Террористический акт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 17:42, реферат

Описание работы

Объект преступления террористического акта - казусный и главнейший институт уголовного права. Любое преступление, независимо от того, проявляется оно в действии или бездействии, постоянно подразумевает посягательство на определенный объект . Не бывает преступление, которое ни на что не посягает, т.е. нет преступления без объекта. Общественная опасность преступления устанавливается объектом, на который оно посягает : чем ценнее объект, тем выше степень общественной опасности.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

1. Уголовно правовой  анализ террористического акта.

1.1 Объект террористического акта

Объект преступления террористического акта - казусный и главнейший институт уголовного права. Любое преступление, независимо от того, проявляется оно в действии или бездействии, постоянно подразумевает посягательство на определенный объект1. Не бывает преступление, которое ни на что не посягает, т.е. нет преступления без объекта. Общественная опасность преступления устанавливается объектом, на который оно посягает2: чем ценнее объект, тем выше степень общественной опасности.

Объект преступления имеет первостепенное значение при классификации преступлений в Особенной части УК РФ, их квалификации и отграничении.  В общий объект всевозможных преступлений входит вся совокупность охраняемых уголовным законом от преступных посягательств в наибольшей степени актуальных, ценных, социально значимых общественных отношений, которым при совершении преступлений причиняется вред или создается реальная угроза причинения вреда.

В науке уголовного права на равных условиях с общим объектом обособляют родовой (специальный), видовой (групповой) и непосредственный объекты, которые положены в начало разъединения Особенной части УК РФ на разделы, главы и статьи. Любой из последующих вышеуказанных объектов по объему значительнее прежнего, он же является его делением, характеризующим дополнительным признаком. В заголовке раздела IX УК РФ “Преступление против общественной безопасности и общественного порядка” указан родовой (специальный) объект, а главы 24 УК РФ “Преступления против общественной безопасности” - видовой (групповой) объект. Никифоров Б.С. Объект преступления по советскому уголовному праву. М.: Госюриздат, 1960. – С. 92 - 93.   

Родовой объект преступления, в сводке раздела IX УК РФ (включая террористический акт) – это общественные отношения, обеспечивающие стабильность нормального функционирования общества и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности и т.д., который сложился в соответствии с социальными нормами.  Видовой объект в ст. 205 УК РФ “Террористический акт” – это общественные отношения, обеспечивающие устойчивость жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, нормальной деятельности государственных и общественных институтов и т.д.

Основным непосредственным объектом данной статьи УК РФ являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность, а дополнительным непосредственным объектом - общественные отношения, обеспечивающие альтернативно: безопасность жизни или здоровья личности; права собственности, не связанные с порядком распределения материальных благ; нормальное функционирование органов власти и международных организаций.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Объективная сторона террористического акта

Объективная сторона террористического акта - одна из сугубо опасных явлений современности, т.е. форм преступного посягательства, приобретающие многообразные формы и угрожающие масштабы. В основе этого лежит склонность субъекта вселить у окружающих страх, панику, замешательство, нейтрализовать социально-полезную деятельность граждан и нормальное функционирование органов власти и управления, ослаблять общественную обстановку отдельных населенных пунктов или целых регионов и тем самым достичь своих антиобщественных целей. 

Террористический акт является многообъективным преступлением. Он покушается на общественную безопасность, нормальное функционирование органов власти, жизнь и здоровье граждан, т.е. население в целом. Терроризм, своим запугивающим воздействием, адресован либо неоднозначному кругу граждан, в некоторых случаях населению целых городов и административных районов, либо к определенным должностным лицам и органам государственной власти, которые наделены правом принимать организационно-управленческие решения.   

Согласно ч. 1 ст. 205 УК РФ объективная сторона  террористического акта  состоит из двух альтернативных деяний:

а) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий;

б) угроза совершения этих действий (Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 25 ноября 2012 г. М.: Эксмо, 2012. – С.93).

