Уголовно-исполнительная система: ее понятие, структура, принципы деятельности и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

В последнее время преобразования и реформы УИС реализовываются на принципах демократизма, гуманизма, реального расширения прав осужденных, учета международно-правовых актов по вопросам исполнения наказаний, участия общественных и правозащитных организаций в выработке и реализации мероприятий по реформированию УИС.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена рядом причин:
результативное осуществление уголовных наказаний является главным условием удачной борьбы с преступностью. Исполнение уголовных наказаний согласно закону поручается на специализированные государственные органы. Исполнение большего вида наказаний связано с реализацией крайне специфических форм, средств и методов, применяющие эти органы для выполнения поставленных перед ними целей и задач.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть: 1 Понятие и социальное назначение уголовно-исполнительной системы 5
2 Уголовно-исполнительная система России, ее правовое положение и основные функции 13
Заключение 23
Глоссарий 25
Список используемой литературы 29
Список сокращений

Файлы: 1 файл

уголовно- исполнительное право.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Между тем, в колонии общего режима, по усмотрению суда, могут быть направлены осужденные за совершение впервые преступлений небольшой и средней тяжести.

В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, которые впервые осуждены к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений или осужденные к лишению свободы при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если они прежде отбывали наказание в виде лишения свободы. В исправительных колониях особого режима отбывают наказание мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, либо осужденные к пожизненному лишению свободы, либо те, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

Воспитательные колонии предназначаются для содержания несовершеннолетних осужденных, и для положительно характеризующихся осужденных, оставленных в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. Такие колонии относят к учреждениям полуоткрытого типа и на виды режима не подразделяются. Осужденные несовершеннолетние женского и мужского пола содержат в различных воспитательных колониях. В целях предотвращения дальнейшего криминального заражения, происходящего при переводе достигших 18-летнего возраста лиц в исправительные колонии общего режима, закон допускает создание в воспитательных колониях изолированных участков, которые  функционируют как исправительные колонии общего режима.

Тюрьмы относят к учреждениям закрытого типа. Они предназначены для содержания осужденных:

  1. лиц мужского пола, которые достигли совершеннолетия и осужденных на срок более пяти лет за совершение особо тяжких преступлений;
  2. лиц, которые совершили преступления при особо опасном рецидиве преступлений;
  3. лиц, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания.

В тюрьме осужденных могут содержать на двух видах режима: общем и строгом.

Существуют лечебные исправительные учреждения и лечебно-профилактические учреждения. Они предназначены для содержания, амбулаторного лечения и медицинского обслуживания осужденных, которые больны открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. Такие учреждения относятся к заведениям полуоткрытого типа. В отличие от остальных исправительных учреждений в лечебных учреждениях раздельное содержание осужденных определено медицинскими критериями, различиями в заболеваниях. Именно поэтому в одном учреждении могут содержаться осужденные к отбыванию наказания в исправительных учреждениях разных типов, но правовой статус каждого из них соответствует виду режима, установленному приговором суда. Особенность деятельности лечебных исправительных учреждений и лечебно-профилактических учреждений состоит в том, что она регламентируется и уголовно-исполнительным законодательством, и нормативно-правовыми актами в сфере охраны здоровья граждан.

Лечебно-профилактические учреждения играют роль исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.

Следственные изоляторы необходимы для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применяют заключение под стражу.

Следственный изолятор представляет собой исправительное учреждение в отношении осужденных и оставленных в них для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Следственные изоляторы относят к учреждениям  закрытого вида. Для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в следственном изоляторе также  могут быть оставлены с их письменного согласия лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима. Следственный изолятор выступает как исправительное учреждение и относительно осужденных, привлекаемых для участия в следственных действиях.

Федеральный орган и территориальные органы, окружные управления уголовно-исполнительной системы осуществляющие руководство и управление соответствующими структурными подразделениями уголовно-исполнительной системы, координируют их деятельность. Федеральный орган уголовно-исполнительной системы исполнения осуществляет свою деятельность под контролем Министерства юстиции РФ. Основная задача данного органа – обеспечение организации исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. Федеральный орган уголовно-исполнительной системы выполняет свои функции в соответствии с положением о федеральном органе уголовно-исполнительной системы. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы основывается федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территории каждого субъекта. Он руководит подведомственными учреждениями, спецподразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию,  так же может создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, акционера или вкладчика, а также в управлении ими.

2 Уголовно-исполнительная система России, ее правовое положение и основные функции

Функция исполнения наказаний является  необходимостью для любого государства. Пока живет преступность, государство вынуждено обращаться к наказанию лиц, которые его совершили, изолировать их от общества. Настолько же объективно существование органов и учреждений, исполняющих наказание, которые в совокупности представляют определенную систему. В зависимости от особенностей политики в круге исполнения наказаний и сложившихся традиций в разных странах данную систему определяют как тюремную. В Российской Федерации для характеристики органов и учреждений, исполняющих наказания, используется термин уголовно-исполнительная система. Первоначально данный термин был введен в законодательный оборот Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [7], где применялся для обозначения единой системы (выстроенной совокупности) учреждений и органов, исполняющих наказания только в виде лишения свободы.

