Сущность и принципы административного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:04, реферат

Описание работы

Административное право является одной из важнейших и объемных отраслей правовой системы Республики Беларусь.
Административное законодательство с его мощным императивно-регулирующим потенциалом обеспечивает функционирование исполнительной ветви власти и соблюдение публичных интересов юридическими и физическими лицами, а также охрану и реализацию прав граждан.

Содержание работы

Введение
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
1 Понятие административного процесса, его характерные черты. Отличие административного процесса от других видов юридического процесса
2 Особенности административно-процессуальных норм и отношений и принципы административного процесса
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Сущность и принципы административного процесса.docx

— 26.63 Кб (Скачать файл)

     СТАДИИ  АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА. Процессуальные действия совершаются в определенной последовательности, постадийно.

     Под стадией понимается такая относительно самостоятельная часть последовательно  совершаемых процессуальных действий, которая наряду с общими задачами имеет свойственные только ей цели и особенности, касающиеся участников процесса, их прав и обязанностей, сроков совершения процессуальных действий и  характера оформляемых процессуальных документов, которые как бы подводят итог деятельности. После принятия процессуального документа начинается новая стадия производства.

     Процессуальной  деятельности на той или иной стадии, как правило, присущ различный круг субъектов, эту деятельность реализующих. Поэтому специфику их деятельности можно выразить формулой: возбуждают дело одни субъекты и рассматривают  его другие и т.п.

     К стадиям  процесса относятся:

     - возбуждение  административного дела и направление  его по подведомственности;

     - рассмотрение  дела в принятие по нему  решения;

     - обжалование  и опротестование решения (факультативная  стадия);

     - исполнение  решения.

     Возбуждение административного дела и его  расследование относятся к компетенции  уполномоченною на то государственного органа (должностного лица), общественной организации и ее представителей, а также граждан. Например, дело об административном проступке возбуждается на основании протокола (акта) о правонарушении, составленного уполномоченным на то должностным лицом (работником милиции, инспекцией). Дело по жалобе возбуждается по инициативе лица, подающего жалобу. При этом стадия возбуждения дела по жалобе складывается из двух моментов - подачи жалобы и ее регистрации.

     Существенное  значение в стадии возбуждения административного  дела имеют установленные законом  процессуальные сроки. Так, по делам  об административных правонарушениях устанавливается, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. 

     2. Особенности административно-процессуальных норм и отношений и принципы административного процесса 

     ПРИНЦИПЫ  И СТАДИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА. Будучи органической частью управленческой деятельности, административный процесс  естественно и неизбежно базируется на принципах, лежащих в основе государственного управления.

     Однако  как специфическая деятельность исполнительно-распорядительных органов  и других компетентных субъектов, связанная  с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления, административный процесс  в Целом и все составляющие его виды производств осуществляются на основе специальных принципов.

     К числу  принципов административного процесса следует отнести: законность, принцип  охраны интересов государства и  личности, принцип объективности (материальной истины), принцип равенства сторон в процессе, принцип гласности, принцип  экономичности процесса, принцип  двустепенности процесса, принцип ответственности  за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение).

     Принцип законности административного процесса основан на требованиях Конституции. Его сущность состоит в том, что  применение норм материального нрава  во всех случаях должно быть законным. Процесс должен осуществляться компетентным органом, должностным лицом строго в рамках его полномочий, а также  в формах и порядке, установленных  законодательством.

     Из  принципа законности вытекает и необходимость  государственной защиты прав и законных интересов сторон административного  процесса, в особенности прав граждан. В случае нарушения прав и законных интересов того или иного участника  административного процесса последний  может обжаловать незаконное действие.

     Одной из гарантий прав гражданина как стороны  административного процесса является предоставление ему возможности  воспользоваться услугами адвоката на всех стадиях административного  процесса.

     Принцип законности соблюдается и при  рассмотрении административных дел, когда  орган (должностное лицо) управомочен  решать их на основе свободной оценки. В этом случае орган имеет право  выбрать из нескольких возможных  ситуаций ту, которую он считает  наиболее целесообразной. Но, принимая решение по конкретному административному делу, он обязан придерживаться норм административного процесса.

