«Понятие и виды принудительных мер воспитательного воздействия. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 23:44, реферат

Описание работы

Целью данной работы является комплексный подход к изучению уголовно-правовых, уголовно - процессуальных и криминологических мер принудительного характера, их природы и содержания воспитательного воздействия. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- изучение истории развития принудительных мер воспитательного характера в России;

- исследование природы и содержания принудительных мер воспитательного характера;

-выявить основные виды принудительных мер воспитательного характера.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..стр.3

Глава 1 Уголовно-правовое понятие принудительных мер воспитательного воздействия………………………………………….…стр.5

§1.1 История развития принудительных мер воспитательного характера в России…….…………………………………………………………………стр.5

§1.2 Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия…………………………………………………………………стр.12

Глава 2 Виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия ………………………………………………………………..стр.18

§2.1 Виды принудительных мер воспитательного воздействия…………стр.18

§2.2 Содержание принудительных мер воспитательного воздействия………………………………………………………………….стр.19

Заключение…………………………………………………………………стр.32

Список литературы………………………………………………………стр.34

Файлы: 1 файл

реферат принуд.меры.docx

— 64.69 Кб (Скачать файл)

Продолжительность применения таких принудительных мер, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, определяется органом, назначающим эти меры.

В случае, если несовершеннолетний систематически не исполняет принудительную меру воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа может быть отменена и материалы направлены для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК). Под систематическим неисполнением понимается неисполнение несовершеннолетним принудительных мер более двух раз.

Наряду с освобождением  несовершеннолетних от уголовной ответственности  УК РФ предусматривает возможность  освобождения несовершеннолетних от наказания. Такое право при совершении подростком преступления небольшой или средней  тяжести предоставлено суду. При  этом суд применяет к несовершеннолетнему  те же принудительные меры, что и  при освобождении несовершеннолетнего  от уголовной ответственности (п. 1 ст. 92 УК). Кроме того, суду предоставлено  право при осуждении за преступление средней тяжести освободить несовершеннолетнего  от наказания, если суд придет к выводу, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения  подростка в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних (ч. 2 ст. 92). В отличие от прежнего УК суд устанавливает срок пребывания подростка в указанном учреждении, однако этот срок не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного УК РФ за преступление, совершенное несовершеннолетним. 22

Если по заключению специализированного  государственного органа, обеспечивающего  исправление, будет признано, что  несовершеннолетний для своего исправления  не нуждается в дальнейшем пребывании в специальном учреждении, применение данной меры может быть прекращено. Вместе с тем в случае необходимости  завершить несовершеннолетним общеобразовательную  или профессиональную подготовку возможно продление пребывания несовершеннолетнего  в специальном учреждении после  истечения срока, установленного судом.

Помещение подростка в  специальное воспитательное или  лечебно-воспитательное учреждение для  несовершеннолетних, связанное с  изъятием несовершеннолетнего из семьи  и помещением в условия специального режима, является наиболее строгой  мерой при освобождении несовершеннолетнего  от наказания. Вместе с тем помещение  в эти учреждения не является наказанием, так как:

1) применяется в порядке  замены наказания;

2) не содержится в системе  видов наказания;

3) сроки пребывания в  этих учреждениях не определяются  судом;

4) не влечет судимости.

Специальными лечебно-воспитательными  учреждениями являются специальные (вспомогательные) школы-интернаты и лечебные учреждения для умственно отсталых детей, либо для детей, перенесших тяжелые заболевания, которые отразились на их развитии, либо для детей, страдающих общими физическими  или психическими недостатками. Эти  своеобразные, свойственные только данной принудительной мере условия должны быть либо очевидны, либо установлены  медицинским заключением.

При этом обязательными остаются и остальные предпосылки применения ст. 90 УК РФ, в том числе и признание  подростка виновным в совершении преступления.

Воспитательными учреждениями для подростков являются детские  дома и школы-интернаты. Принудительное помещение в эти учреждения подростка, совершившего преступление небольшой  или средней тяжести, применяется, если семейные условия не обеспечивают его правильного развития и воспитания и вместе с тем возможно пребывание несовершеннолетнего в обычном  детском коллективе.

Самой строгой принудительной мерой является помещение несовершеннолетнего  в специальное учебно-воспитательное учреждение. Таким учреждением является специальное профессионально-техническое  училище, в которое помещаются несовершеннолетние правонарушители, нуждающиеся в  особых условиях воспитания и строгом  педагогическом режиме. Образовательная, воспитательная и хозяйственно-экономическая  деятельность СПТУ регулируется "Типовым  положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением". Воспитательная работа в СПТУ сочетает общее политехническое обучение с производительным трудом. Несовершеннолетние правонарушители в этих воспитательных учреждениях должны не только повышать свой общеобразовательный и культурный уровень по программе обычных школ, но и приобретать или повышать свою профессиональную квалификацию в объеме училищ системы профессионально-технического обучения. Проведение воспитательной работы в этих училищах предполагает также осуществление целого комплекса трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания несовершеннолетних с учетом специфических особенностей отдельных категорий правонарушителей.

В случае, если вследствие систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры назначенная в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК мера отменяется и назначается наказание в виде лишения свободы, срок пребывания подростка в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении не засчитывается в срок отбывания наказания.

Освобождение несовершеннолетнего  от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия  должно осуществляться таким образом, чтобы у подростка не возникло чувство безнаказанности за совершенное  преступление.

Органы правосудия в обоснование  решения о применении указанных  институтов ссылаются на такие обстоятельства, как совершение подростком преступления впервые, признание себя виновным и  чистосердечное раскаяние, положительная  характеристика, ненормальные условия  в семье, неблагоприятное окружение, второстепенная роль подростка в  преступлении нормализовать его  поведение.

