Адвокат и его статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

В современном правовом государстве адвокатура является неотъемлемой частью гражданского общества. Хотя адвокатура и не наделена властно-распорядительными полномочиями и как структура является негосударственной, её все же следует относить к правоохранительным органам, прежде всего из-за служению праву как гуманистическому явлению. Статус адвокатов и принципы организации адвокатской деятельности дают нам возможность определить степень возможного влияния адвоката на процессы в обществе и государстве.

Файлы: 1 файл

Адвокат и его статус.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

7 марта 1918 г. был издан Декрет  о суде № 2, предписывавший создание  при местных Советах единой  организованной коллегии защитников.

В августе-октябре 1918 г. были изданы положения о структуре и правилах деятельности коллегий в регионах.

30 ноября 1918 г. было принято Положение  «О народном суде», отменившее  существовавшие законы о судах  и адвокатуре. Фактически, члены  новых коллегий стали государственными  служащими на окладе. Закон запрещал клиенту обращаться к адвокату за помощью лично. Адвоката назначали по просьбе клиента суд или руководство коллегии. Кроме того, представлять доверителя разрешалось только если руководство коллегии признавало защиту по иску необходимой. Были установлены пределы численности членов коллегий.

Количество адвокатов стремительно сокращалось. Эффективность защиты обвиняемых по уголовным делам неуклонно снижалась. Приговоры часто приводились в исполнение вообще без суда и, тем более, участия адвоката. В конце концов, полная процессуальная форма с участием сторон стала соблюдаться лишь в исключительных случаях.

11 мая 1920 г. было издано постановление, согласно которому все лица  с высшим юридическим образованием  должны были в трехдневный  срок зарегистрироваться в подотделах учета и распределения рабочей силы по месту жительства. Деятельность адвокатов перешла в форму трудовой повинности.

Летом 1920 г. коллегии защитников были распущены. Произошло полное уничтожение даже этого подобия адвокатской корпорации.

В марте 1921 г. в связи с провозглашением новой экономической политики потребность в качественной юридической помощи резко возросла. В результате распространилась подпольная адвокатская практика.

Летом 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников, которое возродило институт защитника в суде.

С 1931 г. право стало пониматься как средство «охраны и защиты созданных общественно-политических тоталитарных институтов».6 Новый статус приобрел адвокат: в суде ему отводилась роль статиста. Он был обязан во всем соглашаться с обвинителем, публично признавать вину клиента, мог только приводить доводы, смягчающие эту вину.

В августе 1939 г. было принято Положение об адвокатуре в СССР, явившееся моделью для всех последующих законов об адвокатуре.

Адвокатам было запрещено совмещать адвокатскую практику с работой в госучреждениях.

Надзор за деятельностью адвокатуры теперь осуществлялся Народным комиссариатом юстиции СССР, республиканскими Наркоматами юстиции и региональными управлениями Наркомюста.

В 1950-х годах позиция законодателя по отношению к дискриминирующим адвокатуру законам стала меняться. Стал проявляться более либеральный подход государства, что явилось следствием общего изменения политической ситуации в стране.

В 1960-х годах Положение об адвокатуре СССР было заменено законами республик. В частности, в РСФСР такой закон был принят 25 июля 1969 г.. Согласно принятой в 1977 г. Конституции СССР, адвокатура наконец приобрела статус публичного института. 30 ноября 1979 г. был принят Закон об адвокатуре в СССР, в 1980 г. – Положение об адвокатуре в РСФСР, действовавшее вплоть до 2002 г..

Адвокатура стала пониматься как добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

Задачи адвокатуры были определены следующим образом: участие в осуществлении правосудия, выполнение поручений граждан и организаций на ведение судебных и административных дел, оказание бесплатной юридической помощи, консультационная работа.

Для приобретения статуса адвоката требовалось высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет.

Коллегия адвокатов, образованная по административно-территориальному принципу, по Положению 1980 г. являлась единственной формой их профессиональных объединений.

Органами самоуправления коллегий были общее собрание или конференция (высший орган), президиум (исполнительный) и ревизионная комиссия (контрольно-ревизионный).

