Уголовно – правовая характеристика контрабанды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Происшедшие в российском обществе изменения, в первую очередь либерализация внешнеэкономической деятельности и отмена монополии государства на внешнюю торговлю, обусловили значительные изменения в характере и масштабах контрабанды. В последние годы контрабанда стала одним из весьма распространенных преступлений. В структуру экономической преступности в соответствии с прямыми предписаниями уголовного законодательства входит и контрабанда - тяжкое, а ее квалифицированные виды - особо тяжкое преступление, которое непосредственно посягает на внешнеэкономическую деятельность государства. Контрабандная деятельность не только приняла размеры массового остро негативного антисоциального явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, но и приобретает все более организованные формы устойчивых, тесно сплоченных преступных сообществ

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1.История развития законодательства о контрабанде………………...7
2.Изменение уголовного законодательства о контрабанде…………10
3.Уголовно – правовая характеристика контрабанды……………….11
4.Обратная сила закона………………………………………………...26
5.Заключение…………………………………………………………...34
6.Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 57.80 Кб (Скачать файл)

 
            Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ внесены изменения в УК РФ, согласно которым ответственность за контрабанду сильнодействующих и ядовитых веществ установлена в ст. 226.1, а за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ - в ст. 229.1 УК РФ. 
Когда глава 25 УК РФ дополнялась ст. 229.1, это объяснялось тем, что контрабанда является одним из видов незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и ее следует включить в ту главу, в которой содержатся статьи, предусматривающие ответственности за незаконный оборот таких средств и веществ.  
В то же время ответственность за контрабанду сильнодействующих и ядовитых веществ теперь устанавливается ст. 226.1, включенной в главу 24 УК РФ, хотя ответственность за незаконный оборот и нарушение правил оборота таких веществ установлена ст. 234, включенной в главу 25 УК РФ. 
При этом речь идет об одних и тех же сильнодействующих и ядовитых веществах4.

Таким образом, включение сильнодействующих и ядовитых веществ в качестве предмета контрабанды в ст. 226.1, а не в ст. 229.1 УК РФ нарушает логику построения Особенной части УК РФ, так как контрабанда предметов, перечисленных в ст. 229.1 УК РФ, и контрабанда ядовитых и сильнодействующих веществ имеют одни и те же родовой, групповой и непосредственный объекты. В связи с изложенным представляется необходимым исключить сильнодействующие и ядовитые вещества из диспозиции ст. 226.1 и включить их в качестве предмета контрабанды в ст. 229.1 УК РФ. 
На необходимость этого наглядно указывает сравнение ст. 226.1 УК РФ и ст. 229.1 УК РФ, приведенное в следующей таблице. 
Таблица 3 
Сравнительный анализ ст. 226.1 УК РФ и ст. 229.1 УК РФ

 

Ст. 226.1 УК РФ

Ст. 229.1 УК РФ

часть 1

Незаконное перемещение наказывается лишением свободы на срок от 3-7 лет

часть 1

Незаконное перемещение наказывается лишением свободы на срок

Часть вторая (п. "а").      

Незаконное перемещение, совершенное должностным лицом с использованием своего должностного положения, наказывается лишением свободы на срок от 5-10 лет   

Часть вторая (п. "б")

Незаконное перемещение, совершенное должностным лицом с использованием своего должностного положения, наказывается лишением свободы на срок от 5-10 лет   

 

Часть вторая (п. "а").                   
 Незаконное   перемещение,    совершенное 
группой    лиц    по    предварительному 
сговору, наказывается    лишением свободы на срок от 5-10 лет  

 

Часть вторая (п. "в").                 

Незаконное  перемещение,  совершенное  в значительном  размере, наказывается лишением свободы на срок от  5- 10 лет                            

 

Часть третья.                          

Незаконное  перемещение, совершенное  в особо крупном  размере, наказывается лишением свободы на срок  от  10-20 лет                          

Часть вторая (п. "б").         

Незаконное перемещение, совершенное  с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, наказывается лишением свободы на срок от 5-10 лет

Часть четвертая (п. "в").              

Незаконное перемещение, совершенное  с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, наказывается лишением свободы на срок от 15-20 лет.

Часть третья.            

Незаконное  перемещение, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок  от 7-12 лет    

Часть четвертая (п. "а").           

Незаконное   перемещение, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок  от 15-20 лет 

 

Часть четвертая (п. "б").     

Незаконное  перемещение,  совершенное  в 
особо крупном  размере, наказывается  лишением свободы на срок  от  15-20 лет            


 

 
Также на необходимость обеспечения системности ст. ст. 226.1 и ст. 229.1 УК РФ указывает и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", одобренный Советом Федерации Федерального Собрания 22 февраля 2012 г., которым за преступления, предусмотренные ч. 4 ст. 229.1 УК РФ, устанавливается, в том числе, наказание в виде пожизненного лишения свободы.

