Институт выдачи в международном уголовном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

История нашего государства свидетельствует о том, что правовой институт выдачи лица был известен России достаточно давно, но, тем не менее, ввиду отсутствия к тому должных предпосылок в период т.н. новой истории, а именно» в период существования СССР, этот институт не был широко развит. Поэтому вполне можно утверждать, что институт выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора в российском уголовном судопроизводстве, все еще остается новым, не до конца усовершенствованным, а с учетом актуальности данного правового института для России - требующим комплексного, углубленного и детализированного научного исследования.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и значение института выдачи лиц, совершивших преступление 5 2.Правовое регулирование выдачи лица, совершившего преступление в Российской Федерации 12
3. Порядок выдачи лиц, совершивших преступление, основания для экстрадиции 18
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

_Уголовное право_курс. раб №1.docx

— 64.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

3. Порядок выдачи лиц, совершивших преступление, основания для экстрадиции

Экстрадиция - акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями  специальных международных договоров  и российского законодательства, заключающийся в выдаче иностранному государству лица, которое является обвиняемым в совершении преступления, направленного против интересов  этого государства, тем государством, на территории которого находится данное лицо, а также выдача иностранным  государством РФ ее гражданина, обвиняемого  в совершении преступления по УК РФ, для привлечения указанных лиц  к уголовной ответственности25.

Основными целями выдачи являются: 1) уголовное  преследование лица, обвиняемого  в совершении преступления, влекущего  за собой применение уголовного наказания  в виде лишения свободы на срок не менее одного года; 2) исполнение постановленного судом и вступившего  в силу приговора, предусматривающего наказание в виде лишения свободы  на срок не менее шести месяцев  или более тяжкое наказание в  отношении лица, не отбывшего данного  наказания.

Выдача  преступника осуществляется на основе многосторонних и двусторонних международных  договоров РФ об обязанности сторон по их требованию выдавать друг другу  лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной  ответственности или для приведения приговора в исполнение. Выдача преступника  относится к компетенции Генеральной  прокуратуры РФ.

В частности, Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. устанавливает правила и условия выдачи преступника. Например, если на территории России задержан гражданин Украины, совершивший сбыт наркотиков в Беларуси, то согласно ч. 3 ст. 12 УК РФ торговец наркотиками подлежит уголовной ответственности по ст. 228.1 УК РФ. Однако при поступлении запроса о выдаче преступника одновременно со стороны Украины и Беларуси российским властям следует решить, какому запросу отдать предпочтение. Статья 65 упомянутой Конвенции стран СНГ о правовой помощи устанавливает, что запрашиваемая сторона должна самостоятельно решить, какое из требований следует удовлетворить. В такой ситуации России следует выдать наркоторговца Беларуси, поскольку должен действовать приоритет территориального принципа над принципом гражданства.

Не выдаются иностранные граждане, преследуемые в своей стране за защиту прав и  свобод человека, за прогрессивную  общественно-политическую, научную  и иную творческую деятельность (право  политического убежища). Часть 2 ст. 63 Конституции провозглашает, что  в Российской Федерации не допускается  выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также  за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Иначе определяется ответственность гражданина России, совершившего преступление за границей и находящегося в Российской Федерации. Международно-правовыми нормами  предусматривается, что собственные  граждане не выдаются по требованию государства, на территории которого было совершено  преступление. Так, согласно подпункту  «а» п. 9 ст. 6 и п. 2 ст. 4 Международной  Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических  средств и психотропных веществ  1988 г. собственные граждане не выдаются по требованию другого государства за совершенное преступление.

Решение вопроса об экстрадиции зависит  от государственно-правового статуса  лица, совершившего преступление: является ли оно гражданином РФ либо иностранным  гражданином или лицом без  гражданства. Часть 1 ст. 61 Конституции  РФ провозглашает: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или  выдан другому государству». Конкретизируя  это предписание, ч. 1 ст. 13 УК устанавливает: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству».

В этих нормах закреплено суверенное право Российской Федерации наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства) и тем самым защищать их от возможного несправедливого привлечения к ответственности государствами, на территории которых было совершено преступление. Вопрос о преступности и наказуемости совершенного им преступления в обязательном порядке решается в соответствии с УК РФ.