     Принцип охраны интересов государства и  личности в административном процессе направлен прежде всего против различных  проявлений формализма при рассмотрении административных дел.

     Вместе  с тем он имеет и другую сторону. Последовательный, полный и неуклонный учет интересов государства и  личности самым непосредственным образом  отражается на эффективности административного  процесса и составляет обязанность  любого органа или должностного лица, рассматривающего административное дело. В его задачу входит обязанность  следить за надлежащим использованием сторонами своих прав, чтобы это  не повредило интересам государства  и общества.

     Принцип объективности (материальной истины) означает всестороннее объективное исследование всех обстоятельств дела. Для установления истины важно не ограничиваться заявлениями  участников административного процесса, а проверять документы, подтверждающие факты, показания свидетелей и достоверность  их показаний, учесть и правильно  оценить доказательства, представленные сторонами, дать им правильное правовое истолкование; полностью исключить  односторонний, а также предвзятый подход к оценке доказательств и, следовательно, к принятию решения.

     Принцип равенства сторон в административном процессе вытекает из более общего принципа, согласно которому все граждане равны перед законом в том  смысле, что на каждого гражданина, на каждое должностное лицо независимо от его служебного положения нормы  закона распространяются в совершенно равной степени.

     Названный принцип административного процесса находит свою реализацию и закреплении  определенного правового статуса  сторон, установлении их Обжалование  и опротестование решения и его  пересмотр являются факультативной стадией, то есть не обязательной.

     На  практике обжалование и пересмотр  решений по административным делам  производятся следующими способами:

     - обжалование  решения в суд, где проводится  фактически исследование всех  обстоятельств по делу;

     - административное  обжалование решения и пересмотр  дела в порядке внутриведомственного  или надведомственного контроля;

     - осуществление  прокурорского надзора путем  опротестования в порядке общего  надзора незаконных решений государственных  органов и их должностных лиц;

     - пересмотр  решения тем органом, который  его принял (в связи с признанием  органом допущенных им в процессе  вынесения решения ошибок или  по вновь открывшимся обстоятельствам).

     В результате рассмотрения жалобы или протеста принимается  одно из следующих решений:

     - решение  оставляется без изменения, а  жалоба или протест - без удовлетворения;

     - решение  отменяется и дело направляется  на новое рассмотрение;

     - решение  по делу подвергается изменению;

     - решение  отменяется и дело прекращается.

     Исполнение  решения является завершающей стадией. Законодательством установлены  способы и органы, осуществляющие исполнение решений, которые в установленном  порядке могут принимать меры по принудительному исполнению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Сфера применения административного процесса не исчерпывается реализацией норм материального административного  права и защитой административных правоотношений. Нередко на основе норм процессуального административного  права применяются материальные нормы иных отраслей права: финансового, земельного, налогового, трудового  и других.

     Например, производство по делам об отводе земель и земельных участков и их изъятии; производство по налоговым делам; производство по некоторым трудовым спорам и так  далее.

     Рассмотрение  дела осуществляется уполномоченным на то органом (должностным лицом). В  стадии рассмотрения исследуются все  обстоятельства, а в случае необходимости  собираются доказательства. Орган, рассматривающий  дело, обязан обеспечить установление истины по делу. Рассмотрение дела завершается  принятием по нему решения, которое  является индивидуальным правовым актом  управления и должно удовлетворять  всем требованиям, предъявляемым к  документам подобного рода. Законодательством  определены порядок и сроки вынесения  решения по делу, способы доведения  его до заинтересованных лиц, органов  и организаций.

     Характерной особенностью административного процесса, отличающей его от других видов процесса (уголовного, гражданского), является то, что он охватывает более широкий  круг общественных отношений, имеет  более сложную структуру производств, регламентируемую многочисленными  административно-процессуальными нормами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

     1. КоАП  РБ от 21 апреля 2003 г. № 194-З (в ред. от 03.07.2011 г.)

     2. Алехин  А.П. Кармолицкий А.А. Административное  право Белорусского государства.  М.,- 2000.

     3. Гавриленко Д.А. Гавриленко С.Д. Административное право: Учебное пособие. Мн.,- 2002.

Информация о работе Сущность и принципы административного процесса