Как видно, все специальные  виды освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и  наказания связаны с применением  мер воспитательного воздействия. Предусмотренные уголовным законом  принудительные меры воспитательного  воздействия не являются уголовным  наказанием и это соответственно, не влечет судимости. Это всего лишь меры государственного принуждения, применяемые  к несовершеннолетним, совершившим  преступления небольшой или средней  тяжести с целью их исправления.

 

 

Заключение

По своему содержанию меры, предусмотренные  ч. 2 ст. 90 УК, носит воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается, прежде всего, путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно опасного поведения. Цель исправления достигается без привлечения подростка к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания, при экономии мер уголовной репрессии.

В то же время не все вопросы  содержания и применения, принудительных мер воспитательного воздействия  нашли и находят единодушное  понимание. В частности, не достаточно чётко определены правовая природа, цели и содержание, криминологическая  обусловленность данных мер, основания, условия и порядок их применения. Нет специальных монографических  исследований, посвященных освобождению несовершеннолетних от уголовной ответственности  с применением принудительных мер  воспитательного воздействия в  связи с принятием УК РФ 1996г. И в этой связи возникает необходимость с научных позиций, на новой нормативной и теоретической основе проанализировать основной круг проблем, связанных с правовой природой, системой, содержанием, основаниями и порядком применения (включая вопросы исполнения) принудительных мер воспитательного воздействия, выявить возможные резервы их более широкого и результативного использования, выстроить оптимальную законодательную модель их реализации.

Успех в обеспечении общего предупреждения преступлений среди несовершеннолетних с помощью применения данных мер  воспитательного характера, на наш  взгляд, зависит не только от его  устрашающего влияния (уповать только на это было бы большой ошибкой), но и от общего уровня правового  воспитания подрастающего поколения, от привития ему уважения к нравственным ценностям, законам и социальным нормам. Не меньшее значение при этом имеют воспитание к несовершеннолетних самоуважения, умения ценить свои права и свободы и вместе с тем чувство гражданственности и общественного долга. Только при наличии этих компонентов иные лица правильно воспринимают наказания, которым подвергнуты конкретные правонарушители, их влияние падает на благодатную почву и даёт общепредупредительный эффект.

В заключение следует подчеркнуть, что все рассмотренные характеристики предупредительных мер воспитательного  воздействия несовершеннолетних, хотя и имеют свои особенности, свой механизм достижения, однако тесно взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Правильный учёт их единства и диалектикой связи  помогает глубже вникать в сущность наказания несовершеннолетних и  проследить пути его эффективности.

Общим связующим моментом являются интересы борьбы с преступностью. Ради них реализуется ответственность  в объективном смысле, с тем чтобы она, касаясь конкретных осужденных, способствовала также повышению чувства ответственности у остальных граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Список литературы

 

                                      Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // РГ. – 1993. - № 237. – 25 декабря
  2. Уголовный кодекс Российской федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ(ред. От 28.07.2012)
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.03.2012)

                                         Научная литература 

  1. Денисов Ю.А. "Общая теория правонарушения и ответственности" - Л., 1983.
  2. Звечаровский И. Э. Уголовная ответственность. Иркутск, 1992г.
  3. История государства и права СССР (Сборник документов). Ч. 1. М., 1968.
  4. Медведев Е.В. Понятие и виды принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2009, № 4.
  5. Павлов В.Г. "Субъект преступления и уголовная ответственность", Спб, 2000г
  6. Поводова Е.В. Принудительные меры воспитательного воздействия: проблемы теории и правового регулирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
  7. Российское законодательство X - XX веков. В девяти томах. М., 1984-1988г.

 

  1. Российское уголовное право. / Под ред. А.И. Рарога. – М., – 2006.
  2. Скрипченко Н.Ю. Развитие законодательства о применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних преступников (досоветский, советский и постсоветский периоды) // Вопросы ювенальной юстиции, 2008.
  3. Скрипченко Н.Ю. Применение принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних М., 2002.
  4. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 162.
  5. Ткачев В. Восстановительное правосудие и ювенальное уголовное право // Российская юстиция. 2002. № 5.
  6. Уголовное право. Общая часть: / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И.Рарога, А.И. Чучаева. М.,2008.

 

 

 

1 История государства и права СССР (Сборник документов). Ч. 1. М., 1968. С. 102.

2 Российское законодательство X - XX веков. В девяти томах. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., 1984. С. 494.

3 Российское законодательство X - XX веков. В девяти томах. Т. 6. Законодательство первой половины XIX века. М., 1988. С. 202.

4 Там же. С. 202.

5 Там же. С. 202.

6 Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 162.

7 Российское законодательство X - XX веков. В девяти томах. Т. 6. Законодательство первой половины XIX века. М., 1988. С. 184.

8 .: Таганцев Н.С. Указ. соч. С. 165.

9 Там же. С. 167.

10 Там же. С. 168.

11 Российское законодательство X - XX веков. В девяти томах. Т. 6. Законодательство первой половины XIX века. М., 1988. С. 284.

12 Таганцев Н.С. Указ. соч. С. 169.

13 Там же. С. 180.

14 Там же. С. 180.

15 Скрипченко Н.Ю. Развитие законодательства о применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних преступников, 2002.

16 Денисов Ю.А. "Общая теория правонарушения и ответственности" - Л., 1983.

17Медведев Е.В. Понятие и виды принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2009

18Медведев Е.В. Понятие и виды принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2009

19Уголовное право. Общая часть: / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И.Рарога, А.И. Чучаева. М.,2008.

Информация о работе «Понятие и виды принудительных мер воспитательного воздействия. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия