Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 11:23, курсовая работа
В современном правовом государстве адвокатура является неотъемлемой частью гражданского общества. Хотя адвокатура и не наделена властно-распорядительными полномочиями и как структура является негосударственной, её все же следует относить к правоохранительным органам, прежде всего из-за служению праву как гуманистическому явлению. Статус адвокатов и принципы организации адвокатской деятельности дают нам возможность определить степень возможного влияния адвоката на процессы в обществе и государстве.
7 марта 1918 г. был издан Декрет
о суде № 2, предписывавший создание
при местных Советах единой
организованной коллегии
В августе-октябре 1918 г. были изданы положения о структуре и правилах деятельности коллегий в регионах.
30 ноября 1918 г. было принято Положение
«О народном суде», отменившее
существовавшие законы о судах
и адвокатуре. Фактически, члены
новых коллегий стали
Количество адвокатов стремительно сокращалось. Эффективность защиты обвиняемых по уголовным делам неуклонно снижалась. Приговоры часто приводились в исполнение вообще без суда и, тем более, участия адвоката. В конце концов, полная процессуальная форма с участием сторон стала соблюдаться лишь в исключительных случаях.
11 мая 1920 г. было издано постановление,
согласно которому все лица
с высшим юридическим
Летом 1920 г. коллегии защитников были распущены. Произошло полное уничтожение даже этого подобия адвокатской корпорации.
В марте 1921 г. в связи с провозглашением новой экономической политики потребность в качественной юридической помощи резко возросла. В результате распространилась подпольная адвокатская практика.
Летом 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников, которое возродило институт защитника в суде.
С 1931 г. право стало пониматься как средство «охраны и защиты созданных общественно-политических тоталитарных институтов».6 Новый статус приобрел адвокат: в суде ему отводилась роль статиста. Он был обязан во всем соглашаться с обвинителем, публично признавать вину клиента, мог только приводить доводы, смягчающие эту вину.
В августе 1939 г. было принято Положение об адвокатуре в СССР, явившееся моделью для всех последующих законов об адвокатуре.
Адвокатам было запрещено совмещать адвокатскую практику с работой в госучреждениях.
Надзор за деятельностью адвокатуры теперь осуществлялся Народным комиссариатом юстиции СССР, республиканскими Наркоматами юстиции и региональными управлениями Наркомюста.
В 1950-х годах позиция законодателя по отношению к дискриминирующим адвокатуру законам стала меняться. Стал проявляться более либеральный подход государства, что явилось следствием общего изменения политической ситуации в стране.
В 1960-х годах Положение об адвокатуре СССР было заменено законами республик. В частности, в РСФСР такой закон был принят 25 июля 1969 г.. Согласно принятой в 1977 г. Конституции СССР, адвокатура наконец приобрела статус публичного института. 30 ноября 1979 г. был принят Закон об адвокатуре в СССР, в 1980 г. – Положение об адвокатуре в РСФСР, действовавшее вплоть до 2002 г..
Адвокатура стала пониматься как добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.
Задачи адвокатуры были определены следующим образом: участие в осуществлении правосудия, выполнение поручений граждан и организаций на ведение судебных и административных дел, оказание бесплатной юридической помощи, консультационная работа.
Для приобретения статуса адвоката требовалось высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет.
Коллегия адвокатов, образованная по
административно-
Органами самоуправления коллегий были общее собрание или конференция (высший орган), президиум (исполнительный) и ревизионная комиссия (контрольно-ревизионный).
Все вопросы на общем собрании решались большинством голосов. В компетенцию этого органа входило: 1)избрание президиума и ревизионной комиссии; 2) досрочный отзыв членов президиума и ревизионной комиссии; 3) установление численного состава, штата, бюджета коллегии; 4) заслушивание и утверждение отчета о деятельности президиума и ревизионной комиссии; 4) утверждение правил внутреннего трудового распорядка коллегии; 5) рассмотрение жалоб на постановления президиума; 6) рассмотрение других вопросов о деятельности коллегии.
Полномочия президиума коллегии определялись следующим образом: 1) созыв общих собраний (конференций); 2) организация и руководство над деятельностью юридических консультаций; 3) принятие в члены коллегии и в состав стажеров, а также отчисление и исключение из них; 4) организация стажировок, распределение адвокатов по юридическим консультациям; 5) утверждение штата и сметы юридических консультаций; проведение мероприятий по повышению квалификации членов коллегии; 6) контроль над качеством работы адвокатов; 7) контроль над соблюдением правил внутреннего трудового распорядка коллегии; 8) контроль над соблюдением установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, а также за порядком оплаты юридической помощи; 9) принятие решений об оказании бесплатной юридической помощи; 10) распоряжение средствами коллегии; 11) представительство коллегии в государственных и общественных организациях; 12) ведение статистической и финансовой отчетности.
Ревизионная комиссия проводила ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов и юридических консультаций.
Существовала также квалификационная комиссия.
В городах и других населенных пунктах создавались юридические консультации. Юридическая консультация была структурным подразделением коллегии адвокатов и не являлась юридическим лицом.
Адвокатура получила определенную автономию и перестала быть придатком государственного аппарата. Концептуально организационный статус коллегий, характер их взаимоотношений с государством, порядок оказания юридической помощи не изменялся до 2002 г.7
К началу 1990-х годов законодательство об адвокатуре безнадежно устарело. С 1992 по 2002 гг. шла работа по разработке нового законодательства. 31 мая 2002 г. был принят действующий и ныне Федеральный закон 3 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее Закон об адвокатуре).
Таким образом, адвокатура в нашей стране прошла долгий путь становления и развития, от зарождения в виде стряпничества до сформировавшегося неотъемлемого института гражданского общества демократического государства.
