Уголовно-правовые аспекты торговли людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в проведении уголовно - правового анализа состава преступления, предусмотренного ст. 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь и выявлении актуальных аспектов предупреждении и борьбы с торговлей людьми.
Для достижения названной цели в исследовании будут решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие торговли людьми и ее историю;
- провести уголовно-правовой анализ состава торговли людьми;
- выявить актуальные аспекты предупреждения и борьбы с торговлей людьми в зарубежных странах и в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….…………………………….3
ГЛАВА 1. ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ В ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.........................................................................................6
1.1 Понятие торговли людьми в уголовном законодательстве…….6
1.2 Торговля людьми в истории уголовного
законодательства………………………………………………….9
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 181 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………….13
2.1 Объективные элементы состава преступления,
предусмотренного ст. 181 Уголовного кодекса Республики…14
2.2 Субъективные элементы состава преступления,
предусмотренного ст. 181 Уголовного кодекса Республики…17
2.3 Квалифицированный состав преступления, предусмотренного
ст. 181 Уголовного кодекса Республики……………………...19
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И БОРЬБЫ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….25
3.1 Основные направления предупреждения и борьбы с торговлей
людьми в зарубежных странах…………………………...………25
3.2 Основные направления предупреждения и борьбы с торговлей
людьми в Республике Беларусь………...…...................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…………..35

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа .doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, следует  отметить, что основными направлениями  предупреждения и борьбы с торговлей людьми в зарубежных странах являются:

  1. рассмотрение вопросов ратификации международных конвенций, касающихся торговли людьми и рабства;
  2. принятие надлежащих мер по совершенствованию законодательства в целях обеспечения защиты прав жертв торговли людьми и наказания правонарушителей;
  3. активизации сотрудничества и согласованных действий всех соответствующих правоохранительных органов в целях ликвидации национальных, региональных и международных сетей торговли людьми;
  4. выявление ресурсов на оказание разнообразной социальной и медицинской помощи жертв торговли людьми.

 

 

3.2 Основные направления предупреждения и борьбы с торговлей людьми в Республике Беларусь

 

Республику Беларусь по-прежнему можно считать страной  происхождения и страной транзита «живого товара» на рынки сексуальных  услуг и подневольного труда. Анализ оперативной информации и уголовных дел дает основание полагать, что людей вывозят почти в 30 государств мира. Необходимо отметить, что для занятий проституцией наших граждан направляют, в основном, в Западную Европу, на Ближний Восток и некоторые регионы Российской Федерации, а для трудовой эксплуатации — в Россию.

На протяжении длительного  времени торговля людьми не признавалась законодательством в качестве самостоятельного преступления, хотя свобода человека охранялась на разных этапах нормами, предусматривающими иные составы преступлений (сутенерство, вербовку женщин для занятия проституцией и др.).

Перемены в государственном  устройстве и социально-экономической  жизни Республики Беларусь, произошедшие в 90-х гг. XX в., повлекли и необходимость изменений уголовного законодательства. В связи с переосмыслением социальных ценностей на первое место были поставлены права, свободы и законные интересы человека. Согласно ст. 1 Конституции Республики Беларусь, человек, его права, свободы и гарантии их реализации были признаны высшей ценностью общества и государства [1].

Это положение нашло отражение в ст. 2 Уголовного кодекса, принятого в 1999 г., одной из главных задач которого стала охрана человека, его прав и свобод от преступных посягательств.

В целях обеспечения  безопасности личности, общества и  государства, защиты личной свободы, чести и достоинства граждан в Республике Беларусь в последние годы предпринят ряд конкретных мер, направленных на противодействие торговле людьми. Они реализуются по следующим основным направлениям:

  • совершенствование законодательства;
  • создание специальных подразделений в правоохранительных органах по борьбе с торговлей людьми;
  • развитие международного сотрудничества в сфере противодействия наиболее опасным видам преступности, в том числе – торговли людьми;
  • просветительская работа среди молодых женщин, планирующих трудоустроиться за границей;
  • развитие системы учреждений социального обслуживания, которые в перспективе могут оказывать помощь потенциальным и реальным жертвам этого явления.

Создание правовых инструментов по противодействию данному социальному  злу началось с разработки национального  плана действий, который 8 ноября 2001 года Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь № 1636 был принят в виде Государственной программы комплексных мер по противодействию торговле людьми и распространению проституции на 2002 — 2007 годы. Основными целями Программы являются противодействие росту торговли людьми, проституции и создание системы профилактики этих негативных проявлений, а в последующем их сокращение [6].

В целях приведения национального  законодательства в соответствие с  международными нормами был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. № 3 «О некоторых мерах  по противодействию торговле людьми», в котором определяется само понятие «торговля людьми» и криминализируются сопутствующие торговле действия, предусмотренные международными актами. Для предупреждения и профилактики торговли людьми в Декрете закреплены ключевые положения, регулирующие наиболее важные позиции в сферах трудоустройства и обучения за границей, деятельности брачных и модельных агентств, а также усыновления [7].

Вступивший в силу 27 мая 2005 года Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления ответственности за торговлю людьми и иные, связанные с ней правонарушения» ввел в действие ряд положений Декрета, закрепив их в Уголовном Кодексе и Кодексе об административных правонарушениях [5].

Для создания правовых и организационных основ обеспечения надлежащей защиты лиц, пострадавших от торговли людьми, принят Указ Президента Республики Беларусь от 8 августа 2005 года № 352 «О предотвращении последствий торговли людьми». Данный нормативно-правовой акт регламентирует понятие «жертва торговли людьми» и определяет меры, обеспечивающие безопасность пострадавших, их социальную защиту и реабилитацию, временное пребывание на территории Беларуси иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся жертвами торговли людьми, а также освобождение их от ответственности [7].

