Дееспособность граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 05:58, контрольная работа

Описание работы

Актуальность настоящей работы состоит в том, что вопросы, связанные с дееспособностью физического лица, являются важнейшими вопросами, дающими возможность гражданину полноправно участвовать в общественной жизни страны и общества. Несмотря на кажущуюся изученность и урегулированность этого социального аспекта, в жизни часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда мы можем наблюдать огромное количество проблем, связанных с действиями, которые совершают полноправные, дееспособные молодые люди, освобождаясь от родительской опеки.
Целью настоящей работы является рассмотрение дееспособности граждан.

Содержание работы

Введение

1.Понятие дееспособности граждан и ее значение
1.1.Понятие дееспособности
1.2. Момент возникновения дееспособности
1.3. Юридическая природа дееспособности
2. Разновидности дееспособности.
2.1. Полная дееспособность
2.2.Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет
2.3. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет
3. Ограничение дееспособности
4. Признание гражданина полностью недееспособным
5. Правоспособность и дееспособность юридического лица
6. Дееспособность иностранного гражданина
7. Гражданская правоспособность государства

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая дееспособность 2.docx

— 96.28 Кб (Скачать файл)

Установленные в свое время  в союзном законодательстве изъятия  были немногочисленны, и они могут  быть сведены к двум группам.

. К первой группе относятся  изъятия в отношении возможности  для иностранцев занимать определенные  должности или осуществлять занятия  той или иной профессией на  равных началах с нашими гражданами.

РФ в какой-либо объективной  форме. В отношении других произведений иностранцев авторские права  признаются в соответствии с международными договорами РФ.

В России имеется некоторое  количество лиц без гражданства. К ним относятся проживающие  на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей  принадлежности к иностранному гражданству. 
Согласно Основам гражданского законодательства (ст. 160), лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с нашими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законодательными актами.

Таким образом, в отношении  лиц без гражданства, независимо от того, проживают они в РФ или  нет, действует принцип национального  режима.

Законодательство содержит также специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц, под  которой понимается способность  совершать определенные действия, принимать  на себя определенные обязательства. 
Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают, прежде всего, вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяют возраст, с наступлением которого человек достигает совершеннолетия и тем самым становится полностью дееспособным. Как и во многих странах континентальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из принципа lex patriae.

Согласно Основам гражданского законодательства, «гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой  он является» (ч. 2 ст. 160). Таково общее правило в отношении дееспособности иностранцев. Наряду с этим закон предусматривает и некоторые специальные правила.

Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства (ч. 3 ст. 160). 
Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении сделок, совершаемых в РФ, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в РФ, определяется по российскому праву (ч. 4 ст. 160). 
Таким образом, ч. 3 и 4 ст. 160 Основ гражданского законодательства содержат изъятия из действия принципа личного закона лица в пользу территориального принципа.

Постоянно проживающие в  РФ иностранные граждане и лица без  гражданства могут быть признаны в РФ недееспособными или ограниченно  дееспособными в порядке, установленном  нашим законодательством.

В договорах о правовой помощи, заключенных с другими  странами, дееспособность физического  лица обычно определяется по закону его  гражданства.

Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран  СНГ от 22 января 1993 г., дееспособность физических лиц определяется законодательством  договаривающейся стороны,, гражданином  которой является это лицо.

Постановления о правах иностранцев  содержатся в различных международных  договорах, заключенных РФ с другими  странами (торговых договорах, консульских  конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения  и т. д.). В этих договорах закрепляется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление национального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым  заключен договор на аналогичных  условиях (предоставление режима наибольшего  благоприятствования). Приведем некоторые  примеры из договорной практики.

По соглашению между СССР и Францией о торговых взаимоотношениях от 3 сентября 1951 г. французские граждане или юридические лица, образованные согласно французскому закону, будут  в отношении их личности и имущества  пользоваться режимом столь же благоприятным, как граждане и юридические лица наиболее благоприятствуемой нации, при  осуществлении ими непосредственной или через избранных ими посредников  хозяйственной деятельности на территорий РФ в тех условиях, в каких эта деятельность разрешается законодательством  РФ.

Предоставление национального  режима предусмотрено договором  о правовой защите и правовой помощи между РФ и Финляндией от 11 августа 1978 г. 
Граждане Финляндии вРФ, точно так же как граждане РФ на территории 
Финляндии, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой в судах и других учреждениях, как и собственные граждане каждого из государств.

Таким образом, иностранцы имеют  в РФ такие же имущественные и  личные неимущественные права, что  и российские граждане. Эти права  должны осуществляться ими таким  же образом, как и российскими  гражданами. 
Реализация указанных прав должна соответствовать их назначению в обществе.

Иностранцы, как и граждане РФ, могут владеть, пользоваться и  распоряжаться принадлежащей им собственностью в пределах, установленных  нашим законом. Характерные примеры  дает в этом отношении судебная практика.

