Субъекты правозащитной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – правозащитная деятельность. Предмет исследования – субъекты правозащитной деятельности в современной России. Цель курсовой работы – исследование теоретических основ и эффективности деятельности субъектов правозащитной деятельности в Российской Федерации.
Задачами указанного исследования являются: - определение понятия правозащитной деятельности;
- определение круга субъектов правозащитной деятельности и их видов;
- анализ субъектов правозащитной деятельности и эффективности их деятельности на территории Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
§1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ЭЛЕМЕНТА КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И, КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………….………….……4
§ 2. СУБЪЕКТЫ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ………………………………………………..…11
§ 3. ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..24

Файлы: 1 файл

Курсовая СУБЪЕКТЫ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 49.57 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 «КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

 

   

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 «СУБЪЕкТЫ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил                                                           Иванов Иван Иванович                                   

Курс 1 ЗФО                              факультет                                          юридический

Преподаватель                                                            Иванов Иван Иванович.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

§1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ЭЛЕМЕНТА КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И, КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………….………….……4

§ 2. СУБЪЕКТЫ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ………………………………………………..…11

§ 3. ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной работа «Субъекты  правозащитной деятельности».

 Объект исследования  – правозащитная деятельность.

Предмет исследования –  субъекты правозащитной деятельности в современной России.

Цель курсовой работы –  исследование теоретических основ  и эффективности деятельности субъектов  правозащитной деятельности в Российской Федерации.

Задачами указанного исследования являются:

- определение понятия  правозащитной деятельности;

- определение круга субъектов  правозащитной деятельности и  их видов;

- анализ субъектов правозащитной  деятельности и эффективности  их деятельности на территории  Российской Федерации.

Методологическую базу исследования составляют сравнительный метод, анализ, синтез, индукция, обобщение.

Актуальность указанного исследования объясняется существенным значением указанного института  на современном этапе развития Российской Федерации. Правозащитная деятельность направлена на защиту и восстановление наиболее важных прав и свобод человека и гражданина.

Исследование проведено  на основании работ следующих  авторов: Волков А.М., Микадзе Ю.В., Бутылин  В.Н, Сунгкров А.Ю., Лукин В.П., Чуксина  В.В., Карташов В.Н., Шапсугов ДМ., Орзих М.Ф., Назаров С.Н.

 

 

 

 

 

 

§ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ЭЛЕМЕНТА КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И, КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Права человека – права, образующие основу правового статуса  личности и составляющие ядро конституционного права правовых государств (так называемые Права и свободы человека и гражданина). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться.1

Согласно международным  нормативным актам, Конституции  Российской Федерации2, а также иным нормативно-правовым актами, права человека и гражданина в Российской Федерации являются высшей ценностью и подлежат особой защите, как со стороны государства, так и со стороны иных лиц.

Глава 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» содержит основные права и свободы человека и  гражданина, а также положения  о их защите.

Согласно ст. 17 Конституции  Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права и  в соответствии с настоящей Конституцией.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации установлена государственная  защита прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации  гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми  способами, не запрещенными законом.

Таким образом, правозащитная  деятельность является важнейшей правовой конструкции, получившей свое закрепление  в конституции Российской Федерации  и одним из элементов конституционной  системы защиты прав человека.

Закрепление прав и свобод человека и гражданина, а также  гарантий их защиты в высшем нормативно-правовом акте государства свидетельствует  об их значимости, как для государства, так и для общества в целом. На защиту прав и свобод граждан  направлена деятельность органов государственной  власти, а также иных субъектов.

Для формирования понятия  правозащитной деятельности необходимо сформировать понятие деятельности в общенаучном понимании. Под  деятельностью обычно подразумевается  «работа, систематическое приложение своих сил в какой-либо области»3. Деятельность понимается как взаимосвязь (взаимодействие) человека с окружающим его миром, в рамках которого человек проявляет свои качества, а окружающий мир раскрывает ему свои свойства. Деятельность выступает как содержание этого отношения, в определенном смысле как опосредующая связь человека и окружающего его мира. Это означает, что в содержание деятельности должно войти и то, что исходит от мира, т.е. результат его отражения, и то, что продуцируется человеком - его воздействие на мир. Таким образом, деятельности соответствует особая реальность, связывающая человека с внешним миром и представляющая собой целостность, или единство образов внешней реальности и прототипов внешнего поведения4. Также, понятие деятельности может быть сформулировано, как процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения)5.

