Судебная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что построение правового государства в нашей стране немыслимо без создания сильной и независимой судебной власти, осуществляющей свою деятельность на основе общепризнанных демократических принципов отправления правосудия. Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции. Актуальность и значение рассматриваемой темы предопределяются тем обстоятельством, что согласно Конституции РФ судебные органы являются единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Целью осуществления правосудия является защита конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций.

Содержание работы

Введение 3
1.1История становления и развитие судебной власти в РФ 6
1.2 Понятие и признаки судебной власти на современном этапе 10
1.3 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации 16
2. Организация судебной власти в России 19
2.1. Суды конституционной юрисдикции 19
2.2. Суды общей юрисдикции 28
2.3 Суды арбитражной юрисдикции 31
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИ………………………………………………………………………………………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....47

используемые источники и нормативные правовые акты 50
Научная и Учебная Литература……………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Судебная власть в РФ2.docx

— 113.29 Кб (Скачать файл)

Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения  по вопросам судебной практики.Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.Особое место в деятельности Верховного Суда РФ занимает его Пленум. В его состав входят все судьи Верховного Суда, а задачей является обеспечение единства судебной практики в Российской Федерации путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства.В отличие от нормативных актов разъяснения Пленума не носят обязательного характера, но они ориентируют суды всех уровней на одинаковый подход к применению правовых норм.В соответствии с компетенцией Верховного Суда РФ формируется его внутренняя структура.В состав Суда входят три судебные коллегии: по гражданским, по уголовным делам и Военная коллегия.Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей: Председатель Суда, его заместители, шесть судей, представляющих судебные коллегии.Внутри судебных коллегий по гражданским и уголовным делам образованы судебные составы, как правило, по зональному принципу.Работу судей обеспечивает аппарат Суда, общей численностью свыше 500 работников, объединенных в управления и отделы.Значительное количество работников аппарата Суда позволяет справляться с большими объемами работы.

Ежегодно  в Верховном Суде РФ рассматривается  свыше 6,6 тыс. дел по первой и второй инстанциям, пересматривается около 5 тыс. дел в порядке надзора, кроме  того, в Верховном Суде РФ разрешается  свыше 100 тыс. жалоб на вступившие в  законную силу приговоры и решения  судов Российской Федерации30.

В соответствии с требованиями Закона о статусе  судей31 судьей Верховного Суда РФ может стать гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ должны быть установлены федеральным конституционным законом (ст. 128 Конституции РФ).Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов  общей юрисдикции они занимают положение  судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами судов  общей юрисдикции соответствующих  субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей  юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и  в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей  и аппарата суды различаются между  собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении  районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается  Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом  при Верховном Суде РФ.

 

 

2.3 Суды арбитражной юрисдикции

 

В ст. 23 Закона о судебной системе закреплены основы правового статуса Высшего Арбитражного Суда РФ. При этом не только воспроизводится ст. 127 Конституции РФ (ч. 1, 3, 5 Закона), но и развиваются ее положения, указывается, что Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Федерации, а также что Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Более подробная  характеристика Высшего Арбитражного Суда РФ невозможна без учета законодательства об арбитражных судах. Речь идет прежде всего о Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации»32 и АПК РФ33 за исключением отдельных положений.

Высший  Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами. Эта норма воспроизводит  ч. 1 ст. 127 Конституции РФ. Ни Конституция РФ, ни комментируемый Закон не дают определения экономического спора34.

Определено, что арбитражному суду подведомственны  дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической  деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры  и рассматривают иные дела с участием юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального  предпринимателя, приобретенный в  установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных  федеральными законами, с участием образований, не имеющих статуса  юридического лица, и граждан, не имеющих  статуса индивидуального предпринимателя.

