Уголовно – правовая характеристика контрабанды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Происшедшие в российском обществе изменения, в первую очередь либерализация внешнеэкономической деятельности и отмена монополии государства на внешнюю торговлю, обусловили значительные изменения в характере и масштабах контрабанды. В последние годы контрабанда стала одним из весьма распространенных преступлений. В структуру экономической преступности в соответствии с прямыми предписаниями уголовного законодательства входит и контрабанда - тяжкое, а ее квалифицированные виды - особо тяжкое преступление, которое непосредственно посягает на внешнеэкономическую деятельность государства. Контрабандная деятельность не только приняла размеры массового остро негативного антисоциального явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, но и приобретает все более организованные формы устойчивых, тесно сплоченных преступных сообществ

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1.История развития законодательства о контрабанде………………...7
2.Изменение уголовного законодательства о контрабанде…………10
3.Уголовно – правовая характеристика контрабанды……………….11
4.Обратная сила закона………………………………………………...26
5.Заключение…………………………………………………………...34
6.Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 57.80 Кб (Скачать файл)

 

 

Как видно из данной таблицы, в объективной стороне контрабанды сильнодействующих и ядовитых веществ не произошло изменений, а также сохранились размеры наказания в виде лишения свободы за соответствующие деяния. Кроме того, сохранились неизменными и другие санкции.

Значительное количество различий позволяет выявить сравнение ст. 188 и ст. 229.1 УК РФ.

Таблица 4

ст.188 УК РФ

ст.229.1 УК РФ

Часть первая.

Контрабанда товаров и иных предметов, за указанных в части второй, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет

 

Часть вторая.                   

Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ- наказывается лишением свободы на срок от 3-7 лет

Часть первая.

Незаконное перемещение наказывается лишением свободы на срок от 3-7 лет

Часть третья (п. "б").

Деяния, предусмотренные частями первой или второй, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения наказываются лишением свободы на срок от 5-10 лет.

Часть вторая (п. "б"). 

Незаконное перемещение, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказывается лишением свободы на срок 5-10 лет.

 

Часть вторая (п. "а").                

Незаконное перемещение,  совершенное  группой лиц по предварительному  сговору, - наказывается лишением  свободы на срок от

5-10 лет.

 

Часть вторая (п. "в").

Незаконное перемещение, совершенное в значительном размере, наказывается лишением свободы на срок от 5-10 лет.

 

Часть третья.                        

 Незаконное перемещение, совершенное в крупном размере, наказывается свободы на срок от 10-20 лет.

Часть третья (п. "в").

Деяния, предусмотренные частями первой или второй, совершенные с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, наказываются лишением свободы на срок от 5-10 лет.

Часть четвертая (п. "в"). 

Незаконное   перемещение, совершенное с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, наказывается лишением свободы на срок от 15-20 лет.

Часть четвертая.  

Деяния,  предусмотренные  частями первой,   второй   или   третьей совершенные организованной  группой лиц, наказываются лишением свободы на срок от 7-12 лет.

Часть четвертая (п. "а").

Незаконное перемещение, совершенное организованной группой лиц, наказывается лишением свободы на срок от 15-20 лет.

 

Часть четвертая (п. "б").

Незаконное перемещение, совершенное в  особо крупном  размере, наказывается лишением свободы на срок от 15-20 лет.


 

 

