Арбитражные суды Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении основных принципов деятельности арбитражных судов Российской Федерации.
В соответствии с целью были подставлены следующие задачи:
изучить систему и структуру арбитражных судов РФ
рассмотреть принципы организации и деятельность арбитражных судов РФ
изучить внутреннюю организацию арбитражных судов РФ

Файлы: 1 файл

Право.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Председатель  Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители  Председателя, включая первого заместителя, председатели коллегий и судьи Высшего Арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Всей работой  Высшего Арбитражного Суда РФ руководит  его Председатель, являющийся в соответствии с Законом - судьей, осуществляющим многие другие полномочия.

Председатель  Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и, распоряжения по вопросу организации работы всех арбитражных судов.

Он вправе принимать  участие в заседаниях Совета Федерации  и  Государственной Думы, их комитетов  и комиссий, а также Правительства  Российской Федерации.

Высший Арбитражный  Суд РФ действует в составе: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

К общим полномочиям  Высшего Арбитражного Суда РФ относится:

  • рассмотрение дел в первой инстанции (рассматриваются дела о признании недействительными — полностью или частично — ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ, Правительства РФ, если они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации);
  • рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов;
  • пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых Высшим Арбитражным Судом и вступивших в законную силу судебных актов;
  • обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;
  • обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • изучение и обобщение практики применения арбитражными Зудами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики;
  • разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в арбитражных судах;
  • осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иному обеспечению;
  • решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров Российской Федерации;
  • осуществление других полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ, Законом об арбитражных судах и другими федеральными законами.

Помимо этого  Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит  право законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению. .

По вопросам внутренней деятельности арбитражных  судов и взаимоотношений между  ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает  Регламент, обязательный для всех арбитражных  судов.[3]

Осуществление основного процессуального полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ — рассмотрение дел по существу — происходит в судебных коллегиях.

Они также изучают  и обобщают судебную практику, разрабатывают  предложения по совершенствованию  законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом арбитражных судов.

Основное полномочие Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ — рассмотрение в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Помимо этого Президиум рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует все арбитражные суды.

Президиум Высшего  Арбитражного Суда РФ действует в  составе Председателя этого Суда, его заместителей и председателей судебных составов данного суда. По решению Пленума высшего Арбитражного Суда РФ в Президиум могут быть введены судьи данного суда.

Президиум Высшего  Арбитражного Суда РФ созывается Председателем  суда по мере необходимости. Президиум  правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. Постановления Президиума принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем высшего Арбитражного Суда РФ. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Пленум Высшего  Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности всех арбитражных судов. Пленум действует в составе Председателя этого Суда, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

Заседания Пленума, как правило, являются открытыми и ведутся гласно. На них могут присутствовать представители средств массовой информации. На закрытых заседаниях присутствуют лишь члены Пленума, руководители правоохранительных органов и специально приглашенные лица.

Высший Арбитражный  Суд РФ на основе изучения и обобщения практики применения законодательства и с учетом предложений арбитражных судов разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения по совершенствованию законодательства. Высший Арбитражный Суд РФ вправе привлекать к этой работе по согласованию с руководителями организаций их специалистов и ученых.

При Высшем Арбитражном  Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей других арбитражных судов. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Решения Совета председателей реализуются путем издания Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ приказов и распоряжений.[15]

Арбитражные суды могут осуществлять иные мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских  работ по проблемам правового  регулирования экономических отношений, организации и деятельности арбитражных судов и с внедрением в практику результатов этих работ.[3]

 

3 Состав и структура арбитражных судов федеральных округов

 

 

Вместо двухзвенной  системы арбитражных судов создана  трехзвенная система. Промежуточным  звеном между Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и арбитражными судами субъектов Российской Федерации созданы десять федеральных арбитражных судов округов в качестве кассационных инстанций.

Структурно арбитражный  суд федерального округа состоит  и действует в составе:

    • президиума;
    • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
    • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Президиум арбитражного суда округа состоит из председателя суда, его заместителей и председателей составов суда, а также тех судей суда, которые в качестве членов президиума суда округа были утверждены Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Он рассматривает вопросы судебной практики, утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда и решает вопросы организации суда.

Судебные коллегии арбитражного суда округа, возглавляемые председателями коллегий - заместителями председателя суда, проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом суда. В судебных коллегиях судов округов предусмотрена возможность создания судебных составов из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, формируемых председателем суда округа и возглавляемых председателями составов, утверждаемых президиумом суда округа.

При Высшем Арбитражном  Суде Российской Федерации действует  Совет председателей арбитражных  судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процедурного законодательства, административно-правовая, гражданско- правовая и международного частного права. Печатным органом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

Необходимо  подчеркнуть, что федеральные арбитражные  суды округов по отношению к охватываемым ими арбитражным судам субъектов Федерации вышестоящими судами являются лишь в процессуальном значении; а в организационном, кадровом и прочих значениях вышестоящим для всех арбитражных судов субъектов Федерации является исключительно Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Федеральные арбитражные  суды округов позволяют перенести  рассмотрения дела за пределы субъекта Федерации и на этой основе снять  всякие опасения в пристрастности суда. Дают возможность они в то же время, в отличии от производства в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, приблизить рассмотрение дела к местам нахождения спорящих, что экономически не безразлично с учетом территории России.[21]

 

4 Арбитражные суды в субъектах РФ

 

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации является основным звеном в системе арбитражных судов.

Федеральный конституционный  закон устанавливает, что в субъектах  Российской Федерации действуют  арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Вместе с  тем на территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

В Российской Федерации  действует 81 арбитражный суд субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах  в Российской Федерации" образование  новых арбитражных судов возможно только федеральным законом.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Арбитражным процессуальным кодексом арбитражный Суд  субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

По общему правилу  подсудность дела соответствующему арбитражному суду субъекта Российской Федерации определяется местом нахождения ответчика. Вместе с тем допускается в ряде случаев подсудность по выбору истца, а также договорная подсудность. По отдельным категориям дел предусмотрена исключительная подсудность.

Арбитражный суд  субъекта Российской Федерации рассматривает  в апелляционной инстанции дела, рассмотренные в этом же суде в  первой инстанции.

Апелляционное рассмотрение дел — новое явление для современного российского права. Нормы, относящиеся к апелляционному производству, содержатся в гл. 20 Арбитражного процессуального кодекса.[3]

Суть апелляции, как ее определяет закон, состоит  в повторном рассмотрении дела в полном объеме (как по вопросам факта, так и по вопросам права) по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации  также пересматривают по вновь открывшимся  обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу как решения первой инстанции, так и постановления апелляционной инстанции.

Также к полномочиям  арбитражного суда субъекта Российской Федерации относится:

  • обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • изучение и обобщение судебной практики;
  • подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализ судебной статистики.

Арбитражный суд субъекта РФ действует в составе:

  • президиума;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров возникающих , и иных правоотношений, из административных правоотношений.

В арбитражных  судах основного звена могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений. Вопрос о создании коллегий решается, в основном, в зависимости от количества судей, входящих в состав арбитражного суда основного звена. В каждом арбитражном суде субъекта Федерации действует президиум.[21]

Информация о работе Арбитражные суды Российской Федерации