Институт выдачи в международном уголовном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

История нашего государства свидетельствует о том, что правовой институт выдачи лица был известен России достаточно давно, но, тем не менее, ввиду отсутствия к тому должных предпосылок в период т.н. новой истории, а именно» в период существования СССР, этот институт не был широко развит. Поэтому вполне можно утверждать, что институт выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора в российском уголовном судопроизводстве, все еще остается новым, не до конца усовершенствованным, а с учетом актуальности данного правового института для России - требующим комплексного, углубленного и детализированного научного исследования.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и значение института выдачи лиц, совершивших преступление 5 2.Правовое регулирование выдачи лица, совершившего преступление в Российской Федерации 12
3. Порядок выдачи лиц, совершивших преступление, основания для экстрадиции 18
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

_Уголовное право_курс. раб №1.docx

— 64.52 Кб (Скачать файл)

Необходимо обратить внимание и на круг субъектов данного правового института. Субъектами выдачи могут являться лишь лица, наделенные строго определенным уголовно-процессуальным статусом, а именно подозреваемые, обвиняемые либо осужденные за совершение преступлений, влекущих выдачу, поскольку принудительная выдача иных участников уголовного процесса (например, свидетелей), в международном праве не предусмотрена. Таким образом, государство-исполнитель запроса о выдаче (запрашиваемая сторона) для осуществления процедуры выдачи лица должна располагать официальными документами, подтверждающими уголовно-процессуальный статус выдаваемого.

В более  широких определениях выдачи лица для  уголовного преследования или исполнения приговора, акцентируется внимание на таких аспектах института выдачи, как правовые основы регламентации  государствами процедуры выдачи, на субъекте, на ее целях и на последствиях. Например: «Выдача преступников (экстрадиция) представляет собой согласованный  между заинтересованными государствами  на основе норм международного права  акт правовой помощи, заключающийся в передаче физического лица, совершившего преступление международного характера, другому государству в целях привлечения его к уголовной ответственности...»12.

Выдача  лица, соответственно, возможна только после достоверного установления факта  совершения данным лицом уголовного преступления, поскольку предполагает осуществление в дальнейшем привлечения  выданного лица к уголовной ответственности (уголовного преследования) и исполнение в отношении него уголовного наказания. Поэтому факты совершения правонарушений, предусмотренных административным законодательством, либо нарушений  в сфере гражданского законодательства, не могут являться основанием для  заявления какой-либо из договаривающихся сторон требования о выдаче виновного  лица (правонарушителя либо ответчика).

Обобщая приведенные выше определения выдачи лица, следует отметить, что в  них прослеживается такая основополагающая черта данного правового института, как государственность, поскольку в каждом случае особо выделяется, что решение вопросов, связанных с выдачей лиц, совершивших преступления, является государственной прерогативой. Исключительно государства в лине их компетентных органов осуществляют соответствующие функции в данной области: издание внутренних национальных законов о выдаче, заключение двусторонних и многосторонних международных договоров, а также непосредственное практическое осуществление самой процедуры выдачи лица.

Институт  выдачи лица, совершившего преступление, носит межотраслевой характер. Еще М.Д. Шаргородский писал о том, что институт выдачи выступает смежным для международного, государственного и уголовного права13. Подобное мнение имеет место и в современной юридической науке, В частности, указывается: «Анализируя природу регулятивного воздействия института экстрадиции, становится очевидным, что институт экстрадиции имеет межотраслевую природу, а международное право является лишь одним из его предполагаемых сфер реального назначения»14.

Таким образом, институт выдачи носит межотраслевой комплексный характер, и поэтому регулируется как внутригосударственным (конституционным, административным, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным правом), так и международным законодательством15.

Наиболее подробное и адекватное определение сформулировано Т.Н. Москальковой: «Под выдачей (экстрадицией) понимаемся возвращение лица, совершившею преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству, на территории которого им было совершено преступление или гражданином которою оно является; в целях осуществления в отношении него расследования и правосудия, а также предшествующие передаче розыск» задержание и арест данною обвиняемого или подозреваемого»16.

