Измена государству (ст. 356 УК). Юридический анализ состава, отличие от шпионажа (ст. 358 УК)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Необходимо отметить, что в настоящее время проблеме преступлений против государства в литературе уделяется существенно меньше внимания, чем преступлениям против многих других объектов уголовно-правовой охраны.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 64.42 Кб (Скачать файл)

Первоначально все формы измены карались смертной казнью с конфискацией имущества, однако в XIX в. была проведена гуманизация ответственности за государственные преступления. В настоящее время большая часть государственных преступлений относится к так называемым арестным преступлениям, наказание за которые составляет от пяти лет лишения свободы до пожизненного.

Закон 1351 г. предусматривал как «высшую  измену» случай, когда «кто-либо, примкнув к врагам короля в его  державе, окажет им помощь или содействие в пределах державы или где-либо в ином месте». Под врагами короля подразумевались лица, принадлежащие  к государству, с которым ведется  война. Измена отечеству в английском праве очень долго каралась квалифицированной  смертной казнью: до 1790 г. женщины подвергались сожжению, только в 1870 г. был отменен  закон, по которому изменники должны были подвергаться четвертованию, по закону 1870 г. изменники приговаривались  к повешению. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика состава государственной измены

2.1. Понятие государственной  измены и шпионажа

Государственная измена представляет собой выдачу государственной тайны  иностранному государству, иностранной  организации или их представителю, либо шпионаж, либо переход на сторону  врага во время войны или вооруженного конфликта, либо оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против Республики Беларусь путем совершения преступлений против государства по заданию органов  или представителей иностранного государства, умышленно совершенные гражданином  Республики Беларусь в ущерб внешней  безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности.[12] Под внешней безопасностью понимается состояние защищенности суверенитета, территориальная целостность и обороноспособность Республики Беларусь от внешнего враждебного воздействия,[13] т.е. как объект преступного посягательства, состояние защищенности государственного и общественного строя Республики Беларусь от угроз извне. (Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности Республики Беларусь). Суверенитет государства означает его независимость во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета является основным принципом международных отношений, закрепленным в Уставе ООН и других международных актах. Во внутренних делах суверенитет означает верховенство Конституции РБ[14] и принятых во исполнение ее федеральных законов.

Неприкосновенность территории предполагает сохранение в целостности территории, находящейся под суверенитетом  Республики Беларусь, в пределах государственной границы Республики Беларусь. Государственной является граница, закрепленная действующими международными договорами и договорами Республики Беларусь с сопредельными государствами[15].

Обороноспособность - совокупность экономических, военных, технических, научных, идеологических возможностей государства и его  вооруженных сил по обеспечению  защиты от нападения извне, его суверенитета и территориальной неприкосновенности[16].

Действующая редакция ст. 356 УК РБ в  должной мере не учитывает юридические  особенности форм ее совершения. Такие  формы, как шпионаж и выдача государственной  тайны оказались напрямую «привязанными» к сущностной характеристике измены, то есть к оказанию помощи внешним  силам, действующим против Республики Беларусь. Причем, ст. 356 УК РБ определяет измену в ее конечном виде. Для практического же правоприменения необходимо отражение в законе признаков состава преступления применительно к каждой из форм государственной измены. Так, измена в форме шпионажа на этапе собирания сведений имеет усеченный состав, в котором момент юридического окончания преступления перенесен на более ранний этап по сравнению с оказанием помощи адресату. Значительная трудность связана с использованием в УК РБ законодательного термина «враждебная деятельность», что приводит к толкованию проведения враждебной деятельности адресатам в качестве признака состава всех форм государственной измены. В результате этого к шпионажу, совершаемому гражданами РБ, уголовным законом необоснованно предъявляются дополнительные требования по сравнению со шпионажем со стороны иностранцев.

Но, во-первых, враждебная деятельность – это оценочное понятие, не раскрытое  в законодательстве и, следовательно, не имеющее четких юридических признаков. Во-вторых, этимологически это понятие  связано с войной или вооруженным  конфликтом. Если в военное время, поскольку действует военный  противник (враг), понятие враждебности является очевидным, то в мирное время  его трактовка порождает трудности[17]. Здесь следует иметь ввиду и трансформацию типичной мотивации совершения государственной измены. Ранее нередко гражданин шел на совершение государственной измены по идеологическим соображениям, то есть из враждебных побуждений, например, желая ослабить советскую власть. В настоящее время у изменников превалирует корыстная мотивация. «Помощь» иностранцам стала «работой», а получаемые от них деньги – «заработной платой». В-третьих, применительно к мирному времени и в отличие от оценки деятельности физических лиц официально - юридически признавать деятельность иностранных государств и организации враждебной на уровне национального правоприменения представляется не совсем корректным. С учетом системной взаимосвязи норм УК РБ изменение ст. 356 (государственная измена) потребует незначительной корректировки и ст. 358 (шпионаж), а именно уточнения тех интересов, которым причиняет шпионская деятельность.[17]

 

Понятие шпионажа дано в ст. 358 УК РБ. Понятие шпионажа по сравнению с Кодексом 1961 г. не претерпело существенных изменений. Как и государственная измена шпионаж представляет собой посягательство на внешнюю безопасность государства. Однако, если при государственной измене деяние осуществляется как бы изнутри - гражданином Республики Беларусь, то шпионаж, предусмотренный ст. 358 УК РБ, совершают только иностранные граждане и несколько реже - лица без гражданства, т.е. шпионаж – преступление, посягающее на внешнюю безопасность Республики Беларусь, не из внутри, а из вне. Как свидетельствует текст ст. 358 УК РБ шпионаж – деятельность иностранных граждан или лиц без гражданства и, следовательно «шпионаж – деятельность агентов иностранных спецслужб». По моему мнению шпионаж совершается лицами, имеющими дипломатическую неприкосновенность. И хотя это позволяет им уходить от реальной уголовной ответственности, преступные действия от этого не превращаются в правомерные. Такие лица выдворяются из Республики Беларусь за действия, не совместимые с дипломатическим статусом.

