Сущность и принципы административного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:04, реферат

Описание работы

Административное право является одной из важнейших и объемных отраслей правовой системы Республики Беларусь.
Административное законодательство с его мощным императивно-регулирующим потенциалом обеспечивает функционирование исполнительной ветви власти и соблюдение публичных интересов юридическими и физическими лицами, а также охрану и реализацию прав граждан.

Содержание работы

Введение
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
1 Понятие административного процесса, его характерные черты. Отличие административного процесса от других видов юридического процесса
2 Особенности административно-процессуальных норм и отношений и принципы административного процесса
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Сущность и принципы административного процесса.docx

— 26.63 Кб (Скачать файл)

     Министерство  образования 

     Республики  Беларусь 
 
 

     УО  «Витебский государственный университет 

     им. П.М. Машерова» 
 
 
 
 

     ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 

     КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 
 
 

     РЕФЕРАТ 

     По  курсу: Административное право 

     на  тему: «Сущность и принципы административного процесса» 
 
 
 

                                                                                                      Выполнил

                                                                                                      Студент ЮР-22 группы

                           Заочной формы обучения

                                                                                                      Шестаков Алексей Сергеевич

                            № зачетной книжки

                            20110048 
 
 
 
 
 

           Витебск 2011г

     Содержание 
 

     Введение

       ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРОЦЕССА

     1 Понятие  административного процесса, его  характерные черты. Отличие административного  процесса от других видов юридического  процесса

     2 Особенности  административно-процессуальных норм  и отношений и принципы административного процесса

     Заключение

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 

     Административное  право является одной из важнейших  и объемных отраслей правовой системы  Республики Беларусь.

     Административное  законодательство с его мощным императивно-регулирующим потенциалом обеспечивает функционирование исполнительной ветви власти и соблюдение публичных интересов юридическими и физическими лицами, а также  охрану и реализацию прав граждан.

     Нормы административного права:

     - упорядочивают  и закрепляют наиболее целесообразные  общественные отношения в сфере  управления;

     - охраняют  урегулированные правом общественные  отношения;

     - вытесняют  из сферы управления общественные  отношения, не отвечающие современным  условиям;

     - способствуют  зарождению и развитию новых  общественных отношений.

     Это направление административно-правового  регулирования приобретает исключительно  важное значение в современный период.

     В условиях, проводимых в Республике Беларусь преобразований в политической, экономической и  социальной сферах перестраивается  и исполнительная власть, а также  органы ее осуществляющие. Они по-прежнему выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Разумеется, при этом требуется  существенное оперативное обновление административно-правового нормативного материала.

     В этих условиях административное право претерпевает коренной пересмотр своих фундаментальных  положений, взглядов на сущность государственного управления, своего содержания - функции, формы, методы.

     Нестабильность  административно-правового законодательства, особенно регулирующего отношения  в области управления экономикой, социально-культурной и административно-политической деятельностью, затрудняет во многом написание  учебника по курсу "Административное право Республики Беларусь". 
 
 
 
 
 

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРОЦЕССА 

  1. Понятие административного  процесса, его характерные  черты.
 

     Отличие административного процесса от других видов юридического процесса

     Административный  процесс, как и всякий процесс, если исходить из этимологического значения слова "процесс" (processus - движение вперед, procedo - передвигаться), - есть движение к определенной цели.

     Административный  процесс - это составная часть  управленческой деятельности государства. Вместе с тем процесс представляет собой вполне самостоятельное правовое явление, обладающее своей спецификой, формами и методами осуществления  на основе соответствующих юридических  правил.

     Под административным процессом в широком  смысле понимается процесс самой  исполнительной деятельности органов  государственного управлении, то есть процессуальные формы ее осуществления.

     Административно-процессуальная деятельность - это один из элементов, характеризующих исполнительную власть в динамике (наряду с формами, методами).

     Вопрос  о понятии и сущности административного  процесса до сих пор в учебной, научной административно-правовой литературе не нашел единообразного решения. Несмотря на известные разноречия в понимании конкретного содержания административного процесса, объективно он понимается в качестве порядка  применения норм материального административного  права.

     В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных  правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических  последствий, предлагаемых диспозицией  нормы, и имеет своей конечной целью повышение эффективности  исполнительной деятельности государства.

     В узком  смысле административный процесс- это  урегулированная административно-процессуальными  нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в  сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений в целях обеспечения  законности и укрепления правопорядка.

     Нередко административный процесс рассматривается  по аналогии с уголовным и гражданским  процессом как юрисдикционная деятельность.

     Под административной юрисдикцией понимается установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления по разрешению в предусмотренных  законом случаях непосредственно, то есть без обращения в суд  спорных вопросов применения норм административного права, оценке действий конкретных лиц с точки зрения соответствия их этим нормам и применению в необходимых случаях административных санкций.