Иными словами, объективная сторона терроризма заключается в совершении действий, которые порождают общую опасность (опасность должна быть реальной и угрожать неопределенному кругу лиц). Кроме того, предполагается публичный характер исполнения террористических актов. Терроризм немыслим без широкой огласки и открытого предъявления своих требований, террористические акты всегда совершаются с намерениями вызвать страх у населения и властей. Поэтому терроризм характеризуется еще и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряженности. О терроризме можно говорить лишь тогда, когда смыслом поступка является устрашение, наведение ужаса4. Причем особенность терроризма состоит в том, что страх возникает не сам по себе в результате получивших общественный резонанс деяний и создается виновным не ради самого страха, а ради других целей и служит своеобразным рычагом целенаправленного воздействия, при котором создание обстановки страха выступает не в качестве цели, а в качестве средства достижения цели5. 

Первая разновидность указанного в диспозиции ч. 1 ст. 205 УК РФ общественно опасного деяния характеризуется следующими признаками:

1) специфическим способом - взрывом, поджогом или иными  действиями.

Способы совершения данного преступления в законе исчерпывающим образом не определяются. Законодатель указывает на такие наиболее типичные способы, как взрыв и поджог, а далее дает обобщенную характеристику — совершение иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Таким образом, законодатель, с одной стороны, подчеркивает основное характерное свойство этих действий — их общеопасный характер, другой — указывает на обязательное свойство взрыва, поджога, иных подобных действий — их реальную способность повлечь указанные в законе последствия.

Предполагается, что “иные действия” подразумевают лишь активную форму поведения человека, хотя террористический акт иногда может быть осуществлен путем бездействия. Под иными действиями, кроме взрывов и поджогов, следует понимать любые действия, способные повлечь указанные в ст. 205 УК последствия. В частности, к ним могут относиться: разрушение системы энергоснабжения и жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий, заражение местности радиоактивными или отравляющими веществами, распространение эпидемий и эпизоотии, устройство аварий, затопление местности невыполнение обязанности по своевременному отключению производственных процессов в энергетике, на транспорте, в добывающей промышленности и т.д.6

2) эти действия призваны устрашать население.

Устрашение населения - это создание такой социально - психологической атмосферы общественного беспокойства, когда основной психологической доминантой становится страх, неуверенность граждан в собственной безопасности, защищенности своих прав и свобод, неверие в эффективную работу правоохранительных органов, стремительное распространение паники.

3) действия указанные  в ч. 1 ст. 205 УК РФ должны создавать  опасность гибели человека, причинения  значительного имущественного ущерба или наступления иных тяжких последствий.

Опасность гибели человека означает, что совершение взрыва, поджога или иных действий могли привести к смерти хотя бы одного человека, но этому помешали случайные обстоятельства.

Причинение значительного имущественного ущерба - оценочное понятие. Он определяется судом в каждом конкретном случае на основе особенностей обстоятельств того или иного дела, но обязательно с учетом стоимости уничтоженного или поврежденного имущества, его количества, значимости для потерпевшего, материального положения последнего.

К иным тяжким последствиям относятся причинение гражданам различного вреда здоровью, заражение местности, распространение эпидемий, серьезных нарушений деятельности организаций и т.д.

Оконченным данная разновидность террористического акта признается с момента совершения взрыва, поджога, или иных действий, создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба.

Второй вид террористического акта - это угроза совершения действий указанных в диспозиции ч. 1 ст. 205 УК РФ.

Угрозу совершения действий указанных в диспозиции ч. 1 ст. 205 УК РФ в данном случае следует понимать как психическое воздействие на людей в форме высказывания намерения совершения взрыва, поджога или иных подобных действий в определенных целях. От обнаружения умысла в форме высказывания угроза отличается тем, что она обладает реальностью намерения, и уже объективировалась в конкретных действиях. Все это вызывает у граждан и органов власти обоснованные опасения в её осуществлении.

Для квалификации преступления не имеет значения, в какой форме выражалась угроза в открытой или анонимной; в устной, письменной или в виде демонстрации. При этом не имеет также значения и то, через какие средства связи она распространялась телефон, радио, телевидение, Интернет и т.д. Для наличия состава преступления необходимо, что бы угроза была обращена к гражданам, органам власти или международным организациям, носила публичный характер и была рассчитана на её распространение. В тоже время для квалификации неважно, желал или не желал виновный привести угрозу в реальное исполнение.

