Акты прокурорского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

Внесение соответствующих актов прокурорского надзора- это не только право, сколько обязанность прокурора. Выявив нарушение закона, кем бы не было совершено, прокурор обязан реагировать на это в установленном порядке.
Институт прокурорского реагирования- это не только действенное средство устранение нарушений законов и привлечения к ответственности виновных в этом лиц, но и, что особенно важно, эффективный инструмент предупреждения нарушений законов. Принятие прокурором оперативных мер к устранению выявленных нарушений законов и установленных обстоятельств, им способствующих, а также к привлечению к соответствующему виду ответственности виновных лиц способствует предупреждению правонарушений, формированию у исполнителей законов здорового правосознания, основанного на уважительном отношении к закону.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................3
1.АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ...............................6
2.ПРОТЕСТ.............................................................................................8
3.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ...........................................................................12
4.ПОСТАНОВЛЕНИЕ..........................................................................16
5.ПРЕДПИСАНИЕ................................................................................19
6.ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ........................................20
7.ОБЩИЙ НАДЗОР..............................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................................34

Файлы: 1 файл

ОКОНЧАТЕЛЬНЫ ВАРИАНТ.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Представление прокурора, как требует статья 36 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий им способствовавших и их порождающих. О результатах рассмотрения представления Закон требует сообщить прокурору в письменной форме.

В представлении  могут содержаться требования прокурора  о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной, административной или материальной ответственности. Для этого не требуется вынесения специальных постановлений.

При подготовке постановления обычно используются не только конкретные поводы для его  принесения, но и выводы о состоянии законности и правопорядка на предприятии, в учреждении или организации, куда будет направлено представление.

В основу представления  обычно кладутся материалы проверок исполнения законов, обобщений практики надзора за исполнением конкретных законов, изучение структуры, динамики и причин нарушений законов, также сведения о нарушении законности и причинах, их порождающих, полученные от других государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.

Целесообразно, чтобы прокурор в своем представлении  сообщал не только о допущенных нарушениях закона, причинах и условиях, их порождающих, но и о мерах, принятие которых, по его мнению, будет способствовать устранению этих нарушений и созданию условий, исключающих такие нарушения в будущем. Однако при этом прокурор не должен, просто не может ограничиваться общими фразами, вроде «принять необходимые меры» и т.п., он должен указать на конкретные нарушения закона и на конкретные условия, способствовавшие этим нарушениям.

Представление направляется, как правило, тем государственным  органам и должностным лицам, от которых зависит своевременное принятие наиболее действенных, эффективных мер к устранению нарушений законов, причин нарушений и способствовавших им условий.

В вышестоящий  орган прокурор направляет представление  в случаях необходимости непосредственного вмешательства этих органов, например, когда за нарушения закона несет ответственность лично руководитель нижестоящей организации, а не какой-либо чиновник из аппарата, или когда обнаруженные нарушения закона указывают на их распространенность и на других предприятиях, в иных структурах данной системы, а также, когда представление прокурора было отклонено либо по нему было принято неправильное решение.

По своей  форме представление прокурора  должно соответствовать так же, как и протест, определенным требованиям, стандарту. В нем должны содержаться:

  1. Материалы, послужившие основанием для внесения представления.
  2. Наименование нарушенного закона и последствия, наступившие в результате его нарушения.
  3. Изложение причин и условий, способствовавших допущенному нарушению.
  4. Предлагаемые меры по предупреждению повторения нарушений закона и устранению причин и условий, обусловивших их.
  5. Указание на конкретных должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях закона.
  6. Предложения прокурора о привлечении этих лиц к ответственности.
  7. Требование о безотлагательном рассмотрении представления и принятии не позднее чем в месячный срок необходимых мер по поставленным вопросам и сообщение об этом прокурору.
  8. Должностное положение и классный чин прокурора, дата внесения представления.
  9. Подпись автора представления.

От представления  как правового акта прокурорского  надзора, предусмотренного законом, следует  отличать информацию, которую каждый прокурор время от времени представляет представительным и исполнительным органам власти и управления. Эта форма не предусмотрена законом. Поэтому, когда, по какому поводу и о чем дать ту или иную информацию, прокурор решает сам.

Но отказываться от нее не следует. Ибо по информации прокурора соответствующие органы власти и управления, общественные организации могут также принять меры , имеющие целью и помогающие улучшению организационной, воспитательной, культурно-просветительной и иной работы в коллективе, в организации, учреждении, что, в конечном счете, также способствует укреплению режима законности, поддержанию должного правопорядка и повышению правовой культуры граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ прокурора по фактам выявленных нарушений законов в виде общенадзорных проверок - это акт прокурорского надзора, выносимый прокурором в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином, о возбуждении уголовного дела, возбуждении дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении.

Мотивированное  постановление выносится прокурором и в иных случаях, предусмотренных законом. Например, при освобождении лица, незаконно арестованного, содержащегося под стражей, о назначении ревизии, выделении специалистов и пр.

Когда в порядке  общего надзора обнаруживаются достаточные  данные, указывающие на признаки преступления в действиях (бездействии) должностных лиц или граждан, прокурор в установленном законом порядке возбуждает уголовное дело, вынося при этом соответствующее постановление и, поручая следственным органам произвести необходимое расследование, если оно требуется.

Уголовное дело может считаться возбужденным по материалам общего надзора, если прокурор сам выявил признаки преступления.

