Юридическая природа лишения и ограничения свободы и принудительных мер медицинского характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Юридическая природа лишения и ограничения свободы и принудительных мер медицинского характера, лишение свободы: порядок исполнения, Ограничение свободы: порядок исполнения, Принудительные меры, медицинского характера: порядок исполнения, Объективная сторона уклонения от отбывания лишения свободы, Практика квалификации преступлений, Понятие и назначение квалификации преступления, Состав преступления как инструмент квалификации преступления, Процесс квалификации преступления
3.4. Логика и квалификация преступлений

Содержание работы

Введение 3
1. Юридическая природа лишения и ограничения свободы и принудительных мер медицинского характера 4
1.1. Лишение свободы: порядок исполнения 4
1.2. Ограничение свободы: порядок исполнения 7
1.3. Принудительные меры медицинского характера: порядок исполнения 12
2. Объективная сторона уклонения от отбывания лишения свободы 22
3. Практика квалификации преступлений 24
3.1. Понятие и назначение квалификации преступления 24
3.2. Состав преступления как инструмент квалификации преступления 27
3.3. Процесс квалификации преступлений 31
3.4. Логика и квалификация преступлений 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

уголовное право.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, осужденные за преступление, совершенное в соучастии, отбывают наказание раздельно, то есть в разных исправительных центрах, в том числе на основании части 2 статьи 47 УИК РФ не по месту проживания или осуждения.

В целях предупреждения совершения преступлений и обеспечения правопорядка осужденным запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров.

Нормы уголовно-исполнительного законодательства не только определяют режимные правила ограничения свободы, но и устанавливают определенные средства их обеспечения:

- меры поощрения и взыскания;

- воспитательная работа, проводимая с осужденными;

- изменение условий отбывания ограничения свободы.

Соблюдение  режимных правил также обеспечивается надзором за поведением осужденных. Согласно части 1 статьи 54 УИК РФ и части 1 статьи 60 УИК РФ надзор за поведением осужденных к ограничению свободы возлагается на администрацию исправительного центра. В выполнении данной задачей оказывают помощь администрация предприятия, где трудятся осужденные.

Надзор должен быть постоянным и всеобщим. Исходя из указанных требований, наиболее важными направлениями обеспечения  надзора за поведением осужденных являются наблюдение и контроль в общежитиях, где они проживают, в местах их постоянной и временной работы, при передвижении из общежитии к месту работы и обратно, на предприятиях и объектах социальной инфраструктуры, где обслуживаются осужденные.

Законом предусматривается  проведение обыска осужденных, помещений, в которых они проживают, а  также досмотр их вещей. Эти мероприятия  имеют целью обнаружение и  изъятие предметов и веществ, запрещенных к приобретению, хранению и использованию в исправительных центрах.

Своеобразным  средством обеспечения выполнения осужденным режимных правил является порядок исчисления срока ограничения  свободы, который исчисляется со дня постановки осужденною на учет в исправительный центр. В срок ограничения  свободы засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения и время следования под конвоем из исправительною учреждения в исправительный центр при замене неотбытой части лишения свободы ограничением свободы из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы, а также время краткосрочного выезда после освобождения из исправительного учреждения до прибытия в исправительный центр.

В тоже время  законом установлено, что в срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или по месту жительства свыше одних суток. При этом не требуется идеальной совокупности указанных фактов. Основанием для незачета времени в срок ограничения свободы является самовольное отсутствие осужденного либо по месту работы, либо по месту жительства.

1.3. Принудительные меры медицинского характера: порядок исполнения

 

Сущность, условия  и порядок применения принудительных мер медицинского характера регламентируются уголовным, уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным законодательством, Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федерального закона от 7 мая 2009 № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением», а также иными нормативными правовыми актами, в том числе Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу». Кроме того, учитываются положения международных актов, практика Европейского Суда по правам человека. Также существует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 № 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера», дающее толкование упомянутым положениям законодательства.

В законодательстве не приводится определение понятию «принудительные меры медицинского характера». Их сущность заключается в применении к лицу принудительного психиатрического наблюдения и лечения. Порядок и основания применения данных мер раскрываются в уголовном законодательстве. Компетентным органом, имеющим право их применять, является суд, который руководствуется в своём решении заключением судебно-психиатрической экспертизы1. Данные меры применяются к лицам, страдающим психическими расстройствами и расстройствами сексуального предпочтения в целях их излечения или улучшения их состояния здоровья, их социальной адаптации, а также обеспечения их личной безопасности и безопасности общества.

Принудительные меры медицинского характера носят медико-юридический  характер. Они назначаются, изменяются и отменяются на основании медицинского диагноза, выявляемого специалистами-психиатрами, и имеют в первую очередь медицинские цели. В то же время, основания, цели, виды, порядок назначения, исполнения, продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера имеют юридическую природу и регламентируются уголовным, уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным законодательством2.

Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием и  не входят в содержание уголовной  ответственности. Хотя данные меры имеют характер государственного принуждения, и применяются судом, их применение осуществляется на основании не приговора, а определения суда; имеет иные цели по сравнению с наказанием (не направлено на исправление или восстановление социальной справедливости); не связано с отрицательной оценкой со стороны государства факта совершения общественно опасного деяния; не зависит от сроков наказания, предусмотренного за совершённое деяние, а лишь от состояния лица; не влечёт судимости3.

Действующий УК РФ относит  их, наряду с конфискацией имущества, к иным мерам уголовно-правового характера. Нормы, регулирующие основания и порядок применения данных мер, содержатся в главе 15 раздела VI Уголовного кодекса РФ.