Таким образом, принятие данных нормативных правовых актов позволило сформировать законодательство в сфере противодействия торговле людьми в соответствии с международными стандартами, благодаря чему наше государство может эффективно противостоять этой угрозе и обеспечивать безопасность населения.

Понимая серьезность  проблемы борьбы с транснациональной  преступностью, в том числе и  противодействия торговле людьми. Республика Беларусь ратифицировала все основные международные соглашения в данной области и объединяет свои усилия в этом направлении с международным сообществом.

Подводя итоги всего вышесказанного необходимо отметить, что признавая значимость и актуальность борьбы с торговлей людьми в нашей стране выработана эффективная система мер по предотвращению и борьбе с данной проблемой.

В частности в Республике Беларусь:

  • сформирована законодательная база по противодействию преступности в данной сфере;
  • усилена уголовная ответственность за данное преступление;
  • расширен перечень противоправных действий, за которые установлена ответственность не только физических, но и юридических лиц
  • регламентирован статус жертвы торговли;
  • урегулированы отношения в сфере модельного бизнеса, трудоустройства за границей, рекламной и брачной деятельности;
  • в структуре МВД создана структура специализированных подразделений.

Наряду с  этим, правоохранительными органами республики организована и проводится работа по расширению сотрудничества с международными правительственными и неправительственными организациями, занимающимися борьбой с торговлей людьми, а также установлению оперативных контактов с правоохранительными органами зарубежных стран по вопросам организации противодействия торговле людьми.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Понятие торговли людьми в настоящее время закреплено во всех международных документах и под ним понимают:

– осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо.

Хотя истоки торговли людьми и находятся в далеком  прошлом, но бороться с данной проблемой  человечество начало только на рубеже ХIХ – ХХ веков. А наибольшее развитие оно получило только в период конца ХХ – начала ХХI век, который характеризуется объединением усилий и настойчивыми попытками международного сообщества решить проблему торговли людьми.

3. Непосредственным объектом торговли людьми являются общественные отношения, обеспечивающие личную свободу человека.

Объективная сторона  торговли людьми включает в себя следующие действия:

  • куплю-продажу человека и совершение иных сделок в форме передачи человека или завладения им;
  • совершенные в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека

Состав данного преступления является формальным.

Субъективная сторона  – умышленная форма вины, прямой умысел. Для нее характерен мотив – корыстные побуждения.

Субъект – общий: лицо, достигшее возраста16 лет на момент совершения преступления.

4. Основной и квалифицированные составы преступления, предусмотренные ст. 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь, содержат исчерпывающий перечень способов совершения данного деяния. Это позволяет своевременно выявлять и пресекать совершение такого бесчеловечного по своей природе преступления как торговля людьми.

5. основными направлениями  предупреждения и борьбы с торговлей людьми в зарубежных странах являются:

  • рассмотрение вопросов ратификации международных конвенций, касающихся торговли людьми и рабства;
  • принятие надлежащих мер по совершенствованию законодательства в целях обеспечения защиты прав жертв торговли людьми и наказания правонарушителей;
  • активизации сотрудничества и согласованных действий всех соответствующих правоохранительных органов в целях ликвидации национальных, региональных и международных сетей торговли людьми;
  • выявление ресурсов на оказание разнообразной социальной и медицинской помощи жертв торговли людьми.

6. Признавая значимость и актуальность борьбы с торговлей людьми в нашей стране выработана эффективная система мер по предотвращению и борьбе с данной проблемой.

В частности в Республике Беларусь:

  • сформирована законодательная база по противодействию преступности в данной сфере;
  • усилена уголовная ответственность за данное преступление;
  • расширен перечень противоправных действий, за которые установлена ответственность не только физических, но и юридических лиц
  • регламентирован статус жертвы торговли;
  • урегулированы отношения в сфере модельного бизнеса, трудоустройства за границей, рекламной и брачной деятельности;
  • в структуре МВД создана структура специализированных подразделений;

Наряду с  этим, правоохранительными органами республики организована и проводится работа по расширению сотрудничества с международными правительственными и неправительственными организациями, занимающимися борьбой с торговлей людьми, а также установлению оперативных контактов с правоохранительными органами зарубежных стран по вопросам организации противодействия торговле людьми.

7. Понимая серьезность проблемы борьбы с транснациональной преступностью, в том числе и противодействия торговле людьми. Республика Беларусь ратифицировала все основные международные соглашения в данной области и объединяет свои усилия в этом направлении с международным сообществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008. – 48с.

2. Лукашов, А. И. Уголовное право Республики Беларусь / А. И. Лукашов, С. Е. Данилюк, А. Ф. Мичулис; под ред. А. И. Лукашова. – Минск: Тесей, 2001. – 808 с.

3. Марчук, В.В. Уголовно-правовая оценка вербовки людей для эксплуатации / В.В. Марчук // Право Беларуси. – 2002. – № 2. – С.68-74.

4. О борьбе с торговлей  людьми и с эксплуатацией проституции  третьими лицами: Конвенция Организации Объединенных Наций, 2 дек 1949 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Минск, 2011.

5. О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления ответственности за торговлю людьми и иные, связанные с ней правонарушения: Закон Респ. Беларусь от 27 мая 2005 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

6. О государственной программе комплексных мер по противодействию торговле людьми и распространению проституции на 2002-2007 годы: постановлением Совета Министров Республики Беларусь: от 8 нояб. 2001 г. № 1636 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

7. О некоторых мерах по противодействию торговле людьми: Декрет Президента Респ. Беларусь от 9 марта 2005 г. № 3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

8. О предотвращении последствий торговли людьми: Указ Президента Респ. Беларусь от 8 августа 2005 г. № 352 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

Информация о работе Уголовно-правовые аспекты торговли людьми