В деятельности арбитражных судов и Высшего  Арбитражного Суда РФ все больше места  занимают споры о признании недействительными  ненормативных актов государственных  органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих  законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и  законные интересы юридических лиц  и граждан-предпринимателей, в частности, о признании недействительными  решений налоговых органов, органов  валютного контроля, а также о  применении санкций за нарушения соответствующего законодательства35.

В целом  количество рассматриваемых в арбитражных  судах споров, возникающих из административно-правовых отношений, возрастает значительно большими темпами, чем иных категорий споров: в 20012 г. административные споры составили почти 41% от общего числа дел, рассмотренных арбитражными судами36.

Высший  Арбитражный Суд РФ является вышестоящей  судебной инстанцией по отношению к  федеральным арбитражным судам  округов и арбитражным судам  субъектов Федерации. Высшим Арбитражным  Судом может быть пересмотрен  любой судебный акт этих судов. Однако делается это через процедуру  надзорного производства. Объясняется  такое положение тем, что в  системе арбитражных судов уже  существуют две стадии пересмотра дел, когда для возбуждения судебной процедуры достаточно только инициативы лиц, участвующих в деле: апелляционное  и кассационное производство.

Часть 2 ст. 13 ФКЗ<<об арбитражных Cудах РФ>> предусматривает, что постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.

Постановления Пленума являются основным средством  обеспечения единообразия судебной практики по применению законодательства. В целях достижения единства практики судов общей юрисдикции и арбитражных  судов по вопросам, имеющим общее  значение, принимаются совместные постановления  Пленума Верховного Суда РФ и Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ.

Кроме того, практика деятельности арбитражных  судов выработала, а закон закрепил еще одну форму обеспечения единства судебной практики. Речь идет о ст. 16 Закона об арбитражных судах, которая  установила, что Президиум Высшего  Арбитражного Суда РФ рассматривает  отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды Российской Федерации.

Высший  Арбитражный Суд РФ действует  в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Федеральные арбитражные суды округов - новое  явление в законодательстве о  судоустройстве. Они не привязаны  к существующему территориальному делению, что устраняет возможное  влияние местных факторов на разрешение спора. И в этом смысле они являются гарантией равной защиты прав участников спора, находящихся на территории разных субъектов Федерации, и проведения в жизнь принципа единого экономического и правового пространства. В то же время, действуя не на всероссийском  уровне, они реально независимы от центральных органов всех ветвей государственной власти.

Таким образом, можно сказать, что сложившаяся  в России система арбитражных  судов обладает рядом очевидных  достоинств, отличающих ее от системы  судов общей юрисдикции. Во-первых, быстрота рассмотрения арбитражными судами экономических споров. Во-вторых, наличие специализации судей, что положительно сказывается на качестве выносимых судебных актов. В-третьих, наличие окружных судов, образуемых независимо от существующего административно-территориального деления

 

3.Перспективы развития реформы Судебной Власти в России

 

Необходимость по-настоящему действенной, а не только декларируемой реформы судопроизводства продиктована целым комплексом факторов и причин, а успешность ее осуществления  влечет за собой систему социально-экономических  преобразований, в том числе в  области защиты прав человека и привлечения  внутренних и иностранных инвестиций, как приоритетных направлений в  развитии государства.

Вполне  справедливо может возникнуть вопрос, почему на первый план выдвинуто реформирование суда в качестве приоритетной основы. Ведь практически все государственные  и социальные институты подверглись  за последнее десятилетие пагубной «коррозии» - после реформирования административно-командной системы одни из них плавно трансформировались в очаги коррупции и беззакония, а другие преобразовались в бесформенные и бесцельные островки хаотичной инертности или имитации деятельности, не привязанной к достижению конкретных общественно значимых результатов. На этом фоне успехи и действенное функционирование отдельных институтов выглядит как исключительное проявление героизма.