2. Правовое регулирование  выдачи лица, совершившего преступление в Российской Федерации

Институт  выдачи лица, совершившего преступление, в России развивался постепенно и получил, как представляется, должное внимание и законодательное закрепление уже в так называемый «постсоветский» период истории государства. Таким образом, будучи давно известным и хорошо апробированным в международной практике, институт выдачи лиц, совершивших преступление (или экстрадиции), - новелла для отечественного уголовного законодательства, ибо впервые закреплен в ст. 13 УК РФ 1996 г.

Он представляет собой совокупность нормативных  предписаний, регламентирующих передачу лица, совершившего преступление, одним (запрашиваемым) государством другому (запрашивающему) государству для  привлечения к уголовной ответственности  и (или) отбывания наказания. Нормативная  база рассматриваемого института имеет  двухуровневую структуру: 1) внутригосударственное (в частности, конституционное, уголовное, уголовно-процессуальное) и 2) международное  законодательство (в частности, многосторонние и двусторонние межгосударственные соглашения, заключенные с участием РФ)17.

До 1956 года в СССР вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам не были достаточно урегулированы в отношениях с зарубежными государствами. Имевшиеся к тому времени соглашения об оказания правовой помощи создавали права и обязанности по выдаче лиц, совершивших преступления, только для некоторых отдельных государств. Затем, в конце 50-х годов XX столетия, Советский Союз заключил первую группу международных договоров, в которых в том числе затрагивались и вопросы выдачи лип, со всеми бывшими социалистическими государствами, а также с отдельными капиталистическими странами. Процесс заключения данных международных договоров СССР планомерно продолжался в период 60-80-х годов XX века.

В период после 1992 года, т.е. после распада Союза Советских Социалистических Республик, Российская Федерация выступила в качестве его правопреемника в международных отношениях. В первую очередь следует отметить, что Российская Федерация приняла участие в таких двух основополагающих многосторонних договорах, как:

- Европейская конвенция «О выдаче» от 13 декабря 1957 г. (ратифицирована российской стороной 25 октября 1999 г.)18;

- Минская конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 г. (вступила о силу для России 10 декабря 1994 г.)19, затрагивающая, в том числе вопросы выдачи лица для осуществления уголовного преследования или для исполнения приговора.

Следует подчеркнуть, что в ст. 28 Европейской  Конвенции о выдаче 1957 г. закреплен принцип приоритета названной Конвенции по отношению к положениям любых двусторонних соглашений о выдаче (за исключением случаев, когда выдача каждым из государств - участников таких соглашений осуществляется на основе унифицированных норм).

Кроме того, Россия присоединилась и к Европейской  конвенции «О взаимной правовой помощи но уголовным делам» от 20 апреля 1959 г. (ратифицирована российской стороной 1 октября 1999 г.). Далее следуют многосторонние конвенции, посвященные борьбе с отдельными видами международных преступлений и попутно регламентирующие связанные с ними вопросы экстрадиции: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г., Конвенция о борьбе с захватами заложников от 17 декабря 1979 г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. и др.

Замыкают  рассматриваемую систему договоров  многочисленные (их

более 50) двусторонние межгосударственные договоры Российской Федерации. Следует отметить, что Россия ведет активную деятельность по разработке и заключению двусторонних международных договоров с отдельно взятыми государствами, в которых отдельно оговаривались вопросы экстрадиции. Двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, в которых регламентированы вопросы выдачи, заключены с Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1953 г., 1995 г.), Алжиром (1982 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г.),  Вьетнамом (1981 г., 1998 г.), Грецией (1981 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), Республикой Кыргызстан (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), и др20.

Вместе  с тем, российским государством были заключены и отдельные международные  двусторонние договоры, посвященные  только вопросам экстрадиции. Например, такие договоры о выдаче лиц были заключены Российской Федерацией с  Китайской Народной Республикой (ратифицирован 24 мая 1996 года), с Индией (ратифицирован 25 февраля 2000 года), с Федеративной Республикой  Бразилией (подписан 14 января 2002 года).

Однако  следует оговориться, что процесс  развития международного сотрудничества в области борьбы с преступностью, в постсоветский период, набирал  темпы постепенно и проблема развития соответствующей законодательной  базы в Российском государстве была особенно актуальна еще на протяжении целого десятилетия.

