Амнистия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Исследование вопросов применения амнистии, помилования, создаёт основы для правильного их применения в практической деятельности. Освобождение осужденного от отбытия наказания, а также смягчение назначенного наказания в порядке амнистии или помилования может применяться только в случаях и порядке, указанных в законе. Целью курсовой работы является анализ действующего уголовного законодательства в области применения амнистии и помилования. Объектом курсовой работы является амнистия и помилование как социально – правовое явление. Предметом курсовой работы являются правовые нормы уголовного права Российской Федерации.

Содержание работы

Введение.
Общая характеристика освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Понятие и сущность амнистии и порядок её применения.
Порядок и сущность помилования и порядок его применения.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

амнистия.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

К ходатайству  о помиловании по просьбе осужденного  могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

            Территориальный орган юстиции не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию.

Министерство  юстиции Российской Федерации ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца, представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

         Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования.

          Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

           Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

          Почтовые расходы, связанные с пересылкой ходатайств о помиловании (снижении срока в порядке помилования), производятся за счет самих осужденных, подавших ходатайство. За счет средств исправительного учреждения (следственного изолятора) прошения направляются в следующих случаях:

если подавший прошение осужденный является инвалидом I или II группы;

если у осужденного  на лицевом счету нет денег.

            За информацией по вопросам  помилования на нынешний год я обратился к информационным источникам сети интернет и нашёл следующие данные. Публикация на сайте Российской Газеты от 7 января 2010 года  под названием «Дмитрий Медведев помиловал 21 осуждённого ». Руководствуясь принципами гуманности, Дмитрий Медведев подписал двадцать один указ о помиловании впервые осуждённых за преступления небольшой и средней тяжести, сообщается на официальном сайте Президента России. Формы помилования различны: от сокращения срока лишения свободы до освобождения от дальнейшего отбывания наказания.

     Статья  от 22 января 2010 года под названием  «Дмитрий Медведев помиловал красноярцев, осужденных за кражу кур и картошки ». Дмитрий Медведев помиловал двух осужденных из Красноярского края, отбывающих наказание за кражу трех ведер картофеля и пяти кур, сообщает РИА Новости. Пресс-секретарь ГУФСИН края Екатерина Броцман отметила, что глава государства подписал соответствующий указ 7 января. По ее словам, один из осужденных провел в местах лишения свободы около трех с половиной месяцев. В 2006 году его приговорили за кражу трех ведер картофеля к лишению свободы условно. В 2009 году наказание заменили на реальное лишение свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Второй красноярец получил два года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении за кражу пяти кур. "Преступления этих двух осужденных относятся к категории преступлений небольшой тяжести, к тому же оба были приговорены к лишению свободы впервые. Стоит отметить, что материальный ущерб, причиненный ими в результате совершенных преступлений, был возмещен в полном объеме. Оба они уже освободились", - сказала Броцман.

       Подводя итоги рассмотрения института помилования необходимо отметить следующее:

  1. Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица и является прерогативой Президента РФ.
  2. Помилование осуществляется только в отношении осужденных и может быть осуществлено в отношении любого осужденного.
  3. Закон не оговаривает круг лиц, имеющих право обращения с ходатайством о помиловании осужденного. Ими могут быть сам осужденный, его адвокат, родственники, представители трудовых коллективов и общественности, администрация исправительных учреждений.
  4. Законом не определен и срок, по истечении которого после начала отбытия наказания можно обращаться с ходатайством о помиловании. Исходя из практики рассмотрения подобных материалов, таким сроком является не менее, чем половина отбытого наказания.
  5. Основания обращения с ходатайством могут быть самыми различными (положительное поведение осужденного, честное отношение к труду, болезнь самого осужденного или его близких родственников, выводы администрации исправительного учреждения об исправлении осужденного и т.д.).
  6. При осуществлении помилования осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания, ему может быть сокращено назначенное наказание или заменено более мягким видом наказания.
  7. Решение вопроса об отмене приговора или переквалификации действий осужденного не входит в компетенцию лица, осуществляющего помилование. Эти вопросы могут быть решены только при рассмотрении дела в порядке надзора.

     Рассмотрев институт  амнистии и помилования, далее  кратко остановлюсь на их различии.

Амнистия и  помилование представляют собой  две разновидности актов, аннулирующих юридические последствия совершенного преступления, которые принимаются  во внесудебном порядке – органами (субъектами) законодательной и исполнительной власти. Они не означают отмены или изменения уголовного закона, установившего ответственность за конкретные преступления, а также приговора суда, вынесенного по уголовному делу. В соответствии с актами амнистии и помилования лица, совершившие преступления, освобождаются от уголовной ответственности и отбытия (полностью или частично) уже назначенного судом наказания.

            Амнистия и помилование – гуманные правовые институты, которые традиционно присущи российскому уголовному законодательству. Они облегчают участь лиц, осужденных за совершение различных преступлений, и основаны на признании того, что могут встретиться такие объективные и субъективные обстоятельства, которые резко выделяют преступное деяние из общего типа, и потому оно требует чрезвычайного изменения наказания.

Амнистия и  помилование, несмотря на очевидное  сходство, различаются между собой.

Во-первых, помилование  не носит нормативного характера, а  представляет собой акт применения права в конкретном случае.

Во-вторых, помилование осуществляется в отношении определенного лица, тогда как амнистия распространяется на неопределенное количество лиц.