Все вопросы на общем собрании решались большинством голосов. В компетенцию этого органа входило: 1)избрание президиума и ревизионной комиссии; 2) досрочный отзыв членов президиума и ревизионной комиссии; 3) установление численного состава, штата, бюджета коллегии; 4) заслушивание и утверждение отчета о деятельности президиума и ревизионной комиссии; 4) утверждение правил внутреннего трудового распорядка коллегии; 5) рассмотрение жалоб на постановления президиума; 6) рассмотрение других вопросов о деятельности коллегии.

Полномочия президиума коллегии определялись следующим образом: 1) созыв общих собраний (конференций); 2) организация и руководство над деятельностью юридических консультаций; 3) принятие в члены коллегии и в состав стажеров, а также отчисление и исключение из них; 4) организация стажировок, распределение адвокатов по юридическим консультациям; 5) утверждение штата и сметы юридических консультаций; проведение мероприятий по повышению квалификации членов коллегии; 6) контроль над качеством работы адвокатов; 7) контроль над соблюдением правил внутреннего трудового распорядка коллегии; 8) контроль над соблюдением установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, а также за порядком оплаты юридической помощи; 9) принятие решений об оказании бесплатной юридической помощи; 10) распоряжение средствами коллегии; 11) представительство коллегии в государственных и общественных организациях; 12) ведение статистической и финансовой отчетности.

Ревизионная комиссия проводила ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов и юридических консультаций.

Существовала также квалификационная комиссия.

В городах и других населенных пунктах создавались юридические консультации. Юридическая консультация была структурным подразделением коллегии адвокатов и не являлась юридическим лицом.

Адвокатура получила определенную автономию и перестала быть придатком государственного аппарата. Концептуально организационный статус коллегий, характер их взаимоотношений с государством, порядок оказания юридической помощи не изменялся до 2002 г.7

К началу 1990-х годов законодательство об адвокатуре безнадежно устарело. С 1992 по 2002 гг. шла работа по разработке нового законодательства. 31 мая 2002 г. был принят действующий и ныне Федеральный закон 3 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее Закон об адвокатуре).

Таким образом, адвокатура в нашей стране прошла долгий путь становления и развития, от зарождения в виде стряпничества до сформировавшегося неотъемлемого института гражданского общества демократического государства.

  1. Современное состояние российской адвокатуры.

 

2.1. Роль и место адвоката в современной России.

 

Адвокатура — это важнейший правовой институт любого государства, стоящий на защите основополагающих прав граждан и их объединений. От того, насколько она сильна, организованна, законодательно защищена, в значительной степени зависит уверенность каждого гражданина в своем благополучии, в успехе предпринимательства. В России же при наличии традиционного правового нигилизма отношение к адвокатуре и адвокату было и подчас остается в определенной степени негативным, особенно со стороны правоохранительных органов. Адвокат часто воспринимается как лицо, защищающее преступника или неправое дело. Между тем главное предназначение адвокатуры состоит в оказании юридической помощи всему обществу и его членам и защите прав и свобод. Адвокат защищает закон от произвола, а поэтому деятельность адвоката отвечает как интересам конкретного гражданина или организации, так и публично-правовым интересам государства и общества в целом. В последнее время это многие осознали, и отношение к адвокатуре в обществе хотя и медленно, но меняется. Это заставляет власть очень осторожно относиться к вопросам законодательного реформирования адвокатуры. И принятие нового Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» дает новый импульс развитию адвокатуры в стране. Адвокатура представляет собой достаточно сложную социальную систему как по характеру выполняемых задач, так и по формам и видам образующих структур, по взаимоотношениям с правоохранительными органами и клиентами, по широкому полю деятельности, особенностям правового и этического регулирования, и поэтому много споров и разногласий вызывает частная юридическая практика, ее методы и формы оплаты. Роль и влияние адвокатуры в цивилизованном мире нельзя недооценивать. Исторический опыт показывает, какой силой и каким влиянием обладали адвокаты в разных странах в разные эпохи.8

 

2.2 Адвокатская деятельность: понятие, задачи, значение.