  Помимо сильнодействующих и ядовитых веществ к числу предметов контрабанды, ответственность за которую установлена ст. 226.1 УК РФ, отнесены две группы предметов. 
Первая включает: отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие и его основные части, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иную военную технику, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники.

Вторая группа включает стратегически важные товары и ресурсы, а также культурные ценности.

 

          Анализируемые изменения в УК РФ обусловлены не только декриминализацией "товарной" контрабанды, но и участием нашей страны в Евразийском экономическом сообществе. 
Международная организация "Евразийское экономическое сообщество" (ЕврАзЭС) учреждена в 2000 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан5.

С 1 июля 2011 г. на внутренних границах этих трех стран снят контроль за перемещением товаров. 
Одновременно прекратил свое действие Таможенный кодекс Российской Федерации, не стало таможенной территории Российской Федерации (она вошла в состав единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС) и, соответственно, таможенной границы Российской Федерации. 
Теперь через государственные границы между странами ЕврАзЭС имеет место свободное перемещение товаров, за исключением тех, оборот которых запрещен или ограничен. 
Произошедшее потребовало изменений российского уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за контрабанду, что и было сделано путем включения в УК РФ двух новых статей - 226.1 и 229.1. 
ТК ТС определяет контрабанду как незаконное перемещение товаров через таможенную границу любого движимого имущества: носителей информации, валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков, электрической и иных видов энергии, иных вещей, приравненных к недвижимому имуществу. 
Таким образом, с позиции ТК ТС6, предметы контрабанды, указанные в ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ, признаются товарами независимо от того, запрещен или ограничен их оборот. В том числе ТК ТС признает товарами предметы так называемой наркоконтрабанды - наркотические средства и психотропные вещества, аналоги и прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, части растений, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующие и ядовитые вещества. 
Какие изменения произошли в перечне предметов наркоконтрабанды в связи с внесенными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ изменениями в УК РФ, видно из следующей сравнительной таблицы. 

Таблица 4

 
Предметы наркоконтрабанды по ст. 188 УК РФ до признания 
ее утратившей силу и по новым ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ 

Статья УК РФ

188 УК РФ  

226.1 УК РФ 

  229.1 УК РФ     

предметы контрабанды

Наркотические средства           

Наркотические средства           

Психотропные вещества            

Психотропные вещества            

Аналоги наркотических средств или психотропных веществ         

Аналоги наркотических средств или психотропных веществ         

прекурсоры  наркотических средств  или

психотропных веществ

Растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества

Растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры

Части растений, содержащие наркотические средства или психотропные вещества

Части растений, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры

Инструменты и оборудование, находящиеся под  специальным контролем и используемые для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ

Инструменты и оборудование, находящиеся под  специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств и психотропных веществ

Сильнодействующие вещества

Сильнодействующие вещества

Ядовитые вещества

Ядовитые вещества


 

 

Из указанной таблицы видно, что в результате внесенных изменений произошла криминализация и декриминализация ряда деяний. 
Как криминализацию деяний следует рассматривать следующие изменения в законодательстве. 
Статья 229.1 УК РФ, в отличие от ст. 188 УК РФ, дополнена новыми предметами контрабанды - прекурсорами наркотических средств или психотропных веществ. 
Если раньше ст. 188 УК РФ предусматривала ответственность за контрабанду растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические вещества или психотропные вещества, то теперь ст. 229.1 УК РФ устанавливает ответственность за контрабанду не только таких растений и их частей, но и растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ. 
Как декриминализацию деяний, также следует рассматривать изменения, касающиеся инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем. 
Если раньше предметами контрабанды признавались такие инструменты и оборудование, предназначенные для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, то теперь - только для изготовления7.

  В отличие от ст. 188 УК РФ, признававшей контрабандой незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов, ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ определяют контрабанду как незаконное перемещение перечисленных в них предметов (товаров): а) через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС; б) через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. 
          Так, вызывает неоднозначное понимание использование в диспозициях анализируемых статей словосочетания "в рамках ЕврАзЭС". 
Понятия ЕврАзЭС и таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС определены международными договорами. 
В соответствии со ст. 2 ТК ТС Единую таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской  Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. 
При этом Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС8.

Учитывая, что таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС представляет собой пределы единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, образованного Беларусью, Казахстаном и Россией, незаконное перемещение товаров через эту границу обоснованно признается УК РФ преступлением против интересов Российской Федерации, и ответственность за такие деяния (вне зависимости от места их совершения) может наступать по ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ. 
То, что ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ позволяют привлекать к ответственности лиц, совершивших контрабандное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на любом участке этой границы, подтверждает и ратифицированный Российской Федерацией Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 г.)9.

