Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:58, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового  регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации. Для достижения названной  цели были поставлены следующие задачи: -рассмотреть становление института усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права; -исследовать усыновления (удочерения) как одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей; -установить права и обязанности усыновленных и усыновителей; -выявить субъекты  усыновления;
-проанализировать порядок оформления полномочий усыновителей;
Введение
Глава 1. Институт усыновления (удочерения) в системе  Российского семейного права
1.1. История становление института усыновления (удочерения)
1.2. Усыновление (удочерение) как форма воспитания детей оставшихся без попечения родителей
 
Глава 2. Правовое положение субъектов участвующих  в усыновлении (удочерении)
2.1. Субъекты усыновления (удочерения). Права и обязанности усыновленных и усыновителей
2.2.Оформление полномочий усыновителей
2.3 Особенности усыновления  детей иностранными гражданами ,лицами без гражданства и гражданами РФ, постоянно проживающими за её пределами.
Глава 3. Процессуальный порядок усыновления (удочерения)
3.1. Порядок усыновления (удочерения)
3.2. Отказ в усыновлении (удочерении)
3.3. Отмена усыновления (удочерения)
Заключение
Список  нормативно-правовых актов и специальной литературы
СК РФ не содержит ограничений 
по усыновлению детей, страдающих каким-либо 
заболеванием. Усыновлены, могут быть 
как здоровые, так и больные 
дети. Однако если ребенок болен 
или имеет какие-либо отклонения 
в своем развитии, то в таких 
случаях кандидаты в 
Информация о состоянии 
здоровья ребенка должна содержаться 
в специальном медицинском 
СК РФ отдается предпочтение усыновителям, являющимся гражданами РФ и проживающим на территории РФ, а также родственникам ребенка (независимо от их гражданства и места жительства) перед усыновителями - иностранными гражданами. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам ребенка независимо от места их жительства и гражданства.
Дети, оставшиеся без попечения 
родителей, могут быть переданы на усыновление 
гражданам РФ, постоянно проживающим 
за пределами территории РФ, иностранным 
гражданам или лицам без 
Российский закон допускает усыновление детей - граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. Такое усыновление производится на общих основаниях, однако с соблюдением ряда дополнительных требований, которые установлены непосредственно в СК РФ[19].
В наилучших условиях ребенок 
может быть усыновлен супругами 
или одним лицом. В результате 
усыновления ребенок становится 
членом семьи, полноценность которой 
предполагает наличие у него отца 
и матери. Поэтому желательно, чтобы 
усыновление производили 
Для здоровой ситуации в семье усыновителя требуется также определенная разница в возрасте между усыновителем и усыновленным. Эта разница должна соответствовать обычной разнице в возрасте между родителями и детьми и обеспечивать нормальные семейные отношения. В соответствии с комментируемой статьей разница в возрасте должна составлять не менее 16 лет[20]. Если ребенка усыновляет отчим (мачеха) или оба супруга, разница в возрасте не играет никакой роли. При наличии уважительных причин (ребенок считает усыновителя своим кровным родителем, привязан к усыновителю и т.п.) суд, устанавливающий усыновление, может допустить усыновление и при меньшей разнице в возрасте между усыновляемым и лицом, желающим его усыновить (ст.128 СК РФ).
В случае если ребенок усыновляется лицом, состоящим в браке, необходимым условием для усыновления является также согласие на усыновление его супруга, который не является усыновителем, поскольку этот супруг также будет принимать участие в воспитании ребенка в качестве его отчима или мачехи. В то же время необходимость в получении согласия супруга усыновителя отпадает, если супружеская жизнь фактически прекращена, супруги не проживают совместно более года и место жительства другого "супруга" неизвестно.
Принятию судебного решения 
об установлении усыновления предшествует 
работа органов опеки и 
Лицо, желающее усыновить 
ребенка, прежде всего, должно обратиться 
в орган опеки и 
Отдельные нормы о порядке учета лиц, желающих усыновить детей, содержатся в Правилах передачи детей на усыновление (удочерение), что в целях обеспечения единства государственной политики в области усыновления детей принимается во внимание органами исполнительной власти субъектов РФ при разработке (внесении изменений) нормативных правовых актов по данному вопросу. Основанием для постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители в соответствии с разд. II Правил передачи детей на усыновление (удочерение) является заключение органа опеки и попечительства о их возможности быть усыновителями с учетом ограничений, установленных ст.127, 128 СК. Такое заключение составляется по результатам рассмотрения подаваемого в орган опеки и попечительства заявления лиц, желающих усыновить ребенка, с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями. К данному заявлению прилагаются следующие документы: а) краткая автобиография; б) справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах; в) копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение; г) справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан; д) медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ; е) копия свидетельства о браке (если состоят в браке). Приведенный перечень документов, требуемых органом опеки и попечительства от лиц, желающих усыновить ребенка, во многом совпадает со списком документов, которые необходимо представлять в суд гражданам для решения вопроса об усыновлении конкретного ребенка (ст.271 ГПК РФ[21]). Кроме того, лицо, обращающееся в орган опеки и попечительства с просьбой об усыновлении ребенка, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, другой документ, удостоверяющий личность.