При наличии данных о совершении теми или иными лицами правонарушений, за которые установлена дисциплинарная или административная ответственности, прокурор также выносит соответствующие постановления. Этот правовой акт прокурора но своей форме должен отвечать определенным требованиям .

Если речь идет, например, о возбуждении уголовного дела, прокурор руководствуется новым УПК (Раздел VII. Возбуждение уголовного дела. Глава 20. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела — ст. 166 — 174; Глава 21. Порядок возбуждения уголовного дела — ст. 175 — 179). В этом случае в постановлении должно быть указано время, место вынесения постановления, кем оно составлено, повод и основания к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которого оно возбуждено, а также дальнейшее направление уголовного дела.

В случаях возбуждения  дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении в постановлении должны найти отражение следующие элементы: наименование органа или должностного лица, которому оно адресуется; наименование постановления, указание места и даты его составления, описание обстоятельств допущенного нарушения закона; обоснование вины лица, на которое, по мнению прокурора, должно быть наложено взыскание; точное указание нарушенного закона; краткое изложение объяснений лица, совершившего правонарушение, и его оценка; предложение прокурора о наложении взыскания (без указания меры взыскания); предложение прокурора рассмотреть постановление в установленный законом срок и сообщить о результатах рассмотрения; должностное положение и классный чин прокурора, его подпись.

Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного  или административного производства подлежит рассмотрению органом или  должностным лицом, которым оно  направлено, не позднее чем в десятидневный  срок после его поступления. Иные постановления прокурора, как гласит Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» (ч. 4, ст. 37), подлежат рассмотрению и исполнению в установленный самим прокурором срок. О результатах рассмотрения любого из названных постановлений сообщается прокурору.

В случае необоснованного отклонения постановления - его переносят на рассмотрение вышестоящего органа, в надлежащих случаях - через вышестоящего прокурора.

Постановление прокурора применяется также  при даче санкции на административное выселение и при отказе в даче таковой. Постановление как акт общего надзора возможно и даже целесообразно использовать и в тех случаях, когда полномочие прокурора состоит в требовании, обращенном к другим органам и должностным лицам, о совершений определенных действий.

Надо  отметить, что эти полномочия могут  реализовываться прокурорами и путем устных обращений к соответствующим должностным лицам, даже по телефону, ибо по своей юридической природе это по сути одно и то же.

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ.

Статья 41 - «ПРЕДПИСАНИЕ» гласит так: «… письменное предписание об устранении нарушения закона направляется органу или должностному лицу, допустившим нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нарушение.

Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина. В предписании должны содержаться указание на норму закона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по восстановлению законности. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору.

При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Сущность этого акта, его значение и требования, предъявляемые к нему, определены в статье 42 закона. «В целях предупреждения правонарушений, - говорится в ней, - при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях прокурор письменно объявляет должностному лицу или гражданину официальное предупреждение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в официальном  предупреждении, лицо, которому оно  было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном  законом порядке.

При несогласии с официальным предупреждением лицо, которому оно объявлено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩИЙ НАДЗОР.

Как отмечалось выше, осуществление общего надзора  в деятельности органов прокуратуры не только занимает важное место, но и является одним из самых сложных, многоплановых и ответственных видов их деятельности. А это предполагает правильную организацию его. Между тем он, как и ранее, в ряде мест остается ослабленным и малоэффективным. В новой ситуации, переживаемой нашим обществом, далеко не все прокуроры оказались способными противостоять правовому нигилизму и падению законопослушания, а также местным влияниям, идущим нередко вразрез с интересами государства и общества.

В этих условиях вопреки требованиям закона о  прокуратуре общий надзор не стал пока действенной и надежной гарантией (каким он должен быть) строгого исполнения законов всеми и вся, исключения разного рода негативных явлений в сфере экономики и социальной жизни, подрывающих единство законности в государстве.

Ослаблению  общего надзора способствовало также  и то, что за последние годы на органы прокуратуры возлагалось нередко исполнение несвойственных им функций. В связи с этим в сфере общего надзора укоренилась некая бессистемность и разбросанность, а подчас даже подмена хозяйственных руководителей, контролирующих органов и юридических служб. Распыление сил и средств на мелкие, второстепенные вопросы, бумаготворчество вместо живого дела, отсутствие инициативы и принципиальности в решении злободневных и действительно важных проблем не позволили, как этого требует жизнь, поднять общий надзор на качественно новый уровень, каким он должен быть.

Все это вызывает необходимость коренной перестройки всей организации работы прокуроров по общему надзору, совершенствованию стиля и методов руководства подчиненными прокурорами.

Закон «О прокуратуре Республики Беларусь», принятый в 1993 г., предписывает прокурорам не подменять в своей деятельности органы государственного и хозяйственного управления и контроля, не вмешиваться в оперативно-хозяйственную и распорядительную деятельность поднадзорных предприятий, учреждений и организаций, а выполнять только свою конституционную функцию - надзор за точным и единообразным исполнением законов. Говоря о принципах организации общенадзорной деятельности и требованиях, предъявляемых к ней, необходимо прежде всего отметить, что четкое определение предмета и пределов прокурорского надзора, сформулированное ныне в законе, собственно и является одним из основополагающих принципов ее организации. А это значит, что в стиле и самой организации этой работы прокуроров не должно быть никакой расплывчатости и стремления объять необъятное. Здесь всякий раз надо выбрать главное, основное с учетом конкретной ситуации в данном регионе.

Информация о работе Акты прокурорского надзора