Управление рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:16, реферат

Описание работы

Экономическое развитие любой страны в настоящее время невозможно без активной экспортно-импортной деятельности, без привлечения иностранных инвестиций. Внешнеэкономическая политика России направлена на интеграцию с мировой экономикой, активное включение в международную торговлю, которое предписывает соблюдение Российской Федерацией основных принципов Киотской конвенции. Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется усилением процессов интеграции и повышением степени открытости национальных экономик.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
3
Общие положения системы управления рисками…………………………
6
Функционирование системы управления рисками в странах-участницах таможенного союза……………………………………………………………

8
Заключение……………………………………………………………………...
15
Список использованных источников………………………………………….

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.73 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………

3

Общие положения  системы  управления рисками…………………………

6

Функционирование системы  управления рисками в странах-участницах таможенного союза……………………………………………………………

 

8

Заключение……………………………………………………………………...

15

Список использованных источников………………………………………….

16


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическое развитие любой страны в настоящее время невозможно без активной экспортно-импортной деятельности, без привлечения иностранных инвестиций. Внешнеэкономическая политика России направлена на интеграцию с мировой экономикой, активное включение в международную торговлю, которое предписывает соблюдение Российской Федерацией основных принципов Киотской конвенции. Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется усилением процессов интеграции и повышением степени открытости национальных экономик.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) предписывает ей соблюдение основных принципов Киотской конвенции, направленных на ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле. В 1999 г. в рамках Киотской конвенции были впервые на мировом уровне предусмотрены упрощения таможенного контроля с использованием принципа оценки риска, разработанные под эгидой WCO (Всемирной Таможенной Организации).

Специфика экономических  преобразований в России отводит  ключевое положение в системе  государственного регулирования таможенным органам. Важную роль в этом играет тот факт, что доля таможенных платежей в доходной части бюджета страны колеблется в разные годы от 30 до 45%. В силу этого контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу превращается в одну из наиболее значимых задач таможенных органов. В то же время в свете интеграции России в систему международных хозяйственных отношений соблюдение интересов участников ВЭД также является важной частью государственной политики.

Такое противоречие делает невозможным существовавшую ранее  систему таможенного контроля, основывавшуюся на тотальном таможенном досмотре приходящих грузов. Следовательно, с учетом этого реформа таможенного законодательства включила в себя перестройку института таможенного контроля на основе системы управления рисками. Таможенный контроль должен, таким образом, ограничиваться минимумом, необходимым для достижения основных целей, и должен осуществляться на основе выборочности при максимально возможном применении методов управления рисками.

 В силу этого особая  роль по защите экономического  суверенитета государства, обеспечению  его экономической безопасности, по формированию доходной части  федерального бюджета отводится  таможенной службе как наиболее  динамично развивающемуся органу  государственного управления внешнеэкономической  деятельностью, своевременно и качественно обслуживающему ее участников.

 Риск в таможенном деле - неотъемлемая составляющая деятельности таможенных служб всех стран мира. Таможенные органы, взаимодействующие с участниками внешнеторговой деятельности при осуществлении таможенного оформления и контроля, сталкиваются с такой проблемой как таможенные риски. В условиях увеличения мировой торговли контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу превращается в одну из наиболее значимых задач таможенных органов.

Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов государства  и участников внешней торговли при  проведении таможенного контроля, в  настоящее время выступает распространенная практически во всем мире система управления рисками в таможенном контроле.

Актуальность данной темы заключается в том, существующая в Федеральной таможенной системе (далее – ФТС) система управления рисками должна также эффективно функционировать и в рамках Таможенного союза, то есть необходимо обеспечить эффективность таможенного контроля в условиях роста товарооборота и облегчения международной торговли.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

 

Таможенный кодекс Таможенного  союза дал определение таможенному  риску как степени вероятности  несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств - членов Таможенного союза в 127 статье [1].

