Понятие амнистии и помилования в уголовном праве Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать институты амнистии и помилования, основываясь на современной теории уголовного права и правовых положениях УК.
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- определить и раскрыть сущность амнистии;
- исследовать понятие и раскрыть сущность помилования;
- изучить порядок применения актов амнистии;
- изучить порядок осуществление помилования;

Содержание работы

Введение ..............................................................................................................
4
1 Основания освобождения от уголовной ответственности и наказания в уголовном праве Республики Беларусь……………………………………….
5

2 Понятие амнистии и порядок ее применения………………..…………...... 10
3 Понятие помилования и порядок его применения………………………… 16
Заключение……………………………………………………………………. . 22
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

СТАРЫЙ.docx

— 69.33 Кб (Скачать файл)

Помилование осуществляется по личным ходатайствам осужденных. Ходатайства о помиловании рассматриваются только после вступления приговоров в законную силу.

В исключительных случаях, если осужденные не отбывают наказание в исправительных учреждениях, исполнение приговоров по их делам может быть отсрочено судом до рассмотрения ходатайств о помиловании.

Ходатайства о помиловании подаются осужденными через администрацию исправительного учреждения либо другого органа, исполняющего наказание или иные меры уголовной ответственности, которые в течение месяца со дня подачи этих ходатайств направляют их на рассмотрение Президента Республики Беларусь с приложением копий приговоров, определений и постановлений судов, подробных характеристик о работе и поведении осужденных с указанием мнений администрации и наблюдательной комиссии или комиссии по делам несовершеннолетних по существу ходатайств, а также других документов и данных, имеющих значение для рассмотрения вопроса о помиловании.

Ходатайства о помиловании в виде снятия судимости направляются осужденными с приложением копий приговоров, определений и постановлений судов, подробных характеристик с места работы, учебы или жительства, сведений о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного преступлением, об уплате дохода, полученного преступным путем (если имеются).

К осужденным при опасном и особо опасном рецидиве, а также лицам, к которым ранее были применены амнистия, помилование, условно-досрочное освобождение от наказания или замена неотбытой части наказания более мягким, если они до погашения или снятия судимости вновь совершили умышленное преступление, помилование применяется только в исключительных случаях.

Лица, осужденные к смертной казни, могут обратиться с ходатайством о помиловании к Президенту Республики Беларусь в течение десяти суток со дня вручения им копии приговора или кассационного определения. Если осужденный к смертной казни не подаст в указанный срок ходатайство о помиловании либо заявить о своем нежелании обращаться с таким ходатайством, об этом составляется акт с соблюдением установленных правил. Ходатайство или акт направляется Президенту Республики Беларусь не позднее трехдневного срока со дня приема ходатайства от осужденного или составления акта.

Исполнение приговора в отношении лица, осужденного к смертной казни, приостанавливается до рассмотрения ходатайства о помиловании или материалов об отказе от подачи ходатайства.

Ходатайства о помиловании осужденных, а также материалы, указанные в части третей пункта 3 Положения о порядке осуществления помилования в Республике Беларусь от 3 декабря 1994г. № 250, до внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам помилования при Президенте Республики Беларусь (далее — Комиссия).

Комиссия утверждается Президентом Республики Беларусь на срок его полномочий в составе председателя, двух заместителей председателя и членов Комиссии. Комиссия может приглашать на свои заседания представителей государственных органов, общественных объединений, средств массовой информации.

Заседания Комиссии проводит председатель Комиссии или по его поручению один из заместителей председателя по мере поступления соответствующих материалов, но не реже одного раза в квартал. Заседание Комиссии считается правомочным, если в нем участвует более половины ее состава.

Решения Комиссии по рассмотрению ходатайств о помиловании принимаются простым большинством голосов присутствующих ее членов, вносятся в протокол и подписываются ими.