Действительно, практически все государственные  институты нуждаются в реформе, но отнюдь не в такой, которая была формально проведена в 90-х годах XX века. Еще одну подобную псевдореформу страна просто не переживет. В этих условиях наибольшую остроту приобретает преобразование знаковых государственных и социальных институтов, таких как судебная система. Именно деятельность суда отвечает на вопросы:

-насколько защищены права гражданина и юридического лица;

-насколько действенны правовые нормы;

-насколько цивилизованно общество, в котором функционируют данный суд;

-насколько реальна правовая система государства, в котором правит закон, а не феодальные установки37.

С учетом сказанного есть основания утверждать: судебная система как раз и  является действенным инструментом для осуществления реальных преобразований, ибо чиновник сколь угодно долго  и многовариантно может злоупотреблять правами, не знать законов, неправильно  трактовать их, но в конечном счете суд, компетентный и беспристрастный, поставит все на свое место.

Аналогично  рассматривается вопрос относительно массовых нарушений прав человека, систематического игнорирования прав потребителя, создания комплекса незаконных административных преград предпринимателю. Действия представителей органов власти и управления, попирающие либо волюнтаристски трактующие законодательство, действия одномерно и стяжательски ориентированных коммерсантов, получивших возможность долго и системно выстраивать пирамиды беззакония должны быть нейтрализованы системой полного, объективного, всестороннего рассмотрения общественных конфликтов и справедливым, вынесенным на основании закона решением, выполняющим в данном случае функцию гибкого и оперативного инструмента государственного регулирования общественных отношений.

Суд непременно должен стать авангардом социальных и государственных преобразований. Уместна аналогия: хорошо, когда  реформируется вся армия, но когда  это невозможно сделать сразу, в  том числе по финансовым причинам, начинают, как правило, с элитных  частей, играющих ключевую роль для  обороны страны.

Реформировать в одночасье многомиллионную  и зачастую инертную армию чиновников невозможно, но надо начинать с чего-то, причем с приоритетного.

Из комплекса  факторов, влияющих на реформирование суда, и комплекса факторов, благодаря  которым суд формирует эффективный  инвестиционный климат и надежно  защищает права и законные интересы человека, следует выделить:

-идеологический фактор;

-экономический, в том числе инвестиционный, фактор (деньги никогда не пойдут в страну судебного произвола и правовой незащищенности юридических и физических лиц, которые тоже крайне осторожно будут инвестировать собственные средства в свое государство, игнорирующее их права и не создающее механизмов для их защиты);

-фактор международного права;

-факторы, затрагивающие комплексный механизм функционирования суда и деятельности судей, в том числе социальный статус суда и судей, их престиж, материальное стимулирование, личную безопасность, контроль и ответственность, подготовку и образование.

Отнюдь  не случайно идеологический фактор применительно  к судебной системе выдвинут на первое место. На сегодняшний день это основной конструктивный фактор, влияющий на деятельность суда. Только патриотизм судей, которые, несмотря на весь накопленный негатив социальных язв современной России, исходят при выполнении своих профессиональных обязанностей не из сиюминутной выгоды, не из оценки сложившейся в стране ситуации как раз и навсегда данной, видят свою роль не в «хамелионизации» к этой ситуации, а исходят из адекватного понимания гражданского долга, может и должен встать преградой на пути окончательной деградации общества. К сожалению, о подобном понимании судейским корпусом чувства долга можно говорить лишь как о неустойчивой тенденции.

Основная  задача судебной власти в Российской Федерации сформулирована не только как укрепление законности, но и  как защита личных имущественных  и неимущественных прав граждан. Так, граждане страны имеют право  на судебную защиту от посягательств  на честь и достоинство, жизнь  и здоровье, на личную свободу и  имущество.

Приоритет защиты прав и законных интересов  гражданина стал прямым следствием не только развития национального законодательства, но и влияния норм международного права. Основные принципы и правовые конструкции, определяющие развитие институтов материального и процессуального права, в частности законодательства об основах судоустройства, о статусе судей, уголовно-процессуального законодательства, были заложены в важнейших международно-правовых документах, таких как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 194838 г. Согласно ее ст.10 «каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом».

Информация о работе Судебная власть