Система управления рисками (далее - СУР) – это система таможенного администрирования, обеспечивающая осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности контроля  и основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений.

В соответствии с п. 2 ст. 128 Таможенного кодекса таможенного  союза целями применения системы  управления рисками являются:

  • обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, по охране окружающей среды;
  • сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
  • выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов Таможенного союза имеющих устойчивый характер, связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах, подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза, затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;
  • ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу [1].

Таким образом, практический смысл СУР заключается в том, чтобы минимизировать влияние человеческого фактора на процесс принятия решения о степени таможенного контроля  в отношении тех или иных товаров или участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД). А с другой стороны, используя современные компьютерные технологии и грамотно подобранные «профили риска», СУР позволяет с высокой долей вероятности выявить потенциальные риски нарушения таможенного законодательства, о чём свидетельствуют результаты её применения. Профилирование рисков является средством, с помощью которого  таможенная служба применяет управление рисками на практике. Профиль риска – это совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска.

 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

В СТРАНАХ УЧАСТНИЦАХ ТАМОЖЕННОГО  СОЮЗА

 

В Российской Федерации система управления таможенными рисками стала внедряться с 2004 года. За весь этот период сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая СУР. Ведущая роль в разработке теоретических и методологических проблем управления рисками в таможенных органах принадлежит ученым Российской таможенной академии.

       Процесс  управления рисками, как видно на рисунке, включает в себя создание идеологии управления рисками, определение рисков, анализ рисков, оценку рисков, принятие мер по рискам, а также мониторинг и корректировку процесса через определение соответствия требованиям.


 

 

 

 

 

 

Рис. Схема процесса управления рисками

Основными объектами анализа риска выступают:

  • товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • транспортные средства международной перевозки;
  • сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;
  • сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
  • деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • результаты применения форм таможенного контроля.

Отдельно  сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение особого контроля для минимизации рисков образуют область риска. 

Выбор форм контроля зависит  от целого ряда факторов. Прежде всего, таможенный контроль должен быть эффективным. Достижение поставленных перед ним целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление. Кроме того, таможенный контроль должен быть в максимальной степени необременительным, незаметным для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников ВЭД. При этом оба требования к современному таможенному контролю не должны помешать выполнению его важнейшей задачи - обеспечению соблюдения таможенного законодательства.

Таким образом, одним из основных направлений внедрения СУР является реализация принципа выборочности при проведении таможенного контроля, что предполагает сокращение количества таможенных досмотров и их проведение лишь в случаях срабатывания профилей риска, прямыми мерами по минимизации которых определен таможенный досмотр, либо по заявлению декларанта, когда участнику ВЭД необходимо идентифицировать получаемый им товар.

Проанализируем процесс  функционирования системы управления рисками в каждом из государств-участников Таможенного союза. Эффективность внедрения СУР в таможенных органах России подтверждается таможенной статистикой. В период с января по декабрь 2011 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 4539 уголовных дел и 72591 дел об административных правонарушениях, стоимость товаров и транспортных средств незаконно перемещенных через таможенную границу составило 16,4 млрд. руб., сумма неуплаченных таможенных платежей – 611,4 млрд. руб. По факту контрабанды наркотических средств, психотропных и сильно - действующих веществ возбуждено 944 уголовных дела и 103 административных. Изъято свыше 447 кг наркотиков. Из них: героина –136,7 кг, марихуаны – 42,9 кг, кокаина – 27 кг, опия – 10,5 кг, гашиша – 167 кг [2].

В Центральном таможенном управлении и Южном таможенном управлении проводились эксперименты, в ходе которых отрабатывались модели оценки уровня риска для того, чтобы оценить возможности их внедрения во всех таможенных органах. Региональным таможенным управлениям (РТУ) в 2011 году было делегировано право самостоятельного издания профилей риска на постоянной основе [3]. В целом же была проведена актуализация общероссийских профилей рисков, позволившая оптимизировать степень выборочности таможенного контроля с использованием СУР путем более тонкой настройки индикаторов риска.