 

Адвокат (от лат. advico – «приглашаю») – одна из древнейших профессий, связанная с оказанием правовой помощи физическим лицам и организациям, в том числе с защитой их интересов в суде.

Впервые адвокаты появились в Древнем Риме. В период Империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) сформировалась корпорация профессиональных защитников в суде. Для приобретения статуса адвоката требовалось быть занесенным в матрикулы (официальный список лиц с определенным уровнем доходов) и сдать экзамены по праву. Устройство адвокатуры Рима периода Империи стало основой всех будущих видоизменений адвокатуры, вплоть до современных.

Правовая природа любой адвокатуры вообще отражается в ее официальном статусе: это независимая, негосударственная, некоммерческая, добровольная организация квалифицированных юристов, созданная для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Действительно, адвокатура никогда не была закрытой для народа корпорацией. Она создана для людей и действует только в их интересах.

Адвокаты всегда причисляли себя к структурам гражданского общества, имея при этом в виду, что служение гражданскому обществу и праву как гуманистическому явлению есть основная задача адвокатуры.

Право на юридическую помощь и, в частности, на помощь адвоката для защиты закреплено в большинстве Конституций стран мира.

Статья 48 Конституции РФ гласит: «1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». Однако формальное провозглашение прав не имеет практической ценности без эффективного механизма обеспечения этих прав. Важная роль в их реализации принадлежит адвокатуре. Иными словами, адвокатура есть институт, призванный защищать права и интересы физических и юридических лиц.

Анализируя первую главу настоящей работы, мы понимаем, что суть адвокатуры и адвокатской деятельности в России долгое время по политическим причинам замалчивались. В настоящее время, в связи с тенденцией к построению в России правового государства, понятие адвокатуры, ее социальный статус существенно изменились.

Понятие адвокатской деятельности дается в статье 1 главы 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее Закон об адвокатуре).

Настоящий Закон выделяет следующие признаки адвокатской деятельности: 1) оказание квалифицированной юридической помощи доверителям (физическим и юридическим лицам); 2) осуществление деятельности на профессиональной основе; 3) осуществление деятельности только лицами, имеющими статус адвоката, полученный в порядке, установленном Законом; 4)осуществление деятельности в целях защиты прав, свобод и интересов доверителей, а также обеспечения доступа к правосудию. Для того, чтобы считать деятельность адвокатской, необходимо наличие всех вышеназванных признаков. Так, не является адвокатской деятельность по регистрации предприятий в регистрационных органах, выполнение каких-либо поручений доверителя неюридического характера, поскольку отсутствует первый признак. Частная детективная работа, охрана доверителя, даже если она осуществляется адвокатом, адвокатской деятельностью не является, так как она не связана с защитой их прав, свобод и интересов. Это означает, что адвокат не вправе оказывать такие услуги на платной основе (п. 1 ст. 2 Закона об Адвокатуре).

Адвокатская деятельность не является предпринимательской, то есть ее целью не может являться получение прибыли. Доходы адвоката – это вознаграждение, получаемое от клиентов, а не результат коммерческой деятельности. Поэтому на адвоката не распространяются нормы законодательства, касающиеся предпринимательской деятельности граждан.

Закон об адвокатуре утверждает следующие демократические правовые принципы, на основе которых организуется современная российская адвокатура и адвокатская деятельность: гуманизм, законность, добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней, самоуправление и независимость адвокатуры от государственного и иного вмешательства в ее дела, тайна сведений, доверенных адвокату клиентами, и др.. Этими принципами и определяется отличие адвокатуры от государственных правоохранительных органов и правозащитных общественных организаций.

Судопроизводство в современной России строится на основе принципа состязательности и равноправия сторон, закрепленного в ст. 123, п. 3 Конституции РФ и конкретизированного в ст. 15 УПК РФ. Реализация этого принципа возможна только при наличии в стране адвокатуры, имеющей соответствующий правовой статус.

Таким образом, адвокатура – это негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов. То есть, это институт, защищающий частный, а не государственный интерес.

Информация о работе Адвокат и его статус