В связи с тем, что правозащитная  деятельность это прежде всего юридическая  деятельность необходимо сформулировать понятие юридической деятельности, Юридическая деятельность, является одновременно и трудовой, и политической, и нравственной, представляет собой сложную, высокоорганизованную и динамичную систему, органично включенную в социально-политический и правовой механизм общества6

По мнению Д.Ю. Шапсугова, юридическая деятельность есть проявление воли субъекта права или обязанности, направленной на удовлетворение правовой цели, под которой в плане юридической  деятельности понимается формирование и осуществление прав и полномочий, исполнение обязанностей7.

М.Ф. Орзих понимает юридическую деятельностью как социальную активность, с помощью которой достигается опосредованный правом результат8.

С.Н. Назаров определяет юридической  деятельностью как «нормативно  регламентированную систему последовательно  осуществляемых субъектами права в  установленных процессуальных формах действий, операций и способов, а  также используемых средств, направленных на достижение правовых целей»9.

Правозащитная деятельность – один из видов юридической деятельности, что подтверждается, во-первых, закреплением правозащитной деятельности в вышеназванных нормах Конституции Российской Федерации, а также в иных нормативно-правовых актах, а во-вторых, общими признаками правозащитной и юридической деятельности, а именно:

- осуществление на основании  норм права и во исполнение  норм права;

- наступление юридических  последствий, как результата осуществления  деятельности;

- соблюдение и защита  прав и свобод человека, как,  основная цель и направление  осуществления деятельности.

Однако даже на основании  сформулированных выше понятий более  широкого порядка, а также признаков  правозащитной деятельность, с учётом отсутствия законодательного закрепления  понятия правозащитной деятельности, представляется затруднительным сформулировать однозначное понятие исследуемого института, что объясняется следующим.

В науке существует не разрешенная  до настоящего времени дискуссия  относительно широты изучаемого понятия  и субъектного состава лиц, осуществляющих правозащитную деятельность.

Так, В.В. Чуксина определяет правозащитную деятельность государства  в широком смысле как законодательную  и правоприменительную практику государства в области прав человека, отражающую специфические историко-культурные традиции и уровень социально-экономического развития страны. В узком смысле - это совокупность контрольных механизмов, представленных определенными организационными структурами (судом, правоохранительными  органами, различными учреждениями по рассмотрению обращений граждан  и др.), специализированных правозащитных  институтов (комиссии по правам человека, омбудсмены) и процедур, определяющих методы, порядок рассмотрения, проверки, подготовки предложений и принятия решений по жалобам, заявлениям и  иной информации о нарушениях прав человека, базирующихся на конституционных  и отраслевых нормах внутреннего  права государства10. Согласно указанным понятиям правозащитная деятельность осуществляется государственными органами и фактически приравнивается к правоохранительной деятельности. По нашему мнению значительным минусом указанного понятия является отсутствие негосударственных организаций и иных лиц, не наделённых публичными полномочиями в качестве субъектов правозащитной деятельности.

В научной литературе достаточно распространена позиция, согласно которой, понятия «охрана права» и «защита  права» являются близкими, но не  тождественными. Подавляющее большинство авторов (В.Н. Бутылин11,            Л.Д. Воеводин12, Б.Ю. Тихонова13 и др.) выстраивают достаточно убедительную систему доказательств того, что содержание приведенных понятий не совпадает. При этом, правоохранительная деятельность понимается как работа органов публичной власти по профилактике и пресечению правонарушений, а правозащитная деятельность связана с восстановлением нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Согласно мнению профессора Анисимова П.В. правозащитная деятельность осуществляется исключительно компетентными  правомочными субъектами14. Таким образом, деятельность по защите прав – это комплексная работа определенных субъектов правозащитной структуры РФ. Правозащитная деятельность может осуществляться посредством как государственных органов, так и созданием общественных объединений.

