Уголовное право и процесс в Древнем Вавилоне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:37, реферат

Описание работы

В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.

Файлы: 1 файл

Уголовное право и процесс в Древнем Вавилоне.docx

— 16.54 Кб (Скачать файл)

Уголовное право и процесс в Древнем Вавилоне

В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.

Ведение процессов по уголовным  и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Клятва могла освободить от преследования человека, "не удержавшего  беглого раба", пастуха, не сохранившего стадо по не зависящим от него причинам, разрешить спор между арендатором  и арендодателем о взыскании  убытков, снять все обвинения  с женщины, оклеветанной мужем, и  пр.

Отказ от дачи клятвы в суде означал  потерю спорной вещи или суммы, отказ  от ордалии — признание вины. Ордалия здесь часто выступала  как средство проверки клятвы, а  отказ от нее был равносилен не только признанию вины, но и самопроклятию. Клятва давалась перед жрецами, клялись именем царей, богов, святилищ. Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставляться до 6 месяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.

Общего понятия преступления и  перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно  выделить три вида преступлений:

- против личности;

- имущественные; 

- против семьи. 

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения  глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои  семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и  кровосмешение. Также преступными  являлись действия, подрывающие отцовскую  власть. Целью наказаний, предусмотренных  Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

·          смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;

·          членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

·          штрафы;

·          изгнание.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий  стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

Не могу не отметить, что за одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер.

Судебный процесс был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским.

Суды были нескольких уровней и  разных юрисдикции: на уровне общины, храмовые и царские суды. Часть разбирательств начиналась принесением клятвы в  стенах храма, здесь же заверялись некоторые  свидетельства для предъявления в суде. Богиней справедливости считалась  Китту, дочь бога Солнца, справедливости и предсказаний Шамаша. Китту посвящались многие храмы на территории царства. Верховные судебные полномочия принадлежали суду царя. Царские суды разбирали дела в отношении авилумов и "царских людей" (мушкенумов), осуществляли помилование по некоторым категориям дел, в том числе могли помиловать любовника жены, если согрешившая жена была прощена своим мужем. В противном случае обоих ожидала смертная казнь через утопление.

Очень важную роль в судебном разбирательстве  играли письменные свидетельства. Письменная фиксация документов, в том числе  юридических (торговых, брачных и  др.), имела большое значение в  сохранении и воспроизводстве политической и правовой культуры древнего общества. По замечанию известного востоковеда  Дж. Брестеда, широкое распространение письменности в государственном делопроизводстве, в религии и коммерции создавало во все времена классовое различие между неграмотными и образованными, — различие, которое создает проблему и в современном обществе.

Таким образом, сборник Законов  Хаммурапи в целом был продуктом  зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сложились устойчивая классовая структура, упорядоченные  отношения между социальными  группами жрецов, воинов и земледельцев.


Информация о работе Уголовное право и процесс в Древнем Вавилоне