Иностранец-собственник имеет  право истребовать по суду вещи из незаконного владения лица, удерживающего  их у себя.

Таким образом, в отношении  права собственности иностранцев  действует принцип национального  режима. На иностранцев распространяются все общие правила нашего законодательства о собственности граждан. Это  касается круга предметов, которые  вообще могут принадлежать иностранцам, и пределов осуществления иностранцами их права собственности. Установленные  в этом отношении правила законодательства должны соблюдаться на территории РФ всеми лицами, в том числе иностранцами. Так, если иностранец везет в РФ оружие, то ни законность приобретения оружия за рубежом, ни правомерность владения им, когда он жил в другой стране, не являются основанием для владения оружием в РФ. Иностранец может  владеть оружием в РФ лишь при  выполнении условий, установленных  нашим законодательством.

Предоставление национального  режима иностранцам означает не только уравнение их с нашими гражданами в области гражданских прав, но и возложение на иностранцев как  участников гражданских правоотношений обязанностей, вытекающих из правил нашего законодательства. Например, согласно ст. 444 ГК РСФСР, из факта причинения вреда жизни, здоровью и имуществу  гражданина или организации возникает  обязательство по возмещению вреда. Такое обязательство возникает  и в случае причинения вреда иностранцам. Осуществление прав, предоставленных  в РФ иностранным гражданам в  соответствии с нашим законодательством, неотделимо от исполнения ими обязанностей. Общее правило в отношении  обязанностей иностранцев, находящихся  на территории РФ, сформулировано в  ст. 37 Конституции РФ.

Иностранные граждане, принятые в российские учебные заведения, имеют права и несут обязанности  учащихся и студентов в соответствии с российским законодательством.

Для работающих в РФ иностранцев, которые окончили высшие учебные  заведения за границей, имеет большое  значение признание действия их дипломов в РФ. Правила по этим вопросам содержатся в соглашениях о признании  эквивалентности дипломов. В РФ лица, окончившие высшие учебные заведения  за границей, при наличии у них  соответствующего документа в подлиннике считаются имеющими высшее образование наравне с лицами, окончившими высшие учебные заведения на территории РФ. Документы об окончании высших учебных заведений, полученные за границей, имеют юридическую силу в РФ и не подлежат обмену на дипломы установленного в РФ образца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Гражданская правоспособность государства

Признание государства субъектом  гражданского права зафиксировано  в ст. 2 ГК РФ, где указывается, что  в регулируемых гражданским законодательством  отношениях наряду с гражданами и  юридическими лицами могут участвовать  также Российская Федерация и  субъекты Российской Федерации. Следовательно, государство должно обладать качествами, которые позволят ему быть участником гражданского правоотношения и совокупность которых обозначается понятием «гражданская правосубъектность».

Гражданская правосубъектность  включает в себя, как известно, такие  предпосылки или элементы, как  гражданская правоспособность и  дееспособность, которые и доктрина, и закон признают за лицами. Можно  ли данные категории применять к  государству в той же мере, что  и к лицам? Если воспринимать государство  как лицо, то, видимо, да. Однако рассматривать  государство как лицо, даже как  особое1, вряд ли возможно, поскольку  тогда не было бы необходимости использовать конструкцию юридического лица для  участия в гражданском правоотношении как опосредованную форму, позволяющую  государству приобрести статус, адекватный любому другому лицу гражданского права. Представляется, что о государстве  как участнике гражданского правоотношения допустимо говорить лишь как о  субъекте, как это делает законодатель в п. 2 ст. 124, называя Российскую Федерацию  и субъектов Российской Федерации  субъектами гражданского права. Более  того, редакция данного пункта позволяет  сделать вывод, что в данном случае речь идет не об одном или едином субъекте права, а о множестве таких субъектов, образующих единое родовое понятие для всех участников гражданского права. Понятие «государство» обозначает вид субъекта, соотносимый с родом по правилам особенного и общего. В силу этого можно предположить, что гражданская правосубъектность государства должна отражать его особенности и не может быть однородной с правосубъектностью лица.

В рамках вида мы также имеем  дело со множественностью субъектов. Это  республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа и сама Российская Федерация, т. е. мы имеем 90 участников гражданских  правоотношений данного вида, гражданско-правовой статус которых имеет свои особенности, опирающиеся на их сущностные различия в международно-правовой и конституционно-правовой сферах. Если Российская Федерация  обладает всеми качествами суверенного  государства, то это не может не проявиться и в характере или содержании его гражданской правоспособности. Так, только РФ может иметь в собственности  такие изъятые из гражданского оборота  объекты, которые обеспечивают государственный  суверенитет.