Так же как и измена Родине, шпионаж ранее карался смертной казнью с конфискацией имущества, а теперь по УК РБ шпионаж наказывается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет. Согласно ч. 5 ст. 12 УК РБ шпионаж - особо тяжкое преступление. [18] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Объективная  сторона преступления

Объектом государственной  измены является внешняя безопасность страны. Внешняя безопасность характеризуется  состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства  от внешних угроз. В свою очередь, жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых  надежно обеспечивает существование  и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К  основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный  строй, суверенитет, территориальная  целостность.

Как уже было сказано выше, к  числу преступлений, посягающих на внешнюю безопасность Республики Беларусь, относится государственная измена (ст. 356 УК РБ) [18].

Посягательства на внешнюю безопасность характеризуются повышенной степенью опасности, что и обусловило отнесение  ее к числу особо тяжких преступлений.

Обеспечение внешней безопасности является одним из важнейших направлений  деятельности современного государства.

Итак, непосредственным объектом государственной  измены, является внешняя безопасность, которая слагается из суверенитета, обороноспособности и территориальной  неприкосновенности [19]. Государственная измена может посягать одновременно на суверенитет, обороноспособность и территориальную неприкосновенность Республики Беларусь и на отдельные слагаемые (компоненты) внешней безопасности, например, только на обороноспособность.

Объективная сторона – 4 формы изменнических  действий:

1)выдача государственной тайны  иностранному государству, иностранной  организации или их представителям. Выдача состоит в передаче  указанным адресатам сведений, лицом,  которому они были доверены  по службе или работе или  иным путем, не связанным с  их предварительным собиранием  или похищением.

Предметом этого преступления является сведения, содержащиеся в перечне  сведений, содержащих государственную  тайну, утвержденный президентом. В соответствии с законом «О государственных секретах» - сведения, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности, обороноспособности, экономических и политических интересов РБ, или создающие угрозу ущерба государству. Преступление признается оконченным с момента фактической передачи сведений указанным адресатам. Адресаты, которым передаются сведения, составляющие предмет шпионажа, четко определены в ст. 356 УК РБ. Ими являются иностранное государство, иностранная организация и их представители.

2)измена государству в форме  шпионажа может выражаться в  передаче, собирании, похищении с  целью передачи указанным адресатам  сведений, составляющих государственную  тайну. Если предметом шпионажа  выступают сведения, составляющие  государственную тайну, то выполнение  одного из указанных действий  образует оконченное преступление  с момента их фактического  совершения. Если в качестве предмета  шпионажа выступают какие-либо  иные сведения, то необходимо  установить, что они собирались  по заданию иностранной разведки  и в целях их использования  в ущерб интересам РБ.

Объективную сторону такой формы  образуют действия по передаче или  собиранию таких сведений с целью  передаче иностранному государству.

Хранение сведений, собранных другим лицом для передачи предполагает обязательное соучастие в форме  шпионажа совершения измены государству. В отношении других изменнических  действий преступление считается оконченным с момента фактического начала независимо от того, насколько целенаправленными  и продолжительными они были.

3)измена государству в форме  перехода на сторону врага  во время войны или во время  вооруженного конфликта. В этой  форме преступление может быть  совершено во время нахождения  РБ в положении конфликта с  иными государствами, которые  именуются врагом. Переход означает  любое технически организованное  материальное, военное содействие  противнику, в достижении успеха  в войне или вооруженном конфликте  против своего государства.

Переход выражается:

1)физический переход на сторону  противника

2)без вступления в контакт с противником (невыполнение каких либо действия, которое лицо должно было совершить)

Преступление в этой форме считается  оконченным с момента совершения любых действий, направленных на оказание содействия противнику или установления контакта с противником для оказания ему содействия. Состав формальный.

4)состоит в форме оказания  помощи иностранному государству,  организации или их представителям  в проведении враждебной деятельности  против РБ. Данная форма предполагает  установление гражданином РБ  связи с обозначенными представителями  и совершение по их заданию  преступлений против РБ:

1)заговор или иные действия  по

2)диверсия

3)призывы к свержению конституционного  строя.

Указанная форма имеет определенный и конкретный характер, завербованный гражданин РБ получает задание совершить 1 или несколько преступлений против собственного государства. При данной форме преступление считается оконченным при совершении хотя бы покушения на совершение одного из преступлений против своего государства во исполнение полученного задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Субъективная сторона  преступления

Субъектом государственной измены может быть только гражданин Республики Беларусь, достигший 16 лет. Соучастниками (организаторами, подстрекателями, пособниками) могут быть также иностранные  граждане и лица без гражданства. За шпионаж, совершенный иностранным  гражданином или лицом без  гражданства, ответственность наступает  по ст. 358 УК РБ.[20]

Субъективная сторона выдачи государственной  тайны характеризуется виной  в форме прямого умысла. В содержание умысла входит сознание, что сведения, передаваемые иностранному государству, составляют государственную тайну, что адресат является представителем иностранного государства, его спецслужб  или иных официальных органов  и что сведения могут быть использованы в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь. Субъект при этом желает, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием иностранного государства.

Информация о работе Измена государству (ст. 356 УК). Юридический анализ состава, отличие от шпионажа (ст. 358 УК)