Амнистия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Исследование вопросов применения амнистии, помилования, создаёт основы для правильного их применения в практической деятельности. Освобождение осужденного от отбытия наказания, а также смягчение назначенного наказания в порядке амнистии или помилования может применяться только в случаях и порядке, указанных в законе. Целью курсовой работы является анализ действующего уголовного законодательства в области применения амнистии и помилования. Объектом курсовой работы является амнистия и помилование как социально – правовое явление. Предметом курсовой работы являются правовые нормы уголовного права Российской Федерации.

Содержание работы

Введение.
Общая характеристика освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Понятие и сущность амнистии и порядок её применения.
Порядок и сущность помилования и порядок его применения.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

амнистия.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

 

 

      1.2 Порядок и сущность помилования и порядок его применения.

       Помилование - это акт милосердия, применяемый только по отношению к уже осужденным за преступления лицам. На лиц, привлекаемых или привлеченных к уголовной ответственности, акт помилования не распространяется. Таким образом, подозреваемые, обвиняемые и подсудимые, содержащиеся в следственных изоляторах, помилованы быть не могут. Но осужденные и отбывающим наказание, оставленные в СИЗО для обеспечения хозяйственных работ, могут быть помилованы. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. С помощью акта помилования лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности. Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения приговора. Таким образом, помилование трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от отбытия дальнейшего наказания.

Юристы по-разному определяют правовую природу помилования. Э. Лист считал помилование уголовно – правовой категорией.11 Этот вывод до сих пор поддерживают многие правоведы12. Распространённым является мнение о комплексом характере юридической природы помилования. Так, В.Е Квашис полагает, что оно относится к уголовному и государственному праву.13 По мнению С.И. Никулина, помилование регламентируется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом14.

     Отнесение  помилования к уголовному праву  необоснованно. Статья 85 УК РФ  фактически не входит в систему ни Общей, ни Особенной частей Кодекса. Применение помилования не сопряжено со ссылками на ст.85 УК РФ. (Отметим, кстати, что в предшествующих ныне действующему УК РФ Уголовных кодексах РСФСР (а также иных республик бывшего СССР) норм о помиловании не было, однако этот институт существовал и успешно функционировал.) Помилование осуществляется также вне рамок УПК РФ (УПК РСФСР).

     Реализуется  помилование во внесудебном порядке.  В части 2 ст. 175 УИК РФ подчёркнуто,  что « помилование осуществляется в порядке, определённом законодательством Российской Федерации». Следовательно, о регламентации каких – либо аспектов применения помилования не может быть и речи.

    Конституцией  РФ (п. «о» ст.71) определено, что  в ведении Российской Федерации  находится уголовное, уголовно – исполнительное и уголовно процессуальное законодательство. Если бы помилование входило в уголовное, уголовно – исполнительное или уголовно – процессуальное законодательство, то в специальном отдельном упоминании о нём в Конституции не было бы необходимости. Однако в анализируемой норме особо указано, что в ведении Российской Федерации находится применение амнистий и помилования, что убедительно свидетельствует об их автономности. 

      В.К. Дуюнов исходит из того, что проблема помилования носит межотраслевой характер, имеет как конституционно-правовой, так и уголовно-правовой аспекты15. Оригинальную позицию по рассматриваемому вопросу занял бывший председатель общественной комиссии по помилованию при Президенте РФ А. Приставкин. Он полагает, что помилование – «акт не юридический. Помилование – это категория милосердия»16. Странное утверждение. Выходит, что помилование осуществляется вне правового поля.

      Верным представляется вывод  Н.Д. Сергиевского и Н.Д. Дурманова,  которые отнесли помилование к государственному праву17. Н.Д. Дурманов впервые отметил, что помилование не имеет нормативного характера18, а является актом применения права в конкретном случае.

       Акт помилования обладает индивидуальным  характером, так как в отличие  от амнистии применяется к конкретному лицу или конкретным лицам. Он служит юридическим основанием для освобождения осужденного от отбывания наказания, замены наказания другим, более мягким.

      В юридической литературе встречается  мнение о том, что помилование конкурирует с установленными в УК РФ видами освобождения от наказания (условным осуждением, условно – досрочным освобождением от наказания и т.д.)19. Это суждение спорно. Конкуренция возможна, как представляется, между различными нормами одной и той же системы, предусмотренной УК РФ. Различная юридическая природа помилования и норм УК РФ; отличающиеся условия, положенные в основу применения освобождения от наказания в соответствии с УК РФ и указами президента о помиловании; неодинаковая процедура реализации помилования и иных видов освобождения от наказания – всё это исключает возможность конкуренции между помилованием и освобождением от наказания по УК РФ. Необходимо понимать, что помилование нельзя понимать как ревизию, пересмотр приговора. Поэтому встречавшиеся ранее в представлявшихся Президенту РФ просьбах о помиловании ссылки на «чрезмерно строгое наказание осужденного» неправомерны.