Гражданская правоспособность государства, как и любого другого  субъекта, означает способность иметь  гражданские права и нести  обязанности. Однако характер его правоспособности отличен от правоспособности как гражданина, так и юридического лица. Вопрос о характере правоспособности последних достаточно исследован в теории гражданского права и более или менее последовательно выражен в правовых актах. Что же касается характера правоспособности государства, то здесь высказываются подчас диаметрально противоположные точки зрения. Так, одни авторы считают, что государство обладает общей (универсальной) правоспособностью, т. е. может иметь любые права. В частности, М. И. Брагинский и В. В. Витрянский пишут, что «Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования обладают общей правоспособностью, а значит, вправе в принципе заключать любые гражданско-правовые договоры, кроме случаев, когда иное предусмотрено законом». Другие авторы определяют гражданскую правоспособность как специальную. Например, Е. А. Суханов считает, что она «в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер», в силу чего РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, объединяющиеся понятием «публично-правовые образования», могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам»

 Безусловно, выявление характера правоспособности изначально обусловливается социальной сутью самого субъекта, однако преследует юридическую, вернее, юридико-техническую цель: какой принцип лежит в основе содержательной характеристики правоспособности, т. е. исчерпывающий или неисчерпывающий перечень прав содержится в законодательстве? Образно говоря, можно ли опираться на принцип «можно все, что не запрещено законом» или следует ориентироваться на то, что «можно лишь то, что разрешено законом»? С практической точки зрения это важно как для законодателя, так и для пользователя. Законодатель использует данную характеристику как юридический прием при создании нормы, а пользователь данной нормы может судить о наборе своих субъективных гражданских прав и обязанностей или о гражданско-правовом статусе своего реального или потенциального контрагента.

Анализ аргументации и  выводов, сделанных указанными авторами, позволяет выявить некоторые  противоречия. Так, М. И. Брагинский и  В. В. Витрянский, доказывая общую  правоспособность государства, опираются  на принцип «можно лишь то, что предусмотрено  законом», указывая те немногочисленные статьи ГК РФ, в которых специально предусмотрено участие государства: государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных  нужд (ст. 763); государственный заем (п. 1 ст. 817); право быть адресатом пожертвований (п. 1 ст. 572) или организатором лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (п. 1 ст. 1063). В то же время  представляется, что все позиции  имеют значительное рациональное зерно, и это позволяет сформулировать некую общую позицию, опирающуюся  на вышеизложенные. При этом целесообразно  учитывать как правовую цель, так и публично-правовые качества государства как субъекта гражданского права, опираясь на сравнительный анализ существа данного субъекта и других субъектов гражданского права иной видовой классификационной принадлежности.

Государство имеет больше сходства с юридическим лицом  по своей сути, чем с физическим лицом, поскольку оно представляет собой искусственного субъекта, не обладающего качествами человека как  естественного субъекта права. В  этом смысле оно не может непосредственно  формулировать волю, изъявлять ее или испытывать вину, поскольку не обладает интеллектом, психикой, физическим телом. Правовой статус государства  определяется специальной функцией, обусловленной его участием в  политической системе общества, в  которой государство выступает  одновременно в качестве политической организации как субъект политических отношений и как способ организации  власти. В этом своем функциональном качестве оно родственно муниципальному образованию, которое также является субъектом политической системы  и способом организации власти на уровне населенных пунктов. Однако в  рамках политической системы позиции  государства и муниципального образования  существенно различаются, поскольку  через муниципальное образование  реализуется местное самоуправление, которое занимает промежуточное  место между гражданином и  государством. Таким образом, государство  имеет генетическое сходство как  субъект власти с муниципальным  образованием, что позволяет рассматривать  их и в гражданско-правовом аспекте  как однотипные субъекты - публично-правовые образования.

Если же опираться на некоторое  сходство государства и юридического лица как искусственных субъектов  права, то необходимо согласиться с  тем, что они не могут обладать общей (универсальной) правоспособностью, поскольку ею изначально может обладать лишь естественный субъект права - физическое лицо. Другое дело, что и само государство  через позитивное право может  наделить общей правоспособностью  искусственного субъекта исходя из практических, прежде всего экономических, соображений. Таким образом, общей правоспособностью  наделены прямым указанием в законе юридические лица - коммерческие организации (п. 1 ст. 49 ГК). В отношении этих юридических  лиц законодатель применяет правило  юридической техники, следующее  из признания их общей правоспособности, указывая на изъятия в такой правоспособности (ограничения, запреты) для отдельных  их видов. Так, общей правоспособностью  не обладают унитарные предприятия  в силу ст. 49 ГК РФ, а в силу иных законов изъятия из общей правоспособности предусмотрены для коммерческих организаций, занимающихся указанной  в учредительных документах деятельностью, которую законодатель рассматривает  как исключительную (например, банки  и иные кредитные организации, страховые  организации).

Информация о работе Дееспособность граждан