В-третьих, сам  акт о помиловании является юридическим  основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии.

В-четвертых, ходатайство  о помиловании всегда исходит  от самого осужденного, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации  ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, уполномоченных на их издание.

В-пятых, помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии  - это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов ( следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение шести месяцев).

 И последнее:  реализуя амнистию, соответствующие  органы лишь в некоторой степени  учитывают поведение осужденного,  например, она не применяется  к злостным режима, тогда как  помилование полностью зависит от поведения осужденного в местах лишения свободы.

 

 

Заключение

Подводя итог к  рассмотренному мною институту амнистии и помилования можно сделать  выводы, что среди актуальных проблем, возникающих в процессе борьбы с  преступностью, первостепенное значение имеет решение вопроса об эффективности уголовно-правовых мер борьбы с преступностью и мер общественного воздействия к лицам, совершившим преступления. Эффективность указанных мер является показателем правильности уголовной практики, следовательно, и основой для дальнейшего совершенствования законодательства и практики его применения.  В отличие от наказания цели применения мер общественного воздействия, в том числе амнистии и помилования законом не установлены. Эти цели должны определяться исходя из основания применения мер общественного воздействия, которое сформулировано законом.  В случае, освобождения лица от уголовной ответственности в связи с применением к нему мер общественного воздействия совершенное им деяние признается преступлением, а лицо – виновным в его совершении.  В настоящий период малозначительные и не представляющие общественной опасности преступления составляют около 1/5 всех совершенных в государстве преступлений. Свыше 1/3 всех  несовершеннолетних, изобличенных в совершении преступления, освобождаются от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного характера (т.е. дела или материалы на них передаются на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних).

Согласно результатам  выборочных исследований, проводившихся Всероссийским институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности и другими научными учреждениями страны, подавляющее большинство лиц, освобождаемых от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия или принудительных мер воспитательного характера, не совершают впоследствии новых преступлений или иных антиобщественных проступков. Такой вывод подтверждает необходимость применения амнистии и помилования.

Список использованных источников

1.     Конституция РФ 

 

2.     Уголовный кодекс  РФ 

 

3.     Уголовно-процессуальный  кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.

 

4.     Уголовно-исполнительный  кодекс РФ от 8 января 1997 г.

 

5.     Указ Президента  от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях  по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», утвержденного данным Указом положения «О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»

 

6.     Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания РФ  от 19 апреля 2006 г. «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России» // СПС «Гарант»

 

7.     Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания РФ  от 20 апреля 2005 г. N 1761-IV ГД «Об объявлении  амнистии в связи с 60-летием  Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» // СПС «Гарант»

 

8.     Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания РФ  от 6 июня 2003 г. «Об объявлении  амнистии в связи с принятием  Конституции Чеченской Республики»  // СПС «Гарант»

9.     Постановление Губернатора Саратовской области от 21 января 2002 г. № 16 «О комиссии по вопросам помилования на территории Саратовской области» (с изменениями от 11 апреля 2002 г., 25 июня, 28 августа 2003 г., 18 февраля, 14 сентября 2004 г., 16 февраля, 28 февраля, 29 июля 2005 г., 19 сентября 2006 г.) // СПС «Гарант»

 

 

 

II. Специальная литература:

1       Дуюнов В.К.  Освобождение от уголовной ответственности  и уголовного наказания. Тольятти, 2006. – 711с.

2       Егоров В.С.  Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. М., 2004.

 

3       Марогулова И.Л.  Амнистия и помилование в российском  законодательстве. М., 2005.

 

4       Вырастайкин  В. Акту об амнистии – форму  Федерального закона // Российская  юстиция. 2007. № 2.

 

5       Григорян В.А. Амнистия – теория и практика применения // Следователь. 2004. № 7.

 

6       Спицын В.И.  К вопросу о помиловании // Российская  юстиция. 2005. № 3.

 

7       Ткачевский Ю.М.  Помилование // Законодательство. 2003.  № 3, 4.

 

8       Ткаченко В.  Как принимать акты об амнистии // Законность. 2007. № 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Уголовный кодекс Российской Федерац от 13. 06. 1996 N 63-ФЗ (принят ГД РФ 24. 05. 1996) (ред. от  15.11 2009)

2 Таганцев Н.С Русское уголовное право. Лекции. Чать Общая. В 2 – х т. Т. 2. М., 1994. С. 385.

3 Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Т 2. М., 1994. С.358.

4 Беккариа Ч.О преступлениях и наказаниях. М., 1995. С.243-244.

5 Там же

6 Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Т.2.М.,1994. С363.

7 Сабинин С.Н. Амнистия и помилование в уголовном законодательстве России//Государство и право. 1995.N11. С 81.

8 Амнистия: благо или зло?//Юрид. Вестник. 1992. N5. С. 12-13.

9 Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 1996. С. 478 – 479.

10 Марогулова. И. Амнистия и помилование актуальные проблемы//Уголовное право. 1997.N 4. С.55 – 58.

11 Лист Э. Учебник уголовного права. Общая часть. М., 1903. С.323

12 Базунов В. Помилование – прерогатива Президента России//Ведомости уголовно – исполнительной системы. 2001. N3. С.44.

13 Квашис В.Е. Гуманизм советского уголовного права. М., 1965. С 64.

Информация о работе Амнистия в Российской Федерации