Как видно из приведенной выше таблицы, в ст. 229.1 УК РФ появились новые квалифицирующие признаки по сравнению со ст. 188 УК РФ: совершение незаконного перемещения группой лиц по предварительному сговору, в значительном, крупном и особо крупном размере. 
Кроме того, если раньше ст. 188 УК РФ предусматривала такой квалифицирующий признак, как совершение контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, то ст. 229.1 УК РФ, помимо насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, предусматривает в качестве квалифицирующего признака и насилие к лицу, осуществляющему пограничный контроль. 
При этом, если за контрабанду, связанную с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, по ст. 188 УК РФ предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет, то за контрабанду, совершенную с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, по ст. 229.1 УК РФ установлено наказание в виде лишения свободы от пятнадцати до двадцати лет. Если за контрабанду, совершенную организованной группой, ст. 188 УК РФ устанавливала наказание в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет, то ст. 229.1 УК РФ уже устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет. И, тем не менее, вопрос о сравнительной "строгости" или "мягкости" "старых" и "новых" статей УК РФ (ч. 2 ст. 188 и ч. 1 ст. 226.1 и ч. 1 ст. 229.1) является довольно-таки сложным. В особенности в связи со спецификой определения законодателем таких признаков состава преступления, как способ, место и предмет совершения указанных преступлений в качестве признаков их объективной стороны. 
Так, в диспозиции ч. 1 ст. 188 УК РФ исчерпывающе прописывались все возможные способы совершения квалифицированной контрабанды. Это ее совершение: 1) помимо таможенного контроля; 2) с сокрытием от таможенного контроля; 3) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 4) с недекларированием или недостаточным декларированием. В отличие от этого как в диспозиции ст. 226.1, так и в диспозиции ст. 229.1 УК РФ указание на возможные способы совершения преступлений или контрабанды отсутствует.

 Очевидно и то, что диспозиции ст.226.1 и ст.229.1 (как и ст.188) являются бланкетными. И для определения уголовно наказуемых способов совершения контрабанды необходимо обратиться к ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза. В соответствии с ней "незаконное перемещение" предметов контрабанды как основного признака объективной стороны этого преступления означает "перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение". Таким образом, новые составы контрабанды также предполагают строго определенные способы ее совершения. И некоторое различие в описании способов совершения этих преступлений имеется: в "старом" законе - совершение контрабанды "помимо таможенного контроля"; в "новом" с учетом бланкетности - контрабанда "вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов". Следовательно, содержание способов контрабанды в ч. 1 ст. 226.1 и ч. 1 ст. 229.1 УК РФ (с учетом бланкетности диспозиций) не означает расширения объективной стороны этих преступлений. А значит, новые нормы в этой части не устанавливают новой разновидности преступности предписывающих ими деяний. 
В ст. 226.1 и 229.1 УК РФ, по сравнению со ст. 188, иначе определяется и место совершения преступления. Так, если по ст. 188 УК РФ единственным местом совершения являлась таможенная граница Российской Федерации, то согласно как ст. 226.1, так и ст. 229.1 УК РФ таковым признается как таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, так и Государственная граница Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.  
Понятие Государственной границы определяется в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации 12  (с последующими изменениями и дополнениями). Однако главное заключается в том, что сформулированный по новому признак места совершения контрабанды не расширяет пределы оснований уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 226.1 и 229.1 УК РФ.

В отличие от этого при законодательном определении в "новых" нормах предмета преступления произошло расширение составов соответствующих преступных деяний, а следовательно, и расширение оснований уголовной ответственности за их совершение. Так, применительно к составу, предусмотренному ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, расширен перечень предметов данного преступления (например, за счет основных частей огнестрельного оружия - ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки). А применительно к составу, предусмотренному ч. 1 ст. 229.1 УК РФ, - за счет разновидностей предмета этого преступления, таких как прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ и прекурсоры растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Следует отметить, что и до появления в УК РФ ст. 229.1 прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ были включены законодателем в предмет преступления, предусмотренного ст. 228.2 УК РФ об ответственности за нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ, однако в предмет контрабанды они включены впервые. Точно так же прекурсоры растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ были включены в предмет преступления, предусмотренного ст. 231 УК, а теперь они стали предметом и преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 229.1 УК РФ. Таким образом, именно с учетом законодательного определения предмета преступления можно сделать вывод, что уголовно-правовые нормы, предусмотренные ч. 1 ст. 226.1 и ч. 1 ст. 229.1, расширяют основания уголовной ответственности. Следовательно, эти нормы обратной силы не имеют. 
  Совпадение квалифицированных признаков состава контрабанды, предусмотренной ст. 226.1 УК РФ, и совпадение санкций "новых" и "старых" уголовно-правовых норм также не упрощает решение вопроса об обратной силе новых уголовно-правовых норм, и на первый взгляд здесь нет причин для отрицательного ответа. Однако с учетом законодательного расширения предмета преступления (в ч. 1 ст. 226.1), имеющего точно такое же значение и для квалифицированного состава (ч. 2 ст. 226.1), последняя уголовно-правовая норма также не может иметь обратной силы (как расширяющая основание уголовной ответственности не только за простой, но и за квалифицированный состав рассматриваемого преступления). 
Квалифицированные составы "наркотической" контрабанды (ч. 2, 3 и 4 ст. 229.1 УК РФ) как содержащие дополнительные признаки уголовно наказуемых деяний, а также усиливающие наказание, разумеется, обратной силы также не имеют.  Эти обстоятельства необходимо учитывать при решении вопросов об обратной силе закона и выборе статей для квалификации содеянного. 
              