К таким учреждения и органам относили: колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы и следственные изоляторы.

УИК РФ [2], в ч. 14 ст. 16 расширил этот перечень, включивший в него также уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома.

Первым этапом к установлению единой государственной тюремной системы управления в России было создание в 1802 г. Министерства внутренних дел России, в котором вопросами исполнения наказаний знало ведомство полиции. В 1879 г. в составе МВД России образовалось Главное тюремное управление, которое в 1895 г. было передано в ведение Министерства юстиции и просуществовало в его составе до 1922 г. С установлением советской власти этот орган управления местами заключения неоднократно преобразовывался: сначала в тюремное управление; позднее (1918 г.) в тюремную коллегию при Наркомате юстиции.

В соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК от 31 декабря 1930 г. «О мероприятиях, которые вытекают из ликвидации Наркомата внутренних дел РСФСР и Наркоматов внутренних дел автономных республик на Наркомат юстиции РСФСР» возлагалось общее руководство исправительно-трудовой политикой и законодательством, организация и руководство местами лишения свободы. Для этого в его составе вновь было образовано Главное управление исправительно-трудовых учреждений.

В 1934 г. Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 27 октября исправительно-трудовые учреждения были переданы в ведение НКВД СССР. В марте 1953 г. места заключения (кроме политических) вновь передали Министерству юстиции, но год спустя их снова возвращают в состав Министерства внутренних дел.

Более запоздалый этап реформирования уголовно-исполнительной системы связан с принятием 8 октября 1997 г. Указа Президента РФ, согласно которому уголовно-исполнительная система вновь передается в ведение Министерства юстиции РФ.

 На сегодняшний день территориальные органы уголовно-исполнительной системы создают  федеральные органы уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов РФ. К ним относят  главные управления или управления исполнения наказаний (ГУИН, УИН), которые создаются в структуре органов юстиции краев, областей и республик в составе Российской Федерации и находятся в централизованном управлении центрального органа управления уголовно-исполнительной системы – Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Министерства юстиции РФ.

Положения о федеральном органе уголовно-исполнительной системы (ФСИН), его структура и предельная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) является федеральным органом исполнительной власти. Его деятельность направлена на реализацию следующих основных функций:

  1. правоприменительная;
  2. по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных;
  3. по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию;
  4. по контролю над поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

ФСИН России возглавляет директор, который  назначается на должность и освобождается  от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Назначение на должности высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанных должностей осуществляет Президент РФ по представлению Министра юстиции РФ, если иное не установлено федеральным законом.

Структура Федеральной службы исполнения наказаний включает в себя:

- аппарат директора;

- управление безопасности;

- управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными;                                                                                                                                     - управление конвоирования и спецперевозок;

- управление следственных изоляторов центрального подчинения;

- управление исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы;

- управление социальной адаптации осужденных;

- бюро исполнения приговоров и специального учета и др.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 5 Закона об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ, могут включать предприятия, которые специально созданы для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. В настоящее время медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 131 больница различного профиля, медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждения для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.

Производственный потенциал УИС составляют 262 федеральных государственных унитарных предприятия, 495 центров трудовой адаптации осужденных, 35 лечебно-производственных и 32 учебно-производственных мастерских.

При исправительных и воспитательных колониях работают 309 вечерних общеобразовательных школ и 482 учебно-консультационных пункта, 334 профессионально-технических училища.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, реализовывается  за счет средств федерального бюджета. В целях дальнейшего совершенствования системы исполнения уголовных наказаний на основании рекомендаций Комитета министров Совета Европы по вопросам, связанным с Европейскими пенитенциарными правилами, Президентом РФ принято решение о поэтапном реформировании уголовно-исполнительной системы. В настоящее время действует Федеральная целевая программа Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 – 2016 годы), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. № 540. Главная  цель Программы - приведение условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством РФ для перехода к международным стандартам. Основные задачи Программы:

- реконструкция и строительство следственных изоляторов с условиями содержания подследственных в соответствии с законодательством РФ;

- реконструкция и строительство исправительных учреждений с условиями содержания осужденных в соответствии с законодательством РФ;

- строительство 26-ти следственных изоляторов с условиями содержания подследственных в соответствии с международными стандартами и ряд других.