Этим Договором предусмотрено несколько таких случаев. Например, по нему каждая сторона в соответствии со своим законодательством может возбуждать и расследовать уголовные дела по преступлениям, направленным против ее интересов, совершенным на территории других сторон. Кроме того, если преступления совершены лицом на территории разных стран, то по согласованию между уполномоченными в соответствии с законодательством сторон органами уголовное дело может расследоваться на территории той стороны, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них. 
            Если первый вид контрабанды - незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в целом достаточно четко определен и обоснован, то по второму (альтернативному) виду контрабанды - незаконному перемещению через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС имеются вопросы, на которые еще предстоит найти ответы. 
Принимая во внимание бланкетный характер норм, закрепленных в ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ, их применение возможно лишь в системном единстве с положениями других нормативных правовых актов, в частности, определяющих законное и незаконное перемещение через Государственную границу Российской Федерации предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения. 
Как уже было отмечено, российские правоохранительные органы могут по ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ привлекать к ответственности лиц, совершивших контрабанду (незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС) на границах Республики Казахстан и Республики Беларусь с другими странами, например, на казахстанско-китайской или белорусско-польской границе. 
Однако при этом незаконность такого перемещения должна быть подтверждена не только Уголовным кодексом, но и другими нормативными правовыми актами тех стран (Беларуси или Казахстана), на участках границ которых совершена контрабанда. 
Так, указанное подтверждение должно касаться предмета контрабанды. Например, перечни наркотических средств и психотропных веществ, прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также квалифицирующие размеры таких средств и веществ для целей ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ устанавливаются постановлениями Правительства Российской Федерации. 
В Казахстане и Беларуси действуют свои перечни, которые не совпадают по ряду позиций с российскими перечнями. 
С учетом изложенного, как показывает практика предыдущих лет, возможно появление различных ситуаций, при которых ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ не будут работать. 
Допустим, в России по ст. 229.1 УК РФ расследуется дело о контрабанде конкретного сильнодействующего вещества на белорусско-польской границе. При этом согласно российскому перечню данное вещество признается сильнодействующим, а по белорусскому законодательству – нет.10 
Таким образом, при формальном наличии всех признаков преступления по российскому законодательству лицо, совершившее перемещение указанного сильнодействующего вещества через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на белорусско-польском участке этой границы, не может быть привлечено к уголовной ответственности в связи с непризнанием указанного вещества сильнодействующим белорусским законодательством. 
Выход из создавшейся ситуации видится в принятии единых для всех трех стран - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС списков наркотических средств и психотропных веществ, прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ и других предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения.

 

 

4. Обратная сила закона

Возникли и вопросы, связанные с обратной силой уголовного закона. Вопрос об обратной силе проще всего (в правоприменительном плане) решается законодателем при отмене уголовной ответственности за "товарную" контрабанду. В этом случае налицо "полная" декриминализация такого деяния. И Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 11  в части отмены уголовной ответственности за деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 188 УК РФ, как уголовный закон, устраняющий преступность деяния, в силу ч. 1 ст. 9 УК РФ "имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу".

Решение вопроса об обратной силе норм, предусмотренных новыми статьями УК (ст. 226.1 и ст. 229.1), невозможно без анализа особенностей составов "ново-старых" контрабандных преступлений. Такая тесная взаимосвязанность указанных аспектов проблемы исключает ее однозначное решение на предмет придания новым статьям УК обратной силы или ее отрицания.

Как изменилось законодательство об ответственности за контрабанду, видно из следующих таблиц, сравнивающих ст. 188 УК РФ и ст. 226.1 УК РФ, а также ст. 188 УК РФ и ст. 229.1 УК РФ.

Таблица 3

Сравнительный анализ ст. 188 УК РФ и ст. 226.1 УК РФ 
применительно к сильнодействующим и ядовитым веществам

Ст. 188 УК РФ

ст. 226.1 УК РФ

часть вторая

Контрабанда сильнодействующих или ядовитых веществ наказывается   лишением свободы на срок от 3-7 лет

часть первая

Незаконное перемещение сильнодействующих или ядовитых веществ наказывается лишением свободы на срок от 3-7 лет

Часть третья. (п. "б").     

Деяния, предусмотренные  частями первой или  второй,  совершенные  должностным лицом с использованием своего служебного  положения, наказываются лишением свободы на срок от 5-10 лет       

Часть вторая (п. "а").             

Незаконное  перемещение сильнодействующих или ядовитых веществ, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного  положения, наказываются лишением свободы на срок от 5-10 лет       

Часть третья (п. "в").             

Деяния, предусмотренные  частями первой или  второй,  совершенные с применением насилия к  лицу, осуществляющему таможенный контроль, наказываются лишением свободы на срок от 5-10 лет       

Часть вторая (п. "б").            

Незаконное  перемещение сильнодействующих или ядовитых веществ, совершенное  с применением насилия к  лицу, осуществляющему таможенный контроль, наказываются лишением свободы на срок от 5-10 лет       

Часть четвертая.                   

Деяния, предусмотренные  частями первой или  второй,  совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от 7-12 лет

Часть третья

Незаконное  перемещение сильнодействующих или ядовитых веществ, совершенное организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от 7-12 лет

Информация о работе Уголовно – правовая характеристика контрабанды