     Следует отметить, что оба варианта понимания  административно-процессуальной деятельности имеют право на существование. Они  имеют общие черты: в основном внесудебный характер разрешения индивидуальных дел; регламентация, как правило, одним  нормативно-правовым актом. В зависимости  от характера конкретного индивидуального  дела реализуется либо диспозиция, либо санкция соответствующей нормы  материального административного  права. В этом, в частности, отличие  административного процесса от судебного, в рамках которого реализуются санкции  соответствующих правовых норм.

     Административная  юрисдикция является по существу составной  частью правоохранительной и правоприменительной  деятельности органов государственного управления, осуществляемой на основе и во исполнение закона. Она осуществляется в рамках и по правилам административного  процесса.

     Основу  для формирования понятия административного  процесса как в широком (правоустанавливающем и правоприменительном),так и  в узком (собственно юрисдикционном) смысле составляет административно-процессуальная деятельность, которая понимается как:

     а) административно-процедурная;

     б) административно-юрисдикционная.

     В законах  и в подзаконных правовых нормах административный процесс выражен  недостаточно полно. В настоящее  время наиболее четкое представление  о всех важнейших сторонах административно-процессуальной деятельности можно получить на базе анализа преимущественно тех  административно-процессуальных норм, каковыми регламентируется осуществление  административной юрисдикции.

     Существующий  нормативно-правовой материал, позволяющий  объединить административно-процедурную  деятельность под эгидой административного  процесса, крайне разрознен.

     Действительно, должны существовать общие правила, например, разработки административно-правовых актов, единые правила совершения различного рода распорядительных действий по реализации запретов, разрешений, дозволений и  прямых предписаний, разрешительных, регистрационных  и прочих полномочий, реализуемых  органами государственного управления. Конечно, такого рода правила существуют. Но они содержатся в разрозненных, нескоординированных правовых актах  различного назначения и различной  юридической силы. Господствующим является ведомственный подход к формированию такого рода правил.

     Все это свидетельство того, что административно-процессуальное законодательство в его совершенном  и универсальном варианте пока отсутствует  административно-процессуальных прав и обязанностей, как участников определенного  вида правовых отношений.

     Кроме того, этот принцип предполагает необходимость  оказания соответствующей правовой помощи участнику административного  процесса, если он в ней нуждается, и вместе с тем обязанность  органа, разрешающего дело, следить  за тем, чтобы участники административного  процесса надлежащим образом использовали предоставленные им права и возложенные  на них обязанности.

     Принцип гласности административного процесса заключается в публичности процесса и его доступности гражданам. Процесс ведется, как правило, открыто, за исключением случаев, когда это  противоречит интересам охраны государственной  или служебной тайны, а также  сохранению сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.

     Участникам  процесса предоставляется возможность  беспрепятственно пользоваться процессуальными  правами, знакомиться с материалами  дела, документами и так далее.

     Принцип экономичности процесса содержит два  начала: а) начало быстроты, в соответствии с которым орган должен вести  процесс без затяжек и волокиты, и б) начало экономии, требующее того, чтобы процесс проходил с возможно меньшими расходами и затратами  времени сторон и других лиц, участвующих  в процессе.

     Экономичности процесса во многом способствуют установленные  законодательством точные сроки, в  течение которых должно быть рассмотрено  и разрешено то или иное управленческое дело, исполнено принятое по делу решение.

     Принцип ведения дела на государственном  языке означает, что процесс ведётся  на белорусском или русском языке. Лица, не владеющие языком, на котором  ведется процесс, могут давать пояснения, заявлять ходатайства и т.п. па родном языке через переводчика.

     Принцип двустепенности административного  процесса означает такое правило, согласно которому участники разбирательства  по административному делу и прежде всего стороны, чьи права и  интересы устанавливаются в ходе процесса, могут обжаловать любое  первичное действие органа или лица, рассматривающего данное дело.

     Особо следует подчеркнуть, что обжалованию  может подлежать решение первой инстанции в соответствующую  вторую инстанцию - вышестоящий орган  государственного управления, суд или  какой-либо другой орган, в зависимости  от характера административного  дела или законодательного установления.

     Вместе  с тем принцип двустепенности административного процесса исходит  из нецелесообразности обжалования  второй инстанции в соответствующие  вышестоящие органы. Например, решение  городского (районного) суда, вынесенное по жалобе гражданина на постановление  административной комиссии, является окончательным и обжалованию  не подлежит.

     Согласно  принципу ответственности за нарушение  правил процесса и за принятый акт (решение) должностные лица, виновные в нарушении  правил процесса или принятии незаконного  акта, несут дисциплинарную или уголовную  ответственность. 

Информация о работе Сущность и принципы административного процесса