Характеристика уголовно-исполнительной системы Российской  Федерации 
По данным Федеральной службы исполнения наказаний России, по состоянию на 1 января 2013 г. в учреждениях УИС находились на содержании 819,3 тыс. человек (- 45,9 тыс. человек к началу года), в том числе:  
-в 755 исправительных колониях отбывали наказание 694,5 тыс. человек (- 29,6 тыс. человек);  
-в 160 колониях-поселениях отбывали наказание 49,3 тыс. человек (- 3,2 тыс. человек);  
-в 5 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывало наказание 1739 человек  (+ 14 человек);

* -в 228 следственных изоляторах и 165 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, при колониях содержалось 118,0 тыс. человек (- 12,4 тыс. человек);  
-в 7 тюрьмах отбывало наказание 1,9 тыс. человек (- 1010 человек);  
-в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних 4,0 тыс. человек (- 1,9 тыс. человек).  
В учреждениях отбывают наказание 66,4 тыс. женщин (- 3,0 тыс. человек), в том числе 55,4 тыс. осужденных, содержащихся в ИК, и 10,9 тыс. чел., в отношении которых избрана мера пресечения заключение под стражу, при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 962 ребенка.  
Медицинское обслуживание осужденных и подследственных снабжают 133 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.  
В состав УИС также относят 2467 уголовно-исполнительных инспекций, в них состоят на учете 491,9 тыс. человек, осужденных к  наказаниям, не связанным с лишением свободы.  
Для обеспечения трудовой занятости осужденных организован производственный комплекс, в который входят 182 федеральных государственных унитарных предприятий, 551 центр трудовой адаптации осужденных, 49 лечебно-производственных и 46 учебно-производственных трудовых мастерских. 
Общеобразовательное обучение осужденных сформировано в 319 вечерних общеобразовательных школах и 546 учебно-консультационном пункте, 339 профессиональных училищах. Так же в целях обеспечения свободы совести и вероисповедания, осужденных функционируют 523 храма и 705 молитвенных комнат. Руководство осуществляют территориальные органы уголовно-исполнительной системы и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, - Федеральная служба исполнения наказаний, находящаяся в ведении Министерства юстиции Российской Федерации. Федеральная служба исполнения наказаний России, создана на основании Указа Президента РФ вопросы Федеральной службы исполнения наказаний от 13.10.2004 № 1314. Она является федеральным органом исполнительной власти. Осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, которые  находятся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. 
Основные задачи Федеральной службы исполнения наказаний России:     
- исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; 
- контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; 
- обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, которые содержатся  под стражей; 
- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; 
- охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан РФ и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции; 
- охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, обеспечение безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи; 
- создание осужденным и лицам, которые  содержатся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов; 
- организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; 
- управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями. 
ФСИН России исполняет свою деятельность непосредственно  через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, которые специально созданы для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. 
ФСИН России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. 
Штатная численность персонала уголовно-исполнительной системы - 346,3 тыс. человек. Специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы имеют 251 тыс. человек (кроме того переменный состав – 7,1 тыс. человек). 
Медицинское обслуживание личного состава уголовно-исполнительной системы исполняют 56 учреждений здравоохранения, в том числе 34центра медицинской и социальной реабилитации, 14 больниц, 5 военно-врачебных комиссий и 3 санатория. 
Профессиональную подготовку и повышение квалификации личного состава, научно-исследовательское обеспечение уголовно-исполнительной системы осуществляют 8 учреждений высшего профессионального образования с 7 филиалами, в том числе Академия права и управления, 74 учебных центра и пункта, институт повышения квалификации и 2 научно-исследовательских института с 3 филиалами. 
Принимаемые меры, в том числе ежегодное увеличение объемов бюджетных ассигнований, которые  выделяются на содержание уголовно-исполнительной системы, позволили добиться определенных позитивных результатов в развитии уголовно-исполнительной системы, улучшить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение. 
Улучшается нормативная правовая база деятельности уголовно-исполнительной системы, практика назначения наказаний и избрания меры пресечения в виде содержания под стражей, введены новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы. 
Несмотря на сокращение в течение последних 5 лет уровня преступности в стране, к 2012 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс. человек, или на 18,6 процента. 
Общее количество лиц, которые  находятся под стражей, остается неизменно высоким, а в отдельных регионах их число значимо превосходит количество мест в следственных изоляторах. По объективным причинам темпы строительства и реконструкции исправительных учреждений и следственных изоляторов не соответствуют динамике роста численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Вследствие этого в ряде учреждений установленные лимиты превышены на 20 - 40 процентов. 
Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации. 
За несколько лет количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло к 2012 году 80 процентов общей численности осужденных к лишению свободы. Больше четверти осужденных приговорены к долговременным срокам лишения свободы, практически половина - отбывает наказание второй раз и более. Это приводит к повышению удельного веса социально деградировавших граждан. 
Согласно статистики, более 80% осужденных при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы не имели профессиональных и трудовых навыков либо утратили их. Примерно 50 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования. 
На 1 января 2013 г. более 90 процентов (около 800 тыс.) осужденных и лиц, которые содержатся в следственных изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний:

Информация о работе Уголовно-исполнительная система: ее понятие, структура, принципы деятельности и задачи