Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», как гарант соблюдения законности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 06:47, контрольная работа

Описание работы

Специфика оперативно-розыскной деятельности (ОРД) обусловлена особыми средствами и методами добывания оперативной информации - преимущественно негласными, а также сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод граждан, с использованием содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе.
Именно эти особенности ОРД на протяжении многих лет являются предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Как известно, все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки.

Содержание работы

Введение
Понятие, сущность и научное определение оперативно–розыскной деятельности
Виды и направления оперативно-розыскной деятельности
Элементы содержания, предмет, формы и цель оперативно - розыскной деятельности
Принципы оперативно–розыскной деятельности
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Составы аптечек.docx

— 57.03 Кб (Скачать файл)

В.В. Сергеев полагает, что возможно двоякого рода отношений в ОРД. Одни из них составляют отношения между  органом внутренних дел и оперативным  аппаратом, между оперативными работниками  и их начальником. Это - административные правоотношения, они не определяют сущность ОРД.

В другую группу входят правоотношения, возникающие в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, применения оперативно-розыскных средств  и методов в целях предупреждения и раскрытия преступлений и привлечения  виновных к ответственности. Именно эта группа фактических отношений  обладает всеми необходимыми признаками правоотношений и принимает форму  оперативно-розыскных правоотношений[Cм., Сергеев В.В. О природе отношений, возникающих в процессе оперативно-розыскной  деятельности органов внутренних дел. // Труды ВШ МВД СССР, Вып.№ 9, С.36. ].

Анализ изложенного  позволяет сформировать следующее  определение

Предмет теории оперативно-розыскной деятельности включает в себя, наряду с закономерностями, общественными отношениями, определенного рода связи, возникающие между явлениями, процессами, элементами и т.д.

Формы осуществления оперативно-розыскной деятельности подразделяются на два вида: гласно и негласно. Должностные лица государственных органов, осуществляющих ОРД, могут официально (гласно) представлять интересы конкретного государственного органа или выступать от его имени. Наряду с этим оперативный сотрудник или лицо, содействующее проведению оперативно-розыскной деятельности, может осуществлять свои правомочия, предоставленные Федеральным Законом об ОРД, в негласной форме.

Использование в борьбе с преступностью  негласных оперативно-розыскных  средств и методов, наряду с гласными, является вынужденной, защитной мерой  общества и государства. Как правило, подготовку и совершение умышленных особо тяжких и тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируют (в  частности, при совершении преступлений против жизни человека и безопасности государства). Поэтому общество и  государство не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему  законных оперативно-розыскных мероприятий, но и обязали своих представителей (субъектов) осуществлять такого рода деятельность. При ином подходе было бы весьма затруднительно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности  для лиц, совершающих умышленные преступления скрытно, с различными ухищрениями.

Цель оперативно-розыскной деятельности – это осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направленно действие (действия) оперативного работника (оперативника), конфидента и других участников этой деятельности.

Направляя оперативно - розыскную  деятельность на достижение социально  полезных целей, законодатель выделил  интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты, т.к. в соответствии со ст. 2 Конституции  Российской Федерации человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина – обязанность государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных  средств и методов наполняет  конституционное положение о  том, что каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации), реальным содержанием. Наряду с этим признанные и гарантированные  гл. 2 Конституции Российской Федерации  права и свободы человека и  гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким  “охранным” средством является осуществление оперативно-розыскной деятельности в необходимых и допустимых законом случаях.

С помощью оперативно-розыскной  деятельности государство осуществляет охрану собственности. Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Целью оперативно-розыскной деятельности является также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 05 марта 1992 года “О безопасности” под  безопасностью понимается состояние  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз. Причем под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность  прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности законодатель относит, в частности, общество (его  материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный  строй, суверенитет и территориальную  целостность). Государство есть основной институт политической системы классового общества, оно осуществляет управление обществом. Его безопасность – это  совокупность общественных отношений, которая выражается в защищенности жизненно важных интересов (прежде всего  – конституционного строя) основного  института политической системы  современного общества от внешних и  внутренних угроз, позволяющая ему  функционировать и развиваться. Безопасность государства составляет один из важных элементов всей системы  безопасности Российской Федерации.

Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать организацию и реализацию системы  мер (различного характера) с целью  нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию и развитию российского общества и государства.

4. Принципы оперативно–розыскной  деятельности

Под принципами данной деятельности понимаются руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные оперативно-розыскной  практикой, которые закреплены в  нормах законодательных и иных нормативных  актах, регулирующих общественные отношения  в области оперативно-розыскной  деятельности, и которые отражают политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно  нравственные и правовые представления  россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления  оперативно-розыскной деятельности.

а.) В науке о праве принципы классифицируются на общеправовые, межотраслевые  и отраслевые (специальные). Изложенное относится и к принципам оперативно-розыскной  деятельности, рассматриваемой нами как разновидность юридической  науки.