Данное  правило распространяется и на ту часть бипатридов, которые кроме  российского имеют еще одно гражданство  или подданство иностранного государства. В ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 апреля 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»26 зафиксировано, что «гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается в Российской Федерации только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или Федеральным законом».

Рассмотрим  пример из судебной практики: Постановлением судьи Индустриального районного народного суда г. Перми уголовное дело по обвинению Л. по ч. 2 ст. 211 УК РСФСР (ч. 2 ст. 264 УК РФ) было возвращено прокурору района в связи с нарушением органами следствия норм уголовно-процессуального закона, определяющих подсудность. Суд обосновал свое решение тем, что дорожно-транспортное преступление совершено на территории Кустанайской области Республики Казахстан и дело должно быть рассмотрено по месту совершения преступления. По протесту прокурора постановление судьи было отменено, как необоснованное. Л. являлся гражданином РФ, к уголовной ответственности за содеянное на территории Республики Казахстан был привлечен на территории России и, согласно ст. 5 УК РСФСР (ст. 12 УК РФ), должен был подлежать ответственности по УК РСФСР. Помимо этого, решение судьи противоречило ст. 1 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и ст. 61 Конституции РФ, согласно которым гражданин России не мог быть выдан другому государству27.

Иначе регламентируется вопрос о выдаче иностранных граждан  и лиц без гражданства. Исходной в этом отношении является ч. 2 ст. 63 Конституции РФ: «Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также  передача осужденных для отбывания  наказания в других государствах осуществляется на основании федерального закона или международного договора Российской Федерации». Дальнейшее развитие это конституционное предписание  получило в ч. 2 ст. 13 УК: «Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся  на территории Российской Федерации, могут  быть выданы иностранному государству  для привлечения к уголовной  ответственности или отбывания  наказания в соответствии с международным  договором Российской Федерации».

При решении  вопросов о выдаче преступника большое  значение имеет иерархический коллизионный принцип, согласно которому нормы международного права имеют преимущество над  национальными. Общепризнано, что выдача преступников регламентируется преимущественно  национальным законодательством страны, к которой обращено требование о  выдаче. Так, собственного права признается достаточным для принятия решения  о выдаче в таких странах, как  Италия, Франция, Германия и др., даже при отсутствии международных договоров. Однако при обращении к другому  государству с просьбой о выдаче преступника внутреннего законодательства недостаточно, необходимо руководствоваться  двусторонним или многосторонним договором.

В соответствии с Европейской конвенцией о выдаче 1957 г. во взаимоотношениях государств-участников она заменяет положения любых двусторонних и многосторонних договоров государств о выдаче, а также применяется участниками, не имеющими между собой договоров о выдаче (ст. 28). На основании этого положения Европейской конвенции государства-участники Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам 1993 г. с момента вступления для них в силу Европейской конвенции 1957 г. при решении вопросов о выдаче преступника должны применять положения Европейской конвенции. Европейская конвенция о выдаче допускает использование государствами-участниками не положений этих договоров, а своего законодательства.

На основании  рассматриваемых международных  актов и УК РФ выдача преступника  в Российской Федерации осуществляется с соблюдением следующих принципов: - преступления должны быть экстрадиционными, т.е. входить в число преступлений, за совершение которых можно обращаться с просьбой о выдаче; - преступление должно быть деянием с двойной  преступностью; - при выдаче необходимо соблюдать принцип «специализации»  или «конкретности» (уголовное преследование  выданного лица должно осуществляться только за то преступление, в отношении  которого состоялась выдача).

В выдаче преступника может быть отказано, если уголовное преследование носит  политический характер; преступление относится к военным и финансовым преступлениям; преследование осуществляется по дискриминационному признаку (расовому, религиозному, гражданства или по политическим убеждениям); истекли  сроки давности; в целях соблюдения принципа «non bis in idem»; если выдаваемому  лицу грозит наказание в виде смертной казни и др.