Ходатайства о помиловании лиц, осужденных к смертной казни, или материалы об отказе этих лиц от подачи ходатайств о помиловании до внесения на рассмотрение Комиссии высылаются Верховному Суду и Генеральной прокуратуре, которые в двухнедельный срок представляют заключения с изложением содержания принятых решений суда, обстоятельств совершенных преступлений, данных о личности осужденного, а также свои предложения по существу каждого ходатайства или материалов об отказе от подачи ходатайства.

По ходатайствам о помиловании лиц, осужденных к пожизненному заключению, лишению свободы или более мягкому наказанию, вносимым на рассмотрение Комиссии, Генеральный прокурор и Председатель Верховного Суда представляют заключения. По ходатайствам о помиловании лиц, совершивших преступления в местах лишения свободы и преступления, связанные с нарушением правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, заключение представляет также Министр внутренних дел, о помиловании лиц, совершивших преступления, связанные с причинением ущерба в особо крупном размере, − Министр юстиции, а по ходатайствам осужденных за преступления против государства, против мира и безопасности человечества — Председатель Комитета государственной безопасности. Данные заключения представляются в месячный срок.

Ходатайства о помиловании осужденных, характеризующихся отрицательно, отбывших менее половины назначенного им срока наказания, ранее судимых и лиц, осужденных при опасном и особо опасном рецидиве, по которым администрация исправительного учреждения или другого исполняющего наказание или иные меры уголовной ответственности органа, наблюдательная комиссия, комиссия по делам несовершеннолетних, а в необходимых случаях районный, городской исполнительные комитеты или местная администрация считают нецелесообразным применение помилования, вносятся на рассмотрение Комиссии только при наличии исключительных обстоятельств. Об остальных ходатайствах, не подлежащих удовлетворению, отделом по вопросам гражданства и помилования Администрации Президента Республики Беларусь докладывается Комиссии и в установленный законодательством срок сообщается осужденным.

Ходатайства о помиловании лиц, осужденных к смертной казни, а также материалы и представления в отношении лиц, указанных в части третьей пункта 3 Положения о порядке осуществления помилования в Республике Беларусь от 3 декабря 1994 г. № 250, с предложениями Комиссии вносятся на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

В случае отклонения ходатайств о помиловании повторные ходатайства о помиловании лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, при отсутствии новых заслуживающих внимания обстоятельств могут быть внесены на рассмотрение Комиссии через год, а ходатайства лиц, осужденных за другие преступления, — через 6 месяцев со дня отклонения предыдущих ходатайств. Повторные ходатайства, поступившие до окончания указанных сроков, прилагаются к имеющимся материалам, о чем сообщается заявителям.

Ходатайства о помиловании, в которых содержатся нуждающиеся в проверке ссылки на необоснованность осуждения или нарушение законности, предварительно направляются в органы прокуратуры и суды для проверки в порядке надзора.

Решения о помиловании или об отклонении ходатайств о помиловании осужденных к смертной казни, а также помиловании осужденных к пожизненному заключению, лишению свободы или другому более мягкому наказанию принимаются в форме указов Президента Республики Беларусь.

Указы Президента Республики Беларусь о помиловании или об отклонении ходатайств о помиловании направляются к исполнению:

  • в отношении лиц, осужденных к смертной казни, — в Верховный Суд Республики Беларусь;
  • в отношении лиц, осужденных к общественным работам, исправительным работам, аресту, ограничению свободы, лишению свободы, пожизненному заключению и отбывающих наказание, а также о снятии судимости — в Министерство внутренних дел;
  • в отношении лиц, не отбывающих наказание или осужденных к другим мерам наказания, не связанным с лишением свободы, об освобождении от дополнительных мер наказания — в Верховный Суд Республики Беларусь [15, c.386].

Подводя итоги, отметим, что решения о помиловании или об отклонении ходатайств о помиловании осужденных к смертной казни, а также помиловании осужденных к пожизненному заключению, лишению свободы или другому более мягкому наказанию принимаются в форме указов Президента Республики Беларусь.

Таким образом, помилование является внесудебным актом. Это – прерогатива Президента Республики Беларусь, который может применить любой вид освобождения по любому уголовному делу. 

