Сущность и задачи общего надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Цель контрольной работы: изучить сущность и задачи общего надзора прокуратуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие общего надзора прокуратуры и выявить его проблемы;
2) охарактеризовать сущность общего надзора прокуратуры в РФ;
3) определить задачи, стоящие перед прокуратурой при реализации общего надзора;
4) рассмотреть полномочия прокурора по надзору за исполнением законов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3
1. Понятие общего надзора прокуратуры и его проблемы……………...5
2. Сущность общего надзора прокуратуры в РФ……………………...…9
3. Задачи, стоящие перед прокуратурой при реализации общего
надзора…………………………………………………………………….12
4. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов………14
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…..…………………………………..42

Файлы: 1 файл

Сущность и задачи общего надзора.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ»

(ИНСТИТУТ)

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по курсу  «Прокурорский надзор»

 

Тема: «Сущность и задачи общего надзора»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Выполнила: 

                             Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….....3

1. Понятие общего надзора прокуратуры  и его проблемы……………...5

2. Сущность общего надзора прокуратуры  в РФ……………………...…9

3. Задачи, стоящие перед прокуратурой при реализации общего

надзора…………………………………………………………………….12

4. Полномочия прокурора по надзору  за исполнением законов………14

Заключение………………………………………………………………..18

Список используемой литературы…..…………………………………..42

 

Введение

 

Надзор за исполнением законов является одним из ведущих направлений в деятельности прокуратуры Российской Федерации. Данная отрасль прокурорского надзора непосредственно связана не только с укреплением законности в деятельности федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, но и с утверждением действенной вертикали власти. Она в конечной степени выражается в реальной защите и обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

В надзоре за исполнением законов  реализуется значительная часть  профилактического потенциала прокурорской системы, поскольку именно с помощью  надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования1.

Однако, проблемой осуществления  прокуратурой общего надзора является то, что многими авторами высказывается мнение о необходимости упразднения основной базовой функции прокуратуры – «общего» надзора2.

Если борьбой с преступностью  занимается ряд других правоохранительных органов, то надзор за исполнением законов в настоящее время может осуществлять лишь прокуратура.

Отсутствие четкого  конституционного определения статуса, регламентации функций и полномочий прокуратуры создает предпосылки к затянувшимся дискуссиям о ее роли и месте в системе органов государственной власти.

Это существенно снижает  эффективность деятельности прокуратуры, что нельзя признать положительным. Ведь состояние законности и правопорядка в России,  не исключая властные структуры, далеко от идеального.

Цель контрольной работы: изучить сущность и задачи общего надзора прокуратуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть понятие  общего надзора прокуратуры и выявить его проблемы;

2) охарактеризовать сущность  общего надзора прокуратуры в  РФ;

3) определить задачи, стоящие перед прокуратурой при  реализации общего надзора;

4)  рассмотреть   полномочия прокурора по надзору  за исполнением законов.

Работа выполнена на основе нормативно-правовых актов, учебной литературы, статей юридических изданий.

 

 

 

 

 

  1. Понятие общего надзора прокуратуры и его проблемы

 

Общим надзором прокуратуры  является прокурорский надзор за исполнением законов, возложенный на Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры1.

Предметом общего надзора  прокуратуры в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»2  является:

- соблюдение Конституции  Российской Федерации и исполнение  законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов;

- соблюдение всеми  перечисленными субъектами, а также  органами управления и руководителями  всех коммерческих и некоммерческих  организаций прав и свобод человека и гражданина.

Прокуратура не осуществляет надзор за актами, издаваемыми Правительством РФ. Это – прерогатива конституционного контроля. Однако если принятое Правительством постановление противоречит Конституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор вправе информировать об этом Президента РФ.

При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные контрольные и надзорные органы, контролирующие соблюдение установленных определенных правил, прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

Смысл и назначение общего надзора – это право прокуратуры проводить проверку соблюдения законности в любой сфере жизни, при этом в случае выявления нарушений потребовать их незамедлительного устранения, возбудить уголовное дело, поставить вопрос об административном правонарушении, обращении в суд.

Наличие у прокуратуры  такого объема полномочий создает универсальный и оперативный механизм обеспечения законности. Проведение надзорной проверки в отношении, например, органа исполнительной власти, и принятие решения осуществляются органом, принципиально независимым собственно от власти, выделенным из системы трех ветвей власти, и поэтому прокуратура может руководствоваться в своих действиях исключительно законом.

Несмотря на то, что  надзорная функция является определяющей для характеристики сущности деятельности органов прокуратуры, именно она  в последние годы стала объектом усиленных нападок со стороны представителей отдельных научных течений, политиков, средств массовой информации определенной направленности.