б.) В данной деятельности общие (общеправовые) и межотраслевые принципы. Это  такие, как законность, гуманизм, равенство  граждан перед законом и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществление оперативно-розыскной  деятельности.Среди межотраслевых  принципов назовем, такие как  конспирация, разведывательной активности, сочетание гласных и негласных  методов и средств, сотрудничества с населением и опоре на его  помощь, подотчетности и подконтрольности, высшим органам государственной  власти и управления. Кроме того, должностные лица органов-субъектов  оперативно-розыскной деятельности осуществляют свою деятельность в соответствии с принципами, предусмотренными законами, определяющими нормативно-правовой статус органов, в штаты которых  они входят.

в.) Для оперативно-розыскного процесса важно и то, что при использовании  в установленном законом порядке  результатов оперативно-розыскной  деятельности должностные лица оперативных  подразделений обязаны руководствоваться  принципами, предусмотренными или выводимыми из норм Уголовного, Уголовно-процессуального, Таможенного, Налогового, Уголовно-исполнительного  кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях.

г.) Вместе с тем оперативно-розыскную  деятельность характеризуют и специальные (отраслевые и внутриотраслевые) принципы (оперативность, применение конфидентов, всесторонность, полнота и объективность производства дела оперативного учета).

Подчеркнем, что все принципы ОРД  самостоятельны, причем среди них  нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может  и не должно быть противопоставления одного принципа другому.

Рассмотрим каждый из перечисленных  принципов в отдельности.

Конституционный принцип законности непосредственно указан в ст. 3 Федерального Закона обОРД и состоит в том, что участники оперативно-розыскной деятельности (оперативники, конфиденты и др.) обязаны точно исполнять требования Конституции Российской Федерации, законодательства и иных правовых актов, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности.

Обеспечение законности в ОРД обязательно  предполагает:

  • ее осуществление исключительно субъектами, уполномоченными на то оперативно-розыскным законодательством;
  • то, что никакие события и ничьи деяния не могут стать объектом ОРД, а также никто не может подвергаться воздействию оперативно-розыскных средств, методов и действий иначе, как по решению оперативного работника (оперативника), принятому в соответствии с законодательством в области оперативно-розыскной деятельности;
  • надлежащее применение оперативно-процессуальных норм, в частности проведение оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с основаниями и с соблюдением соответствующих условий в установленном законодателем порядке и др.;
  • оформление хода оперативно-розыскного процесса соответствующими документами. Поэтому в случае установления физических лиц и их сообществ, деятельность которых указывает на основании для проведения оперативно - розыскных мероприятий, может заводиться соответствующее дело оперативного учета, где и сосредоточиваются документы, отражающие процесс подготовки и осуществления ОРМ. Однако дела оперативного учета могут не заводиться в случае проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц в связи с необходимостью в сборе данных, требующихся для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о допуске к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно - розыскных мероприятий; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

В указанных ситуациях оперативно-розыскной  процесс оформляется отдельными документами, учитываемыми согласно правилам делопроизводства, установленным в  органах, осуществляющих ОРД.

Начало и осуществление оперативно-розыскные  мероприятия могут быть только в  интересах:

1) поиска и фиксации фактических  данных, необходимых для установления  конкретных лиц и их сообществ,  причастных к противоправной  деятельности;

2) выявления обстоятельств совершения  преступлений и различных противоправных  деяний, а также иной информации  об оперативной обстановке на  территориях и объектах оперативного  обслуживания;

3) поиска и фиксации фактических  данных, необходимых для раскрытия  преступлений;

4) оперативно-розыскного производства  по делам оперативного учета,  заводимых по фактам тайных, с  элементами маскировки преступлений;

5) оперативно-розыскного сопровождения  предварительного следствия по  уголовным делам;

6) оперативно-розыскного обеспечения  деятельности органа, осуществляющего  ОРД, в особых условиях (правовой  режим чрезвычайного, военного  положения, иные чрезвычайные  обстоятельства);

7) оперативно-розыскного обеспечения  деятельности органа, осуществляющего  ОРД, по нейтрализации опасности,  угрожающей сотрудникам оперативных  подразделений, членам их семей  и близким; лицам, оказывающим  оперативным работникам содействие  на гласной и конфиденциальной  основе, а также потерпевшим, свидетелям, другим участникам уголовного  процесса;

8) оперативно-розыскного обеспечения  исполнения заданий, поступающих  из иных органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность, и подразделений субъектов оперативно-розыскной  деятельности;

9) раскрытия преступлений международного  характера, в том числе в  рамках сотрудничества с Интерполом;

10) оперативно-розыскного обеспечения  и исполнения запросов, поступающих  в органы, осуществляющие оперативно–розыскную  деятельность, в соответствии с  международными договорами (соглашениями) Российской Федерации о сотрудничестве  с соответствующими международными  организациями и правоохранительными  органами зарубежных государств  в сфере борьбы с преступностью;

11) исполнения поручений следователя,  указаний прокурора или определений  суда по находящимся в их  производстве уголовным делам,  а также оказания им содействия  в производстве отдельных уголовно-процессуальных  действий;

Информация о работе Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», как гарант соблюдения законности