Понятие «принудительные меры медицинского характера» следует отличать от понятия «недобровольные психиатрические меры»4: в последнем случае речь идёт обычно о применении лечения без согласия (вопреки согласию) к лицам, не совершившим противоправных действий. В Российской Федерации необходимые и достаточные условия, допускающие недобровольную госпитализацию определённых категорий лиц с психическими расстройствами, определяются в статье 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»5.

Уголовный закон России устанавливает исчерпывающий перечень оснований назначения лицу принудительных мер медицинского характера:

- совершение лицом общественно опасного деяния, предусмотренного статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, в состоянии невменяемости.

- наступление у лица, после совершения преступления психического расстройства, делающего невозможным назначение или исполнение уголовного наказания.

- совершение преступления лицом, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

- совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста лицом в возрасте старше восемнадцати лет, страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Принудительные меры медицинского характера назначаются судом только в тех случаях, когда лица, которым они назначены, представляют в силу психического расстройства опасность для себя или окружающих, либо они способны причинить иной существенный вред. Таким образом, назначение данных мер не является обязательным при выявлении психического расстройства у лица, совершившего преступление: суд должен спрогнозировать вероятность совершения им общественно опасных поступков в будущем и на этой основе принять решение6. В отношении не опасных лиц суд вправе передать необходимые материалы в органы здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Оценка опасности  лица для себя и окружающих представляет собой достаточно сложный вопрос. Обычно считается, что опасность должна проявляться в возможности совершения лицом новых общественно опасных деяний, запрещённых Уголовным кодексом, либо в причинении самому себе аналогичного вреда. В законодательстве России не разрешён вопрос о степени опасности таких деяний, однако зарубежный опыт говорит о необходимости применения принудительного лечения, лишь если есть риск совершения деяния, носящего агрессивно-насильственный характер7. При оценке опасности учитываются различные факторы: медицинские (диагноз, степень тяжести расстройства, прогноз его развития), социальные (история злоупотребления алкоголем, наркотиками, токсическими веществами, совершение правонарушений в прошлом, наличие семьи, родственников, жилья). При этом на практике социальные индикаторы имеют значительно большую прогностическую ценность8.

Уголовный закон России в статье 99 устанавливает исчерпывающий перечень видов принудительных мер медицинского характера:

- амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра - может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар.

- принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа - может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения.

- принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа — может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения.

- принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением - может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует интенсивного и постоянного наблюдения.

Выбор того или  иного вида принудительных мер зависит в первую очередь от психического состояния больного, с которым связана опасность его для себя и окружающих и возможность повторного совершения общественно опасных действий. Выбор конкретной меры производится судом на основании сведений, содержащихся в заключении судебно-психиатрической экспертизы.

Статья 100 УК РФ устанавливает, что амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра назначается, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар, не требует постоянного контроля со стороны медицинских работников. Это означает, в частности, что лицо должно осознавать наличие расстройства и относительно адекватно оценивать своё состояние, быть склонно к соблюдению режима лечения, не иметь выраженных поведенческих отклонений. Как правило, не требуют помещения в психиатрический стационар лица, у которых расстройство психики носило временный характер и уже закончилось к моменту принятия судом решения, при отсутствии опасности рецидива заболевания; лица, страдающие хроническими психическими расстройствами и слабоумием, которые прошли курс лечения в психиатрическом стационаре, который привёл к улучшению их психического состояния, но которые всё ещё нуждаются в медицинском наблюдении для предупреждения возможного рецидива заболевания9.

Кроме того, амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра  назначается лицам, совершившим  преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, если такое расстройство сопряжено  с поведенческими нарушениями (психопатии, легкие формы олигофрении, органические поражения мозга, невротические состояния). Лечение данной категории лиц происходит одновременно с исполнением наказания10.

Суть данной меры заключается  в регулярных осмотрах больного врачом-психиатром, назначающим медикаментозные и иные формы лечения, а также в оказании больному социальной помощи. В ситуации, когда данная мера применяется к лицу, которое не отбывает наказание в виде лишения свободы, она позволяет оставить ненарушенными образ жизни и социальные связи больного11.

Статья 101 УК РФ устанавливает, что принудительное лечение в психиатрическом стационаре назначается, если психическое расстройство лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут осуществляться только в психиатрическом стационаре. Тип стационара (общий, специализированный, специализированный с интенсивным наблюдением) определяется судом. При этом учитываются как требования к безопасности как самого лица, к которому применяются меры, и иных лиц, так и необходимость соблюдения прав и законных интересов госпитализируемого лица. Психиатрические стационары в России находятся в ведении Минздравсоцразвития РФ12.

Психиатрические стационары общего типа, исполняющие принудительные меры медицинского характера, представляют собой отделения психиатрических больниц или иных медицинских учреждений, в которых оказывается стационарная психиатрическая помощь. Помещённые в них лица содержатся вместе с иными больными, страдающими психическими заболеваниями, к ним применяются общие требования режима указанных учреждений, за исключением того, что они не могут покидать пределы отделения: им не предоставляются домашние отпуска, возможность свободного выхода13.

Принудительное лечение  в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения. В таких стационарах наблюдение за пациентами не носит постоянного характера, не включает их изоляцию и физическое стеснение. Современные стандарты оказания психиатрической помощи предполагают достаточно свободный режим содержания таких больных. Ввиду этого, применение данной меры допустимо при условии, что состояние больного не требует применения к нему специальных мер безопасности. Данная мера применима к лицам, которые не склонны нарушать режим пребывания в психиатрическом стационаре, состояние здоровья которых требует стационарного лечения, например, в результате некритической оценки своего состояния14.

Информация о работе Юридическая природа лишения и ограничения свободы и принудительных мер медицинского характера