Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:58, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации. Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи: -рассмотреть становление института усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права; -исследовать усыновления (удочерения) как одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей; -установить права и обязанности усыновленных и усыновителей; -выявить субъекты усыновления;
-проанализировать порядок оформления полномочий усыновителей;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права
1.1. История становление института усыновления (удочерения)
1.2. Усыновление (удочерение) как форма воспитания детей оставшихся без попечения родителей

Глава 2. Правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении)
2.1. Субъекты усыновления (удочерения). Права и обязанности усыновленных и усыновителей
2.2.Оформление полномочий усыновителей
2.3 Особенности усыновления детей иностранными гражданами ,лицами без гражданства и гражданами РФ, постоянно проживающими за её пределами.
Глава 3. Процессуальный порядок усыновления (удочерения)
3.1. Порядок усыновления (удочерения)
3.2. Отказ в усыновлении (удочерении)
3.3. Отмена усыновления (удочерения)
Заключение
Список нормативно-правовых актов и специальной литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!!.docx

— 130.98 Кб (Скачать файл)

Таким образом, обстоятельства отмены усыновления весьма разнообразны. Суд в каждом конкретном случае с  учетом всех обстоятельств дела, заключения органа опеки и попечительства и  обязательно мнения ребенка будет  принимать соответствующее решение  по иску об отмене усыновления (удовлетворить  иск или отказать в иске).

Если предусмотренные  комментируемой статьей основания  к отмене усыновления отсутствуют, но оставление у усыновителей ребенка  по каким-либо причинам будет опасно для него, судом может быть вынесено решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства.

Обозначив в нашей работе аспекты судебного регулирования  процесса усыновления отмечаем, что защита прав ребенка в предусмотренных законом случаях осуществляется государственными органами. К ним относятся не только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и прокуратура, органы внутренних дел, органы загса, воспитательные учреждения.

Обеспечение безопасности личности тесно связано с решением проблемы возрождения и государственной  поддержки семьи, выходом из кризисной  для России демографической ситуации и созданием условий для эффективной  защиты прав и законных интересов  детей. Поэтому важное значение имеет рассмотрение юридической безопасности несовершеннолетних как состояния их защищенности семейно-правовыми средствами, от которой во многом зависит состояние безопасности общества в целом. Не случайно различные аспекты защиты прав ребенка в последнее время являются предметом достаточно частого исследования в юридической литературе, что дало возможность подготовить настоящую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современном мире численность  рождаемости уменьшается. А численность  детей сирот, детей оставшихся без  попечения родителей увеличивается. В первую очередь это связано  с социально-экономическим кризисом, который, безусловно, отразился на детях. Все чаще мы сталкиваемся с детской  беспризорностью, с детской преступностью. На улице все чаще можно встретить  детей, просящих милостыню, глядя на них сердце, разрывается, хочется  помочь всем и каждому, но, к сожалению, простым гражданам без помощи государства это не под силу.

Сегодня все социальные явления, связанные с детской беспризорностью  и безнадзорностью, попали в обозначенный Президентом Российской Федерации  перечень угроз национальной безопасности.

На сегодняшний день очень  много детей воспитываются в детских домах, интернатах. Воспитываясь в таких учреждениях, дети не приобретают всех тех навыков, которые бы им пригодились в современном обществе. Дети из таких учреждений выпускаются совершенно не приспособленные к жизни. Они остаются одни в этом огромном мире многим из них негде даже жить. У них не оказывается в нужный момент рядом родного и близкого человека, который мог бы помочь, дать совета в трудной жизненной ситуации. Ведь именно в трудные моменты жизни человеку необходима его семья, помощь родных и близких людей. Поэтому дети должны воспитываться в семье, а семья - это залог будущего нашей страны.

В современном семейном праве  есть несколько форм устройства детей  в семьи, одной из предпочтительных форм устройства детей, оставшихся без  попечения родителей, является усыновление (удочерение).

В России усыновление (удочерение) является распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, так как ее цель не просто воспитание и содержание детей, а  обеспечение таких детей полноценной  семьей.

В жизни не только дети сироты, дети оставшиеся без попечения родителей нуждаются в полноценной семье, но также супружеские пары, которые, в силу различных обстоятельств, не могут иметь своих детей.

При написании данной дипломной  работы были сделаны следующие выводы:

Усыновление (удочерение), порождает  возникновение родительских прав и  обязанностей, на основании закона усыновленные дети приравниваются к  родным детям (п.1 ст.137 СК РФ). В отношении  своих родителей и родственников  дети утрачивают все права и обязанности (п.2 ст.137 СК РФ). При усыновлении (удочерении) усыновители приобретают все  те права, которые были бы у них  при воспитании своего собственного ребенка. При такой форме воспитания детей сирот, детей оставшихся без  попечения родителей, как усыновление (удочерение), дети являются более материально обеспеченными. Так как усыновленные дети в случаи смерти своих усыновителей будут получать пенсию и пособие.

Дела об установлении усыновления  рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, представителя  органов опеки и попечительства, а также прокурора в соответствии с требованиями гражданского процессуального  законодательства. Усыновление (удочерение) допускается только в отношении  несовершеннолетних детей. Суд тщательно  изучает все материалы дела, в  котором должны быть соблюдены все  условия и собраны все документы  для усыновления, которые позволили  бы суду вынести правильное решение. Усыновление не возможно, если не будет  письменного волеизъявления усыновителей, заключения органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления (удочерения), согласия самого ребенка достигшего десяти лет, его родителей на усыновление (удочерение). Однако не всегда требуется  согласия родителей усыновляемого  ребенка. (ст.130 СК РФ).