Орган опеки и попечительства 
не только изучает представленные заявителем 
документы, но и проводит детальное 
обследование условий его жизни. 
Предварительное обследование условий 
жизни лиц, желающих усыновить ребенка, 
имеет целью обеспечить соблюдение 
прав и интересов ребенка в 
результате предстоящего усыновления, 
что соответственно предполагает и 
выявление возможных 
На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лица, желающего усыновить ребенка, орган опеки и попечительства готовит заключение о его возможности быть усыновителем.
При положительном решении 
вопроса заявители ставятся на учет 
в качестве кандидатов в усыновители. 
Только после этого органом опеки 
и попечительства им предоставляется 
информация о ребенке, который может 
быть усыновлен, а также выдается 
направление для посещения 
Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения, включая возможность обращения в суд.
После постановки на учет кандидаты 
в усыновители имеют право: получить 
подробную информацию о ребенке, 
который может быть усыновлен, а 
также сведения о наличии у 
него родственников; обратиться в медицинское 
учреждение для проведения независимого 
медицинского освидетельствования 
усыновляемого ребенка при 
Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту их жительства, они могут обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в орган исполнительной власти субъекта РФ, на который возложена работа по устройству детей на воспитание в семьи, или в Министерство образования и науки РФ. Таким гражданам обеспечивается доступ к документированной информации о детях, нуждающихся в усыновлении, из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На основании письменного заявления гражданина, признанного органом опеки и попечительства кандидатом в усыновители, документированная информация о нем помещается в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным или федеральным оператором в целях учета сведений о таких гражданах.
В некоторых случаях 
Другое дело, когда речь идет о гражданах, которые желают стать усыновителями детей, оставшихся без попечения родителей, являвшихся для них ранее совершенно посторонними, и не выдвигают требований об усыновлении конкретного ребенка. В подобной ситуации регистрация граждан в качестве кандидатов в усыновители необходима, после нее и будет осуществляться подбор ребенка для усыновления.
 
   Как установлено ст.126 
СК РФ, учет детей, подлежащих усыновлению, 
осуществляется в том же порядке, что и 
учет детей, лишившихся родительского 
попечения. Согласно ст.3 Федерального 
закона "О государственном банке данных 
о детях, оставшихся без попечения родителей"[24] такой учет осуществляется 
путем формирования государственного 
банка данных о детях, оставшихся без попечения 
родителей, который состоит из регионального 
и федерального банков данных. В формировании 
государственного банка данных о детях, 
оставшихся без попечения родителей, и 
соответственно в осуществлении централизованного 
учета таких детей (первичный, региональный 
и федеральный) участвуют органы опеки 
и попечительства, органы исполнительной 
власти субъектов РФ, Министерство образования 
и науки РФ. В государственном банке данных 
содержится документированная информация 
о детях, оставшихся без попечения родителей, 
с указанием на возможные формы их устройства 
на воспитание в семью, в том числе на такую 
из них, как передача на усыновление.
Каждый ребенок - это неповторимая личность. Каждый случай усыновления сугубо индивидуален. Задача состоит в том, чтобы подобрать ребенку семью, где будут максимально обеспечены его интересы; учесть особенности его характера, психологического склада; определить совместимость семьи и данного конкретного ребенка и др. Именно с этой позиции надо подходить к решению вопроса о допустимости усыновления.
Интересы ребенка ни в коем случае нельзя понимать в узком смысле, например, обеспечение удовлетворительных материальных и жилищных условий. Главное - чтобы ребенок постоянно ощущал благотворное влияние семьи, чувствовал родительскую любовь, заботу, ласку; чтобы каждый из детей рос человеком культурным, всесторонне развитым, получил образование, был подготовлен к активной общественной жизни.
Усыновлять можно только несовершеннолетних детей, т.е. лиц, не достигших 18 лет. Не может быть усыновлен ребенок, хотя и не достигший указанного возраста, но эмансипированный в порядке, предусмотренном законом[25]. С достижением совершеннолетия или при эмансипации лицо признается полностью дееспособным, и необходимость осуществления его воспитания, защита его прав и интересов отпадают, а, следовательно, отпадает и цель усыновления - обеспечение ребенку воспитания в семье. Не может быть разрешено усыновление и в тех случаях, когда ребенок до совершеннолетия фактически воспитывался в семье лица, желающего его усыновить. Под усыновлением понимается также удочерение.
Информация о работе Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права