Так, например, в середине 90-х годов учеными, применительно к странам СНГ отмечалось: «Сейчас, когда каждая советская республика - суверенное государство, которое имеет или создает свое национальное уголовное законодательство, вопрос урегулирования проблемы выдачи преступников в СНГ стал особенно актуален. В большинстве случаев между этими государствами еще нет соответствующих соглашений; практически вопросы выдачи решаются путем конкретных рабочих договоренностей между прокуратурами и министерствами внутренних дел или безопасности различных стран»21.

Разумеется, национальное законодательство России не могло не затрагивать вопросы выдачи лип иностранным государствам для осуществления уголовного преследования. Однако до недавнего времени вопросам выдачи должного внимания действительно не уделялось и этот важнейший международно-правовой институт российским законодателем затрагивался лишь в отдельных статьях Конституции РФ и в УК РФ. Так, в ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, предусматривается положение, в соответствии с которым гражданин России не может 6ыть выслан за пределы РФ или выдан   другому государству.

Следует заметить, что ранее действовавшая в СССР Конституция 1978 года тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключения, если такие исключения установлены законом или международным договором. В настоящее же время Конституция РФ подобных исключений не предусматривает. Содержится императивное правило, запрещающее выдачу российских граждан другому государству. Таким образом, российское государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство22.

В ч. 2 ст. 13 УК РФ отмечается, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или для отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ. Кроме того, в ч.1 ст. 13 УК также впервые, как и в Конституции РФ, содержится запрет выдачи гражданина России, совершившего преступление на территории иностранного государства.

УПК РФ включил в себя часть 5 под названием «Международное

сотрудничество  в сфере уголовного судопроизводства», состоящую из раздела XVIII «Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов  дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями». Указанный раздел объединил в себе главы 53-55.

Глава 53 УПК РФ регламентирует основные положения  о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов  дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных  государств и международными организациями, а глава 55 УПК РФ - вопросы передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в  государстве, гражданином которого оно является. Глава 54 УПК РФ, озаглавленная  как «Выдача лица для привлечения  к уголовной ответственности  или исполнения приговора», посвящена  понятийному аппарату и самой  процедуре выдачи. Нормы данной главы, в общем и целом, согласуются с международными обязательствами Российской Федерации.

Характерной особенностью правового реагирования выдачи лица в Российской Федерации  является и то, что основная, ведущая  функция по исполнению ходатайств о  выдаче (проведение проверок, подготовка соответствующих документов и, наконец, принятие решения об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении таких  ходатайств), возложена на Генеральную  прокуратуру РФ и на ее подразделении в субъектах Федерации. Соответственно, при организации оказания такого вида международной правовой помощи, как выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора, а также при осуществлении возложенных исполнительских функций, органы прокуратуры на местах, помимо положений международных договоров и внутреннего законодательства РФ, в практической деятельности руководствуется также и требованиями, предусмотренными внутренними ведомственными документами23.

В этой связи  необходимо упомянуть и о том, что с Генеральными прокуратурами ряда стран ближнего и дальнего зарубежья, Генеральной прокуратурой РФ заключены отдельные соглашения о правовой помощи и сотрудничестве. Такие соглашения, в частности, имеются с Генеральными прокуратурами Азербайджанской Республики (1993 год), Республики Грузии (1993 год), Республики Украины (1993 год), Республики Армении (1993 год), Республики Молдовы (1993 год), Швейцарской Конфедерации (1994 год), Республики Таджикистана (1995 год), Республики Туркменистана (1905 гад), МНР (1995 год), КНР(1997год).

Следует отметить, что нормативное регулирование  экстрадиции на международно-правовом и внутригосударственном уровне еще далеко не сложилось. Оно, как  и экстрадиционная практика в  целом, переживает период интенсивного развития с учетом вызовов международному сообществу со стороны преступности и терроризма. Российская Федерация, как известно, вносит в этот процесс  свою посильную лепту. В настоящее  время продолжается работа над нормативными документами с участием РФ по вопросам экстрадиции на международном уровне. Движение в этом направлении подкрепляется  договорной работой как на региональном, так и на межрегиональном уровнях24.

Информация о работе Институт выдачи в международном уголовном праве