Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:04, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение уголовно-правовой характеристики компьютерной преступности в России, а также анализ проблем и методов борьбы с компьютерной преступностью. Также можно отметить ряд задач, реализация которых может способствовать раскрытию поставленной цели:
1. Характеристика компьютерной и информационной безопасности в качестве объекта уголовно-правовой охраны.
2. Рассмотрение истории становления данной группы преступлений.
3. Изучение действующего Уголовного закона, а также других нормативно-правовых актов, посвященных данной проблеме.
4. Исследование элементов составов конкретных компьютерных преступлений.
Введение
1. Компьютерная преступность: возникновение, история, тенденции развития
2. Характеристика уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации по российскому уголовному законодательству.
2.1 Статья 272 УК РФ. Неправомерный доступ к компьютерной информации
2.2 Статья 273 УК РФ. Российское законодательство об уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации.
2.3 Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети
Заключение
Список использованных источников и литературы
18. Ястребов Д.А. Институт уголовной ответственности в сфере компьютерной информации (опыт международно-правового сравнительного анализа). // Государство и право. 2005. №1.
Введение
В данной работе рассматривается тема «Правовой режим банковской тайны».
Развитие рыночных отношений требует обеспечения правовой защиты информации в сфере обращения денежных средств, в частности, при проведении банковских операций. Отношения между клиентом и обслуживающей его кредитной организацией изначально, в силу специфики банковской деятельности, носят доверительный характер. Клиент не только доверяет кредитной организации свои денежные средства, но и потенциально допускает ее к информации о своем финансовом состоянии. Разглашение сведений, охраняемых банковской тайной, может отрицательно повлиять на безопасность или репутацию лица, имеющего банковский вклад или счет. Само понятие "тайна" предполагает, что соответствующая информация не является общеизвестной и субъект, который является носителем тайны, принимает меры для ее охраны. В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" информация, охраняемая банковской тайной, представляет собой разновидность конфиденциальной информации или, иначе говоря, документированных сведений, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так что же представляет собой банковская тайна? Каков ее правовой режим? Кто имеет право доступа к банковской тайне? Попробуем рассмотреть все эти вопросы.
1. Понятие «банковская тайна»
Банковская тайна - один из основополагающих аспектов особых отношений, которые складываются между кредитными организациями и их клиентами, а также между кредитными организациями и лицами, которые желают получить информацию.
В гражданском законодательстве банковской тайной (т.е. полностью конфиденциальными) считаются сведения о клиенте. Если это физическое лицо - тайной являются его паспортные данные, сведения о внесении третьими лицами денег на счет владельца, данные о наличии или отсутствии сберегательных книжек и сертификатов, № счета и т.п., а так же любые сведения, которые стали известны банку в процессе обслуживания клиента (например, сведения о семейном положении, о здоровье клиента и др.)
Если это юридическое
лицо, то тайну составляют все сведения,
хранящиеся в юридическом деле клиента,
в том числе справки и
Большинство таких данных известно неопределенно широкому кругу лиц, т.е. никакой тайной не являются. Однако для банка это обстоятельство безразлично. Он исходит из приоритетности своей деятельности - все, что оказывается в сфере его отношений с клиентом, сразу становится тайной. Иными словами, такие сведения можно получить где угодно, но только не в банке.
2. Правовой режим банковской тайны
Правовой режим банковской
тайны определен ст. 857 ГК РФ и
ст. 26 ФЗ "О банках и банковской
деятельности". В соответствии со
ст. 857 ГК банки гарантируют тайну
банковского счета и
Ст. 857 ГК РФСт. 26 Банковского законаГарантируется тайнабанковского счета, банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. об операциях, о счетах о вкладах своих клиентов и корреспондентов, иные сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону
Рассмотрим более подробно, что понимать под «иными сведениями».
Иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией
Вопрос о том, что российский законодатель имел в виду под «иными сведениями, устанавливаемыми кредитной организацией», входящими в объем банковской тайны не получил однозначного разрешения в литературе.
Большинство специалистов согласны
с утверждением, что сведения, в
отношении которых действует
режим банковской тайны, должны касаться
непосредственно клиентов кредитной
организации. Возникает вопрос, какие
дополнительные («иные») сведения подлежат
охране в режиме банковской тайны. Законодательством
не предусмотрены ни порядок, ни основания
отнесения банком сведений к банковской
тайне. Распространение на банковскую
тайну норм, регулирующих коммерческую
тайну, не представляется возможным
ввиду существенных различий между
этими видами конфиденциальной информации.