Анализ  международно-правовых актов позволяет  сделать вывод, что единственным основанием выдачи выступает совершение иностранным гражданином или  лицом без гражданства экстрадиционного, т.е. влекущего выдачу, преступления. Исходя из принципа «тождественности» (или «двойной криминальности») в  таком качестве признается преступление, наказуемое в соответствии с уголовным  законодательством запрашивающего и запрашиваемого государств лишением свободы на срок не менее одного года или более строгим наказанием. В рассматриваемую категорию преступлений не включаются политические, воинские и финансовые преступления. Кроме того, любая договаривающаяся сторона, закон которой не предусматривает выдачу за некоторые другие преступления, уполномочена исключить такие преступления из сферы применения Европейской Конвенции о выдаче 1957 г. (п. 3 ст. 2). Для этого нужно передать Генеральному Секретарю Совета Европы в момент сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о присоединении к Конвенции список преступлений, в отношении которых выдача разрешается или исключается (п. 4 ст. 2). Воспользовавшись этим правом, Российская Федерация, к примеру, не включила в категорию политических преступления, предусмотренные Конвенцией о борьбе с захватом заложников 1979 г.

Помимо  указанного основания экстрадиция  предполагает выполнение целого ряда условий: 1) преступление совершено на территории запрашивающего государства, либо направлено против интересов этого государства, либо преступник является гражданином этого государства; 2) - лицо, совершившее преступление, находится на территории запрашиваемого государства; 3) запрашиваемое и запрашивающее государства, как правило, являются участниками соответствующего международного договора о выдаче; 4) соблюдается принцип поп bis in idem, запрещающий дважды привлекать к ответственности за одно и то же преступление; 5) не истекли сроки давности привлечения к ответственности за совершенное преступление; 6) предоставление запрашиваемому государству, законодательство которого в отличие от законодательства запрашивающего государства не предусматривает за совершенное преступление смертную казнь, достаточных гарантий того, что этот вид наказания к выданному лицу применен не будет; 7) преступление не преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего) и т.д.28

Из буквального  толкования ч. 2 ст. 13 УК можно сделать  вывод, что экстрадиция – это  право, а не обязанность государства. В каждом случае компетентные органы должны рассматривать этот вопрос индивидуально. Однако при отсутствии хотя бы одного из вышеперечисленных условий экстрадиция  по общему правилу не производится.

Согласно  Закону РФ от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней»29 Российская Федерация в соответствии со ст. 1 Конвенции оставляет за собой право отказать в выдаче:

1) если  выдача лица запрашивается в  целях привлечения к ответственности  в чрезвычайном суде или в  порядке упрощенного судопроизводства  либо в целях исполнения приговора,  вынесенного чрезвычайным судом  или в порядке упрощенного  судопроизводства, когда имеются  основания полагать, что в ходе  такого судопроизводства этому  лицу не будут или не были  обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного  пакта о гражданских и политических  правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола N 7 к Конвенции о  защите прав человека и основных  свобод. При этом в понятия  «чрезвычайный суд» и «порядок  упрощенного судопроизводства»  не включается какой-либо международный  уголовный суд, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией;

2) если  имеются серьезные основания  полагать, что лицо, в отношении  которого поступил запрос о  выдаче, было или будет подвергнуто  в запрашивающем государстве  пыткам или другим жестоким, бесчеловечным  или унижающим достоинство видам  обращения или наказания либо  что этому лицу в процессе  уголовного преследования не  были или не будут обеспечены  минимальные гарантии, предусмотренные  в статье 14 Международного пакта  о гражданских и политических  правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола N 7 к Конвенции о  защите прав человека и основных  свобод;

3) исходя  из соображений гуманности, когда  имеются основания полагать, что  выдача лица может повлечь  для него серьезные осложнения  по причине его преклонного  возраста или состояния здоровья;

4) Российская  Федерация в соответствии с  пунктами 3 и 4 статьи 2 Конвенции  оставляет за собой право не  выдавать лиц, выдача которых  может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку  или другим существенно важным  интересам. Преступления, в связи  с которыми выдача не может  быть произведена, устанавливаются  федеральным законом.

Информация о работе Институт выдачи в международном уголовном праве