Осуществление данной работы в Казахстане происходит по сформированной модели идентификации риска. Правила  деятельности закреплены в Постановлении  Правительства Республики Казахстан [4]. В рамках действующих и разрабатываемых в таможенных органах Казахстана проектов, таких как «Единое окно по экспортно-импортным операциям», который является одним из самых приоритетных направлений деятельности таможенных органов.  В рамках проекта «Единое окно» внедряется информационная система «Электронного декларирования» и система платежей с использованием электронного платежного шлюза Правительства, «Интегрированный контроль в пунктах пропуска», «Предварительное информирование», расширение использования системы управления рисками на этапах таможенной очистки, а также в процессе транзита товаров, возможно создание более благоприятного инвестиционного климата в республике.

В Республике Казахстан с 2011 года идет тенденция к оснащению казахстанского участка внешней границы Таможенного союза техническими средствами, это современное высокотехнологическое оборудование для проведения таможенного контроля, в целях увеличения пропускной способности пунктов пропуска. По итогам функционирования системы управления рисками в республике к ноябрю 2011 года было возбуждено 389 уголовных и 7 990 административных дел, возмещено ущерба по ним в сумме 9,6 млрд. тенге. Общая сумма изъятого товара и контрабандной валюты составила 860,1 млн.тенге. Пресечено 70 фактов контрабанды наркотических средств, из незаконного оборота изъято 273,3 кг различных наркотических средств, в том числе 49 кг героина [5].

Но не все участники ВЭД в Казахстане считаю внедрение СУР эффективным, казахстанские предприниматели воспринимают это как ужесточение государственного контроля вследствие вступления Казахстана в Таможенный союз [6]. Они предлагают с этой целью использовать технологическую схему, предусматривающую применение двух видов коридоров: зеленого и красного. При этом ускорение и упрощение таможенного оформления достигаются за счет того, что выпуск товара осуществляется с минимальным количеством сопроводительных документов (2-3 документа) и без проведения фактического досмотра. В результате, физическому досмотру и дополнительным документальным проверкам подвергаются порядка 5% товарных партий. В Казахстане же профили СУР формируются так, что под дополнительную документальную проверку подпадают порядка 80% всех грузов, а товары китайского происхождения подлежат 100%-ному контролю [6]. В том числе по направлениям контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, объектов интеллектуальной собственности, при ввозе подакцизных товаров ввозимых через внешние рубежи границ Таможенного союза на территории Республики Казахстан

Как показывает практика, дополнительные проверки назначаются фактически на каждую поставку товара, и импортеры  вынуждены обеспечивать уплату таможенных платежей на каждую поставку в отдельности  в соответствии с ценовой информацией, формируемой таможенными органами.

По результатам исследования «Ведение бизнеса – 2010» Всемирного банка  Беларусь входит в пятьдесят первых стран мира в рейтинге создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности [7]. Беларусь заняла пятое место среди ведущих стан реформаторов, которые наиболее активно проводят работу в данном направлении.  В Беларуси созданы благоприятные условия для ведения международной торговли. Таможенные органы проводят реформы, которые существенно повлияли на сокращение сроков таможенного оформления. С внедрением СУР в Белоруси в 2011 году таможенными органами выявлены и пресечены 19 705 нарушений законодательства, возбуждено 91 уголовное дело по фактам пресечения контрабанды наркотических, психотропных средств, оружия и боеприпасов, прочих ограниченных к перемещению через границу товаров. Изъяты 154 кг наркотических средств, а также 373 единицы таблетизированных препаратов с содержанием психотропных веществ. Из незаконного оборота при перемещении через границу изъяты 35 единиц огнестрельного и травматического оружия, а также более 900 патронов различного калибра. По данным фактам таможенными органами возбуждено 6 уголовных дел о контрабанде [8].

Информация о работе Управление рисками