При установлении перечня кредитная
организация должна исходить исключительно
из интересов клиента и
3. Гаранты и хранители
Субъекты правоотношений, связанных с охраной, предоставлением и использованием банковской тайны, могут быть разделены в зависимости от оснований получения информации и объема, прав на информацию на три группы:
Обладатели информации, составляющей банковскую тайну, то есть лица, которым принадлежат исключительные права по своему усмотрению использовать относящуюся к ним информацию. Это клиенты кредитных организаций, чьи личные и коммерческие интересы защищаются институтом банковской тайны.
Владельцы информации - кредитные
организации, приобретающие подлежащие
охране как банковская тайна сведения
на основании договоров с
Пользователи информации. Они получают сведения, относящиеся к банковской тайне, от владельцев информации в связи с необходимостью выполнения своих профессиональных (должностных) обязанностей. Пользователи информации могут получать доступ к банковской тайне только на основании закона.
Банковский закон
банковскую тайну гарантируют
кредитные организации, Банк России
и организация, осуществляющая функции
по обязательному страхованию
все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну;
Банк России, АСВ не вправе
разглашать сведения, полученные им в
результате исполнения лицензионных,
надзорных и контрольных
аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения, полученные в ходе проводимых ими проверок;
уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом " О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
За разглашение банковской тайны Банк России, АСВ, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба.
Обязанность соблюдать специальный режим хранения и доступа в отношении банковской тайны предусмотрена также для:
таможенных органов,
налоговых органов,
органов и агентов валютного контроля,
Федеральной службы по финансовым
рынкам - уполномоченного
Федеральной службы государственной статистики,
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Для иных субъектов, в частности для прокурорских работников, инспекторов Счетной палаты, обязанность соблюдения режима конфиденциальности сведений сформулирована в общем виде - «хранить охраняемую законом тайну».
4. Предоставление информации, относящейся к банковской тайне
Вопрос о раскрытии информации, относящейся к банковской тайне, является основным и самым проблемным.
Обязанность кредитной организации предоставить сведения, относящиеся к банковской тайне, основываются исключительно на положениях закона.
Статья 857 ГК РФ закрепляет, что
сведения, составляющие банковскую тайну,
могут быть предоставлены только
самим клиентам или их представителям.
Государственным органам и их
должностным лицам такие
Во-первых, критерием классификации может являться наличие или отсутствие согласия клиента кредитной организации на раскрытие информации.
Во-вторых, случаи предоставления банковской тайны следует различать по порядку и форме их предоставления. Итак, сведения могут представляться:
) по специальным запросам
государственных органов в
) в составе отчетной
или иной обобщенной
) в порядке уведомления
без предварительного запроса
государственных органов о
) в силу предписания
закона при выявлении
Третьим основанием классификации
является статус лица, которого касаются
предоставляемые банком сведения. Так,
Банковским законом предусмотрены
различные основания
Рассмотрим далее полномочия
различных пользователей
Налоговые органы
Очевидно, что самое важное значение институт банковской тайны имеет в отношениях между налоговыми органами и кредитными организациями. Налоговые органы стремятся получить максимально возможную информацию в наикратчайшие сроки от банков, напротив, банки заинтересованы в большей степени оберегать интересы клиентов, т.к. именно клиенты являются источником их благополучия. Таким образом, налицо очевидный конфликт интересов.
Банковский закон представляет налоговым органам право получать справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Налоговый кодекс РФ наделил налоговые органы достаточно широкими полномочиями в отношении получения от банков информации по клиентам последних:
банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
банки обязан сообщить об открытии
или закрытии счета организации,
индивидуального
банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа;
налоговые органы вправе требовать
от банков документы, подтверждающие исполнение
платежных поручений
если налоговые органы приходят к выводу, что в банке могут быть необходимые им документы, то эти документы могут быть истребованы у банка, но только на основании проводимой в отношении него проверки (встречной).
Также налоговые органы широко используют в своих запросах в банки Закон от 21 марта 1991 года № 943-1"О налоговых органах РФ", который, по их мнению, дает им безусловное право истребовать в банке все, что необходимо. В Законе №943-1 предусмотрено право налоговых органов «получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения».
Положения налогового законодательства, закрепляющие право налоговых органов требовать от банка необходимые справки и документы по счетам и операциям клиентов при наличии мотивированного запроса, а также ответственность банка за отказ в предоставлении указанных в запросе сведений, имеют под собой объективные и не противоречащие Конституции РФ основания, а потому не могут рассматриваться как возлагающие на банк обязанности, не соответствующие его природе, нарушающие банковскую тайну и права налогоплательщиков.
Информация о работе Уголовно-правовая борьба с компьютерными преступлениями