Заключение

Контрабанда наносит непоправимый вред экономике страны, она неразрывно связана с коррупцией в органах власти, управления, в правоохранительных органах, банковских структурах, что затрудняет успешную борьбу с этим негативным явлением.

Успех расследования дел о контрабанде во многом зависит от опыта и квалификации следователя, знания им всех особенностей расследования подобных дел, умения грамотно и своевременно провести неотложные следственные действия.

Подавляющее большинство дел о контрабанде прекращается или приостанавливается, причиной чего являются недостатки расследования, особенно на первоначальном этапе при производстве неотложных следственных действий. Особенно следует отметить отрицательные последствия непринятия мер к задержанию контрабандистов. По существу эта мера процессуального принуждения в настоящее время используется крайне редко, а ведь после опроса лица, совершившие контрабанду, немедленно покидают пределы России, и было бы странно ожидать от них другого поведения. Затем начинается то, что с полным основанием можно назвать видимостью борьбы с контрабандой. Объявляется розыск, начинается переписка – поручения, с одной стороны, отрицательные ответы на них – с другой, в итоге уголовное дело прекращается в связи с тем, что лицо перестало быть общественно опасным, т. к. выехало за пределы России. Таким образом не выполняется ни одна из задач уголовного судопроизводства, что стимулирует контрабандистов к совершению преступлений.

Мало внимания на местах уделяется координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с контрабандой, именно с координации деятельности правоохранительных, контролирующих органов начинается принятие мер, направленных на предупреждение контрабанды. Так же требуется взаимодействие таможенных и налоговых органов

Борьба с контрабандой зависит и от взаимодействия всех подразделений внутри таможенной системы: подразделений дознания, служб собственной безопасности, таможенной инспекции, таможенной охраны, отделов контроля доставки товаров и т.д.

Совершенно очевидно, что от уровня борьбы с контрабандой в значительной степени зависит будущее страны. В связи с этим важное значение имеет обеспечение высокого уровня расследования по делам о контрабанде и реализация тем самым принципа неотвратимости наказания за содеянное.

 

 

 

 

 

 

 

1 См.: Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л.Д. Гаухмана, С.В. Максимова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 298, 302. 

2 Анализ в этой части см.: Сучков Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. М., 2005. С. 108.

3 Ст. 78 "Контрабанда" УК РСФСР была изложена в новой редакции Федеральным законом от 1 июля 1994 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР", в соответствии с которым уголовная ответственность устанавливалась за незаконное перемещение не через Государственную границу, как прежде, а через таможенную границу Российской Федерации. См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 10. Ст. 1109. 

4 Согласно примечанию к ст. 234 УК РФ для целей этой статьи и других статей Уголовного кодекса Правительством Российской Федерации утверждаются единые списки сильнодействующих и ядовитых веществ. 

5 .: Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 7. Ст. 632.

6 Таможенный кодекс Таможенного Союза

7 Указанные изменения связаны с приведением в соответствие понятий, используемых в статье об ответственности за контрабанду, и в статье 228.2 УК РФ "Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ".

8 В соответствии с международными договорами государств членов Таможенного союза таможенной границей могут также являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов Таможенного союза. 

9 Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 59-ФЗ "О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 15. Ст. 2032. Договор также ратифицирован Законом Республики Беларусь от 8 мая 2011 г. N 248-З "О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза" и Законом Республики Казахстан от 8 декабря 2011 г. N 506-IV "О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза".

10 Федоров А.В. Уголовная ответственность за незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ в Российской Федерации и Республике Беларусь // Наркоконтроль. 2008. N 3. С. 23 - 31

11 СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7362.

12 Российская газета. 1993. 4 мая.


Информация о работе Уголовно – правовая характеристика контрабанды