Однако существуют и кардинально  противоположные мнения, согласно которым, правозащитная деятельность не может  исходить от государственных или  муниципальных органов (тем более  правоохранительных), так как изначально интересы государства (публичный интерес) представляют собой противоположность интересам личности (частный интерес)15.

По нашему мнению, правозащитная  деятельность не может считаться  тождественной правоохранительной. В большинстве случаев правозащитная  функция направлена на пресечение противоправных действий правоохранителей, как субъектов  права, наделенных властными полномочиями и на восстановление нарушенных прав.

Органы государственной  власти (как законодательной, так  и исполнительной) также не всегда могут являться субъектами правозащитной  деятельности, в связи с тем, что  представляют интересы государства, как  института, деятельность которого направлена на организацию и охрану существующего  порядка, которые не всегда соответствуют  правам отдельных лиц и их групп. Таким образом, правотворческая  и тем более правоприменительная  деятельность органов государственной  власти в ряде случаев противоречит правозащитной деятельности. Примером указанного антагонизма может служить  деятельность государственных органов  направленная на организацию Олимпийских  игр 2014. Так, при осуществлении строительства  объектов допускаются существенные ограничения прав граждан, однако с  учетом масштабности цели, а также  общей направленности деятельности всех государственных органов, по нашему мнению, представляется затруднительным  говорить о правозащитной деятельности, проводимой со стороны органов государственной  власти.

Соответственно, субъектом  правозащитной деятельности могут, прежде всего, являться негосударственные  организации и отдельные лица (в том числе осуществляющие указанную  деятельность на профессиональной основе), а также, в определенных случаях, ограниченный круг государственных  институтов, таких как Уполномоченный по правам человека в РФ, региональные уполномоченные по правам человека, комиссии по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и др.

Кроме того, деятельность правоохранительных органов, а также иных государственных  органов направлена на предотвращение нарушений прав, в то время как  деятельность общественных объединений  – на восстановление уже нарушенных прав.

Таким образом, исходя из вышесказанного правозащитная деятельность – это  деятельность различных субъектов  правозащитной структуры (государственных  органов и негосударственных  организаций), направленная на восстановление нарушенных прав и свобод граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. СУБЪЕКТЫ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

На данном этапе, как на законодательном уровне, так и  в науке, отсутствует законодательное  понятие правозащитной деятельности. Научная разработка понятия правозащитной  деятельности представляется затруднительной, прежде всего, в связи с отсутствием  единого мнения относительно субъектов  правозащитной деятельности.

На основании исследования проведенного в § 1 указанной работы можно сделать вывод о том, что существует три подхода к  определению перечня субъектов  правозащитной деятельности.

Первый заключается в  том, что правозащитная деятельность фактически приравнивается к правоохранительной деятельности. Соответственно, согласно указанному подходу, основными субъектами правозащитной деятельности являются правоохранительные органы, деятельность остальных органов, особенно негосударственных, сводится к минимуму. С указанной  позицией не представляется возможности  согласиться в связи со следующим.

Правоохранительная деятельность - это вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью  охраны права специально уполномоченными  органами путем применения юридических  мер воздействия в строгом  соответствии с законом и при  неуклонном соблюдении установленного им порядка. Основной целью правозащитной  деятельности является восстановление нарушенного права. Правоохранительная деятельность понимается как работа органов публичной власти по профилактике и пресечению правонарушений, а правозащитная  деятельность связана с восстановлением  нарушенных прав и свобод человека и гражданина. В «правозащитной деятельности»  правоохранительных органов существует объективное противоречие: права  человека от произвола государственных  органов защищают сами государственные  органы. Принимая к рассмотрению правозащитные дела, связанные с нарушением прав человека со стороны органов власти, российские суды и прокуратуры, прежде всего, исходят из необходимости защиты интересов государства. Для правозащитных организаций наоборот, абсолютно приоритетны права гражданина, личности16.

Информация о работе Субъекты правозащитной деятельности