целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных  блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное  вмешательство в работу Государственной  автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".

Субъективная  сторона этого преступления характеризуется  прямым умыслом и наличием цели - повлиять на решения избирательной  комиссии, комиссии референдума. Субъектом  преступления является должностное  лицо.

Объективная сторона  преступления, предусмотренного частью 1 статьи 141.1 УК РФ, заключается в  совершении следующих альтернативных действий:

- передача кандидату,  избирательному объединению в  целях достижения определенного  результата на выборах денежных  средств в крупных размерах, минуя  соответствующий избирательный  фонд;

- расходование  в целях достижения определенного  результата на выборах не перечисленных  в избирательные фонды денежных  средств в крупных размерах;

- передача кандидату,  избирательному объединению в  целях достижения определенного  результата на выборах материальных  ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда;

- выполнение  оплачиваемых работ, реализация  товаров, оказание платных услуг,  прямо или косвенно связанных  с выборами и направленных  на получение определенного результата  на выборах, осуществленные в  крупных размерах без оплаты  из соответствующего избирательного  фонда или с оплатой из соответствующего  избирательного фонда по необоснованно  заниженным расценкам;

- передача инициативной  группе по проведению референдума,  иной группе участников референдума  в целях достижения определенного  результата на референдуме денежных  средств в крупных размерах, минуя  соответствующий фонд референдума;

- расходование  в целях достижения определенного  результата на референдуме не  перечисленных в фонды референдума  денежных средств в крупных  размерах;

- передача инициативной  группе по проведению референдума,  иной группе участников референдума  в целях достижения определенного  результата на референдуме материальных  ценностей в крупных размерах  без компенсации за счет средств  соответствующего фонда референдума;

- выполнение  оплачиваемых работ, реализация  товаров, оказание платных услуг,  прямо или косвенно связанных  с референдумом и направленных  на выдвижение инициативы проведения  референдума, на достижение определенного  результата на референдуме, осуществленные  в крупных размерах без оплаты  из соответствующего фонда референдума  или с оплатой из соответствующего  фонда референдума по необоснованно  заниженным расценкам, а также  внесение пожертвований в крупных  размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных  лиц.[35]

Часть 2 статьи 141.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность  за:

- использование  кандидатом, его уполномоченным  представителем по финансовым  вопросам, уполномоченным представителем  по финансовым вопросам избирательного  объединения помимо средств соответствующего  избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения  избирательной кампании кандидата,  избирательного объединения;

- использование  уполномоченным представителем  по финансовым вопросам инициативной  группы по проведению референдума,  иной группы участников референдума  помимо средств соответствующего  фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы  проведения референдума, получения  определенного результата на  референдуме;

- расходование  пожертвований, запрещенных законодательством  о выборах и референдумах и  перечисленных на специальный  избирательный счет фонда, специальный  счет референдума.

Обязательным  условием уголовной ответственности  за данное преступление является крупный  размер финансовой поддержки.

Статья 142 УК РФ устанавливает ответственность  за фальсификацию избирательных  документов и документов референдума, то есть указание в них заведомо ложных данных, которые могут повлиять на результаты выборов или референдума. При этом субъектом преступления является:

- член избирательной  комиссии, комиссии референдума;

- уполномоченный  представитель избирательного объединения,  группы избирателей, инициативной  группы по проведению референдума,  иной группы участников референдума;

- кандидат;

- уполномоченный  кандидатом представитель.

Уголовная ответственность  по части 2 статьи 142 УК РФ наступает  при совершении одного из следующих  действий:

- подделка подписей  избирателей, участников референдума  в поддержку выдвижения кандидата,  списка кандидатов, выдвинутого  избирательным объединением, инициативы  проведения референдума;

- заверение заведомо  подделанных подписей (подписных  листов).

При этом указанные  действия должны:

- быть совершены  группой лиц по предварительному  сговору или организованной группой;

Информация о работе Уголовные преступления в избирательном праве