Заключение

 

 

Уголовная ответственность реализуется в разных формах. Наиболее распространенной является осуждение с применением назначенного наказания. Освобождение от наказания является самостоятельным институтом уголовного права.

Под амнистией согласно Большому юридическому словарю понимается (от греч. amnistia - забвение) мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания, замене наказания на более мягкое или в прекращении уголовного преследования.

Амнистия может быть общей и частичной. По общему правилу амнистия распространяется лишь на  преступления, которые были закончены до момента вступления в законную силу акта об амнистии.

Амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки:

−     она при всех обстоятельствах носит нормативный характер;

−  инициатива издания актов об амнистии всегда исходит от государственного органа;

−  акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию;

−   акт амнистии лишь создаёт нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия её применения.

Также можно разделить акты об амнистии на позитивные и негативные.

Классификация видов освобождения по амнистии бывает четырех видов:

       −   полное освобождение от  наказания и его отбывания; сокращение  срока    наказания;

      −    замена наказания более мягким;

      −    освобождение от дополнительных  наказаний;

      −    снятие судимости; освобождение  от уголовной ответственности.

  Классификация  актов об амнистии возможна  в зависимости от причин, обусловивших  их издание. Например, можно выделить:

  • амнистии, объявленные в связи со знаменательными датами или событиями (Закона Республики Беларусь от 13 апреля 1995г. к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.; Закона Республики Беларусь от 05.05.2009г. к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.);
  • амнистии, направленные на стабилизацию внутригосударственной обстановки и др.

Порядок применения актов амнистии регулируется законами Республики Беларусь, которые предусматривают проведение амнистии.

Помилование осуществляется Президентом Республики Беларусь в отношении индивидуально-определенного круга лиц.

Актом помилования лицо может быть также освобождено от дополнительного наказания, но при условии, что оно еще не исполнено. Поэтому нельзя, например, актом помилования вернуть воинское или почетное звание, которых лицо было лишено по приговору суда, поскольку помилование не является реабилитацией лица, оно не устраняет факта совершенного преступления, а представляет собой лишь проявление гуманизма в отношении осужденного лица.

 Помилование  осужденных осуществляется в  виде:

  • замены смертной казни пожизненным заключением;
  • освобождения полностью или частично от отбывания как основного, так и дополнительного наказания;
  • замены наказания или его не отбытой части более мягким наказанием;
  • освобождения от наказания условно;
  • снятия судимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1 Келин, С. Г. Освобождение от уголовной ответственности как правовое последствие совершения преступления  // В кн.: Уголовное право: новые идеи. М., 1994. – 81 с.       

2 Козаченко, И. Я. Уголовное  право. Общая часть. / И. Я. Козаченко. – Москва: Норма, 2008. – 720 с.

3  Лукашов, А. И. Деятельное  раскаяние как основание освобождения  от уголовной ответственности / А. И. Лукашов // Юстиция Беларуси. – 2002.  – № 4. – 54 с.

4 Бабий, Н. А. Уголовное право. Общая часть: учебник / Н. А. Бабий, А. В. Барков, И. О. Грунтов и др.; под ред. В. М. Хомича. – Мн.: Тесей, 2002. – 496 с.

5 Марчук, В. В. Уголовное право: практикум: учеб.пособие / под общ. ред. В. В. Марчука.  – Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. – 624с. 

6 Ожегов, С. И. Словарь русского  языка. М., 1973. – 324 с.  

7 Додонов, В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. —М.: Юрлитинформ,  2009. — 428 с.

8 Мерлин, А. С. Проблемы досрочного  освобождения от отбывания наказания / А. С. Мерлин. — М.: 1992. – 112 с. 

9 Здравомыслов, Б. В. Уголовное право / Б. В. Здравомыслов. – М.: Мунускрипт, 2006. – 427 с.

 10 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

Информация о работе Понятие амнистии и помилования в уголовном праве Республики Беларусь