Нередко они захватывают  сферу деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей всех уровней, вследствие чего приобретают особое, политико-правовое значение, а их результаты способны оказывать заметное воздействие на состояние законности и правоохранительной практики.

Несостоятельность отдельных  концептуальных положений может обернуться ошибочным решением при принятии законодательных актов, оказать отрицательное воздействие на кадровое, методическое, организационное, материально-техническое обеспечение органов прокуратуры, дестабилизировать морально-психологическую ситуацию в прокурорской системе в целом и в отдельных ее составных частях.

Однако, существующий правовой нигилизм, существование непринятия правовых норм государства отдельными его субъектами, стабильное нежелание соблюдать со стороны последних установленные правила и нормы поведения настоятельно требуют наличие в государстве специального и непосредственного органа, основной функцией которого является обеспечение правового пространства. Это место в системе органов государственной власти по праву занимает прокуратура, деятельность которой не имеет узкой функциональной направленности1.

Вместе с тем надзорный  механизм деятельности прокуратуры  выработан не в полной мере. Очевидно, это обстоятельство послужило поводом для заявления со стороны сторонников судебной реформы, провозгласивших, что «общий надзор прокуратуры имеет значение державного орудия принуждения в условиях отсутствия материальной заинтересованности производителя и неразвитости гражданского общества»2.

По мнению идеологов  судебно-правовых преобразований в России, надзорные полномочия прокуратуры подлежат полной ликвидации, как пережиток  тоталитарного прошлого страны.

Конечной целью судебной реформы предполагалось возрождение  судебной власти в России на демократических принципах и укрепление ее независимости. В связи с этим суд был освобожден от прокурорского надзора и прокурор в судебном разбирательстве приобрел статус процессуального участника.

Между тем количество обращений граждан в прокуратуру, осуществляющую правозащитную функцию, значительно превышает количество аналогичных обращений за судебной защитой. Подобная ситуация объясняется доступностью и оперативностью органов прокуратуры по сравнению с судом.

Поэтому все попытки  и в дальнейшем ограничить деятельность прокурорского надзора путем урезания полномочий и установления пределов деятельности этого специфичного института государственной власти являются,  по меньшей мере, не продуманными.

Вместе с тем, и суд  и прокуратура, опираясь на закон, должны взаимно дополнять друг друга, тем самым, усиливая механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.

Как следствие, нельзя согласиться  с позицией авторов Концепции  судебной реформы, которые настаивают на лишении прокурора полномочий надзора за законностью и сохранении за ним только обязанности поддержания государственного обвинения. В этом случае функция прокурора окажется такой же односторонней, как и функция защитника1.

Между тем развитие прокурорской власти вполне соответствует принципам функционирования правового государства, в котором во всех сферах господствует закон и недопустимы какие-либо его нарушения. Укрепление положения прокурорской власти в политической системе предполагает наличие соответствующего правового статуса прокурора, свободного от местных влияний, любого давления или вмешательства в его деятельность.

Поэтому следует согласиться  с Н.В. Мельниковым2, по мнению которого, основа такой независимости должна быть заложена в первую очередь в Конституции РФ, которая, по сути, вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти оставила открытым, определив в ст. 1293 только самые общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ.

 

  1. Сущность общего надзора прокуратуры в РФ

 

Действующий Закон «О прокуратуре РФ» термин «общий надзор»»не использует, что, однако, не препятствует применению его для характеристики деятельности прокуратуры в рассматриваемой области, а также в научных и публицистических работах, посвященных отраслям прокурорского надзора.

Сущность и назначение общего надзора раскрывается в надзоре за точным и единообразным исполнением законов в государстве, осуществляемого Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

Наименование этой отрасли  – «Общий надзор» - является традиционным, оно присвоено ему еще в период образования органов советской прокуратуры в 1922 г. Оно как бы ограничивает эту отрасль от иных отраслей прокурорского надзора – за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, в уголовном и гражданском судопроизводстве, в стадии исполнения приговоров, определений и постановлений судов.

В Приказе Генеральной  Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»1 определен комплекс мер по совершенствованию прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Основными направлениями  надзорной деятельности являются надзор за законностью правовых актов, соблюдением  прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Надзор за законностью  правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительными власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами, следует осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности.

Для этого необходимо использовать право участия в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, проводить периодические проверки.

При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты следует руководствоваться тем, что прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный правовой акт, а в случае его отклонения – обратиться с заявлением в суд.

В сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина акцент должен быть сделан на защите прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина. При этом следует решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности.

Информация о работе Сущность и задачи общего надзора