Этот вид террористического акта будет считаться оконченным с момента доведения угрозы до необходимого адресата, то есть до граждан, органов власти, международных организаций.

Террористический акт по конструкции объективной стороны является двояким составом, с одной стороны это состав опасности (совершения взрыва, поджога и т.д.), с другой стороны формальный состав (угроза совершения указанных действий).

Необходимость включения в уголовное законодательство угрозы как формы осуществления террористического акта обусловлено необходимостью:

- криминализации случаев  совершения «предупреждающих» взрывов, поджогов и иных подобных действий, в результате которых не создаются опасность гибели людей или причинения значительного имущественного ущерба, но которые по мысли виновных лиц предназначены продемонстрировать реальность их намерений;

- усиления ответственности  за террористический акт путем  переноса момента окончания преступления с фактически совершенного на более ранний - доведения угрозы до соответствующего адресата7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Субъективная сторона террористического акта

Решающее значение для квалификации преступления имеет субъективная сторона. Важное значение имеет цель преступления, которая определяется законом как воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями, поэтому с субъективной стороны террористический акт может совершаться только с прямым умыслом: виновный осознает общественную опасность своих поступков, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления для достижения своих целей. Особое место в субъективной стороне преступлений террористической направленности занимают эмоции, то есть переживания лица, сопровождающие подготовку преступления и процесс его совершения. Все чаще террористические акты стали совершаться в тех случаях, когда эмоции довлеют над разумом и приводят к общественно опасным проявлениям нетерпимости, экстремизма, политического, националистического или религиозного фанатизма. Яркий тому пример - совершение террористических актов террористами-камикадзе.8

Террористы могут требовать освобождения захваченных ранее преступников, выплаты крупной суммы денег, передачи значительной партии оружия, прекращения антитеррористической операции, вывода войск с определенной территории и т.п.

Если взрывы, поджоги и подобные действия совершаются по другим мотивам (в связи с разделом собственности, преступными разборками, устранением конкурентов по бизнесу и т.п.), содеянное квалифицируется по другим статьям УК РФ. Например, если указанные действия направлены на ослабление экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, содеянное квалифицируется по ст. 281 (диверсия), если действия направлены против конкретного государственного или общественного деятеля - по ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля) и т.д. Все сказанное о субъективной стороне состава террористического акта касается и случаев угрозы совершения соответствующих действий.

Нарушение общественной безопасности, как желаемый для виновных результат их действий, выражается в разрушении в конкретном населенном пункте, районе, регионе и обществе в целом сложившегося микроклимата, с которым граждане связывают свое спокойное существование, в изменении баланса психологического равновесии и устойчивости в пользу насильственных методов разрешения социальных конфликтов, дестабилизации положения.

Устрашение населения сопряжено с созданием новой социально-психологической атмосферы, общественного беспокойства, когда основной психологической доминантой становится страх, неуверенность граждан в безопасности своей жизни и здоровья, защищенности их прав и свобод, неверие в эффективную работу правоохранительных органов.( Емельянов В.П. Терроризм как деяние и состав преступления. Ростов н/ Д., 2007. – С. 411.)

Оказание воздействия на принятие решений органами власти выражается в побуждении, подталкивании соответствующих субъектов к совершению действий, нужных и выгодных для террористов, ради которых они применяют столь изощренные способы, создании такой ситуации, когда органы власти вынуждены принимать незаконные решения ради обеспечения безопасности граждан и общества.

Несмотря на то, что законодатель указал на три вышеизложенные цели как равнопорядковые, на самом деле представляется, что нарушение общественной безопасности и устрашение населения являются промежуточными целями, больше характеризующими суть террористического акта, нежели его конечный результат. Поэтому реализация целей нарушения общественной безопасности и устрашения населения по своей сути есть способ достижения генеральной цели действий террористов — оказание воздействия на принятие решений органами власти.

Информация о работе Террористический акт