Состоявшееся усыновление  подлежит государственной регистрации  в порядке, установленном для  государственной регистрации актов  гражданского состояния, по месту вынесения  судебного решения об установлении усыновления.

Для обеспечения интересов  усыновляемого законодатель устанавливает  перечень лиц, которые не могут быть усыновителями (ст.127 СК РФ):

несовершеннолетние;

признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

ограниченные судом в своих правах;

отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

не способные по состоянию  здоровья осуществлять родительские права;

лица, не состоящие между  собой в браке, не могут быть усыновителями  одного и того же ребенка.

Усыновление детей иностранными гражданами и гражданами РФ постоянно проживающими за ее пределами считается международным усыновлением. Международное усыновление допускается лишь в том случае, если не возможно осуществлять уход за ребенком в своей собственной стране. Международное усыновление должно проводится исключительно в интересах ребенка, оно должно осуществляться по национальному закону той страны, где осуществляется усыновление (удочерение). Для осуществления международного усыновления необходимо соблюдение условий обоих сторон.

Отменить усыновление (удочерение) можно только в судебном порядке. Отмена усыновления (удочерения) допускается  до достижения усыновленным ребенком совершеннолетия, когда усыновление (удочерение) перестает соответствовать  интересам ребенка (ст.140 СК РФ). Потребовать  отмены усыновления могут: родители ребенка, его усыновители, сам усыновленный ребенок, достигший 14-летнего возраста, орган опеки и попечительства, прокурор. Основанием для отмены усыновления  служат:

уклонение усыновителей от выполнения принятых им на себя обязанностей родителей;

злоупотребление приобретенными им родительскими правами;

жестокое обращение с  усыновленным ребенком.

заболевание алкоголизмом и  наркоманией усыновителей;

Так же могут быть и другие обстоятельства для отмены усыновления (удочерения) (ст.141 СК РФ).

При рассмотрении вопросов усыновления (удочерения) в семейном праве РФ, можно предложить ряд  рекомендаций по совершенствованию  законодательства в этой сфере.

Перечень лиц, которые  не могут быть усыновителями, является исчерпывающим. Вместе с тем представляется, что не могут быть усыновителями  лица, ранее судимые за умышленные преступления против жизни и здоровья детей. Думается, что ст.127 СК РФ должна быть дополнена этим положением.

В целях улучшения координации  мероприятий в области защиты прав детей представляется целесообразным рассмотреть вопрос об упорядочении и оптимизации существующей и  на федеральном, и на региональном уровнях  системы государственных органов и общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту законных прав детей.

Изложенное свидетельствует  о несовершенстве нормативно-правовой базы в сфере обеспечения прав несовершеннолетних детей, что является неблагоприятным фактором, который  при определенных условиях может  способствовать созданию угрозы национальной безопасности в целом. Поэтому необходима дальнейшая разработка правовых основ  обеспечения безопасности несовершеннолетних. Данная проблема имеет крайне важное и непреходящее значение как для теории семейного права, так и для практической деятельности органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления по различным направлениям защиты прав детей.

С принятием Федерального закона от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" законодательно определены цели государственной политики, основные направления и организационные  основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной  власти различного уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие законодательное обеспечение прав ребенка, государственную поддержку семьи в целях обеспечения защиты прав детей, ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативно-правовые акты и  специальная литература

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)//Российская газета, № 7, 21.01.2009;

 2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.94 № 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ, 05.12.94, № 32, ст. 3301;

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ//Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410;

 4. Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001г., № 49, ст. 4552

 5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996г. № 1, ст. 16 от 10 января 2000 г., № 2, ст. 153

 6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2005г. № 1 (часть I) ст. 14

 7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1

8. Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть вторая) от 5 августа  2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 19 июля 2009 г.) //Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.

9. Трудовой кодекс Российской  Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 17 июля 2009 г.) //Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

10. Гражданский процессуальный  кодекс Российской Федерации  от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 28 июня 2009 г.) //Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

11. Основы законодательства  Российской Федерации о нотариате  от 11 февраля 1993 г. № 4462-I (ред. от 1 июля 2005 г.) // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 10. - Ст. 357.

12. Федеральный закон РФ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (от 03.12.2011 № 378-ФЗ)) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.

 13.  Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002 г. № 22 ст. 2031.

14.  Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 апреля 2001 г. N 17 ст.1643.

15.  Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля,19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., № 8, ст.366.

16.  Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 3 августа 1998 г., № 31, ст.3802.

 

Специальная литература:

1. Алексий П.В., Петров  И.В. Семейное право: учебник  для студентов вузов. 3-е издание.  М., «Юнти-Дана», Закон и право. 2008. – 378 с.

2. Афанасьева И.В. Акценты  и приоритеты в дефиниции понятий  «брак» и «семья» и их значение  для юридической науки и практики//«Семейное  и жилищное право», 2009, № 1. -160 с.

3. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. -  537 с.

4. Антокольская М.В., Королев Ю.А., Кузнецова И.М, Марышева Н.И., Масевич М.Г., Нечаева А.М., Хазова О.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации.— М.: Бек, 2005. – 670 с.

Информация о работе Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права