    С.И  Никулин полагает, что помилование  аннулирует юридические последствия  совершённого преступления20, но этот вывод ошибочен.

Помилование в  лучшем случае может освободить осужденного  от не отбытой части срока наказания и снять при этом судимость. Но осуществление этого акта возможно лишь после отбытия осужденным какой то части наказания как юридического последствия совершённого преступления, и аннулировать его помилованием, т.е признать не существовавшим, невозможно. Тем более невозможно отменить юридические последствия осуждения, например, при замене вследствие помилования не отбытой части срока другим, более мягким наказанием или при сокращении срока отбываемого осужденным наказания.

     Некоторые  учёные полагают, что помилование  лежит вне сферы достижения  целей наказания. Это неверно.  Не в полной мере, но частично  достижение этих целей учитывается  при применении помилования. Во - первых, оно возможно, как отмечалось, по отбытии осужденным какой то части срока наказания, в течение которого преследовалось достижение целей восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, частной и общей превенции. А наказание обладает карательным содержанием. Во - вторых, помилование не применяется к злостным нарушителям порядка и условий исполнения наказания. В - третьих, оно не может быть обращено на тех осужденных, в отношении которых есть основания полагать, что вследствие своего негативного отношения к уголовно – правовым запретам они не оправдают доверия.

  Правом помилования  обладают, как правило, главы государств: монархи, президенты, премьеры. Встречаются  и другие варианты. Так, в Японии, согласно конституции страны, вопрос о помиловании решает кабинет министров с последующим утверждением императором. В Португалии ходатайства о помиловании, пред тем, как попасть к президенту страны, рассматриваются специальной комиссией, в которую входят представители министерства юстиции, прокуратуры и суда. Министр юстиции лично в конце года предоставляет президенту ходатайства о помиловании тех осужденных, которые, по мнению комиссии, того заслуживают. Процедура помилования осужденных в Португалии, предусматривающая осуществление данного акта всего один раз в год, очевидно, исключает оперативное, определяемое исключительными обстоятельствами применение помилования к осужденным.

   Ходатайства  о помиловании во Франции осужденные  направляют президенту или министру  юстиции. Эти ходатайства поступают в Бюро по помилованию и исполнению наказаний, откуда их направляют прокурорам судебных округов, которые, исходя из результатов специальных расследований, определяют, целесообразно ли применение помилования к осужденному. Затем это ходатайство и прилагаемые к нему материалы направляются в министерство юстиции, где в случае положительного решения готовится проект декрета о помиловании. Он направляется в Генеральный секретариат администрации президента. Декрет о помиловании осужденного подписывается президентом, премьер – министром и министром юстиции. Процедура, действующая во Франции, сложна, но, как правило, она обеспечивает объективность, обоснованность реализации помилования осужденных.

        Помилование – прерогатива Президента Российской Федерации, который может применить любой вид освобождения на любой стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу.

В соответствии с уголовным  законом – право помилования  принадлежит только Президенту РФ (ст. 89 Конституции РФ). Помилование Президентом осуществляется на основании заключения Комиссии по вопросам помилования субъекта Федерации, утвержденного высшим должностным лицом субъекта Федерации после тщательного изучения ею прошения о помиловании и других документов, приложенных к прошению.

 

          Помилование может быть применено к лицу, совершившему преступление любой степени тяжести. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена либо на пожизненное лишение свободы, либо на лишение свободы сроком на 20 лет. Деятельность комиссий по вопросам помилования и порядок рассмотрения ходатайств о помиловании регламентируется Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ N 1500 от 28 декабря 2001 г.

В соответствии с Указом от 28 декабря 2001 года за №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта РФ. В состав комиссии входит не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане РФ, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствует не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим. Указом предусмотрено обновление состава комиссии на одну треть один раз в два года. Не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ будут формироваться из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

      Помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. В Российской Федерации помилование применяется:

в отношении  лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным  уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;

в отношении  лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

в отношении  лиц, отбывших назначенное судами наказание  и имеющих неснятую судимость.

         Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного  осуждения;

злостно нарушающих установленный порядок отбывания  наказания;

ранее освобождавшихся  от отбывания наказания условно-досрочно;

ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

ранее освобождавшихся  от отбывания наказания актом  помилования;

которым ранее  производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Осужденный  должен обратиться с ходатайством о  помиловании к Президенту Российской Федерации только в письменной форме.

Ходатайство о  помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих  наказание, в специальном журнале  учета ходатайств о помиловании  в день его подачи.

Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

К ходатайству  о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих  судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

извещение о  вступлении приговора суда в законную силу;

справка о состоянии  здоровья осужденного;

сведения о  возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

анкета с  указанием биографических данных осужденного  и сведений о его семейном положении;

сведения о  результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о  применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

представление администрации учреждения с характеристикой  осужденного, содержащей сведения о  его поведении, отношении к учебе  и труду во время отбывания  наказания, отношении к совершенному деянию.

           Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.

Информация о работе Амнистия в Российской Федерации