2.1. Роль и место адвоката в современной России.
Адвокатура — это важнейший правовой институт любого государства, стоящий на защите основополагающих прав граждан и их объединений. От того, насколько она сильна, организованна, законодательно защищена, в значительной степени зависит уверенность каждого гражданина в своем благополучии, в успехе предпринимательства. В России же при наличии традиционного правового нигилизма отношение к адвокатуре и адвокату было и подчас остается в определенной степени негативным, особенно со стороны правоохранительных органов. Адвокат часто воспринимается как лицо, защищающее преступника или неправое дело. Между тем главное предназначение адвокатуры состоит в оказании юридической помощи всему обществу и его членам и защите прав и свобод. Адвокат защищает закон от произвола, а поэтому деятельность адвоката отвечает как интересам конкретного гражданина или организации, так и публично-правовым интересам государства и общества в целом. В последнее время это многие осознали, и отношение к адвокатуре в обществе хотя и медленно, но меняется. Это заставляет власть очень осторожно относиться к вопросам законодательного реформирования адвокатуры. И принятие нового Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» дает новый импульс развитию адвокатуры в стране. Адвокатура представляет собой достаточно сложную социальную систему как по характеру выполняемых задач, так и по формам и видам образующих структур, по взаимоотношениям с правоохранительными органами и клиентами, по широкому полю деятельности, особенностям правового и этического регулирования, и поэтому много споров и разногласий вызывает частная юридическая практика, ее методы и формы оплаты. Роль и влияние адвокатуры в цивилизованном мире нельзя недооценивать. Исторический опыт показывает, какой силой и каким влиянием обладали адвокаты в разных странах в разные эпохи.8
2.2 Адвокатская деятельность: понятие, задачи, значение.
Адвокат (от лат. advico – «приглашаю») – одна из древнейших профессий, связанная с оказанием правовой помощи физическим лицам и организациям, в том числе с защитой их интересов в суде.
Впервые адвокаты появились в Древнем Риме. В период Империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) сформировалась корпорация профессиональных защитников в суде. Для приобретения статуса адвоката требовалось быть занесенным в матрикулы (официальный список лиц с определенным уровнем доходов) и сдать экзамены по праву. Устройство адвокатуры Рима периода Империи стало основой всех будущих видоизменений адвокатуры, вплоть до современных.
Правовая природа любой адвокатуры вообще отражается в ее официальном статусе: это независимая, негосударственная, некоммерческая, добровольная организация квалифицированных юристов, созданная для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Действительно, адвокатура никогда не была закрытой для народа корпорацией. Она создана для людей и действует только в их интересах.
Адвокаты всегда причисляли себя к структурам гражданского общества, имея при этом в виду, что служение гражданскому обществу и праву как гуманистическому явлению есть основная задача адвокатуры.
Право на юридическую помощь и, в частности, на помощь адвоката для защиты закреплено в большинстве Конституций стран мира.
Статья 48 Конституции РФ гласит: «1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». Однако формальное провозглашение прав не имеет практической ценности без эффективного механизма обеспечения этих прав. Важная роль в их реализации принадлежит адвокатуре. Иными словами, адвокатура есть институт, призванный защищать права и интересы физических и юридических лиц.
Анализируя первую главу настоящей работы, мы понимаем, что суть адвокатуры и адвокатской деятельности в России долгое время по политическим причинам замалчивались. В настоящее время, в связи с тенденцией к построению в России правового государства, понятие адвокатуры, ее социальный статус существенно изменились.
Понятие адвокатской деятельности дается в статье 1 главы 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее Закон об адвокатуре).
Настоящий Закон выделяет следующие признаки адвокатской деятельности: 1) оказание квалифицированной юридической помощи доверителям (физическим и юридическим лицам); 2) осуществление деятельности на профессиональной основе; 3) осуществление деятельности только лицами, имеющими статус адвоката, полученный в порядке, установленном Законом; 4)осуществление деятельности в целях защиты прав, свобод и интересов доверителей, а также обеспечения доступа к правосудию. Для того, чтобы считать деятельность адвокатской, необходимо наличие всех вышеназванных признаков. Так, не является адвокатской деятельность по регистрации предприятий в регистрационных органах, выполнение каких-либо поручений доверителя неюридического характера, поскольку отсутствует первый признак. Частная детективная работа, охрана доверителя, даже если она осуществляется адвокатом, адвокатской деятельностью не является, так как она не связана с защитой их прав, свобод и интересов. Это означает, что адвокат не вправе оказывать такие услуги на платной основе (п. 1 ст. 2 Закона об Адвокатуре).
Адвокатская деятельность не является предпринимательской, то есть ее целью не может являться получение прибыли. Доходы адвоката – это вознаграждение, получаемое от клиентов, а не результат коммерческой деятельности. Поэтому на адвоката не распространяются нормы законодательства, касающиеся предпринимательской деятельности граждан.
Закон об адвокатуре утверждает следующие демократические правовые принципы, на основе которых организуется современная российская адвокатура и адвокатская деятельность: гуманизм, законность, добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней, самоуправление и независимость адвокатуры от государственного и иного вмешательства в ее дела, тайна сведений, доверенных адвокату клиентами, и др.. Этими принципами и определяется отличие адвокатуры от государственных правоохранительных органов и правозащитных общественных организаций.
Судопроизводство в современной России строится на основе принципа состязательности и равноправия сторон, закрепленного в ст. 123, п. 3 Конституции РФ и конкретизированного в ст. 15 УПК РФ. Реализация этого принципа возможна только при наличии в стране адвокатуры, имеющей соответствующий правовой статус.
Таким образом, адвокатура – это негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов. То есть, это институт, защищающий частный, а не государственный интерес.