Судебная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что построение правового государства в нашей стране немыслимо без создания сильной и независимой судебной власти, осуществляющей свою деятельность на основе общепризнанных демократических принципов отправления правосудия. Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции. Актуальность и значение рассматриваемой темы предопределяются тем обстоятельством, что согласно Конституции РФ судебные органы являются единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Целью осуществления правосудия является защита конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций.

Содержание работы

Введение 3
1.1История становления и развитие судебной власти в РФ 6
1.2 Понятие и признаки судебной власти на современном этапе 10
1.3 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации 16
2. Организация судебной власти в России 19
2.1. Суды конституционной юрисдикции 19
2.2. Суды общей юрисдикции 28
2.3 Суды арбитражной юрисдикции 31
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИ………………………………………………………………………………………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....47

используемые источники и нормативные правовые акты 50
Научная и Учебная Литература……………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Судебная власть в РФ2.docx

— 113.29 Кб (Скачать файл)

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ конституционное судопроизводство является самостоятельным способом осуществления судебной власти. Закон о Конституционном Суде РФ не предусматривает возможности применения в конституционном судопроизводстве норм гражданско-процессуального, уголовно-процессуального либо административного (процессуального) законодательства. Конституционное судопроизводство - процессуальная форма деятельности конституционных судов. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды также могут решать вопросы конституционности актов, однако только Конституционный Суд РФ может признать закон неконституционным27.

Общая характеристика полномочий Конституционного Суда РФ содержится в ст. 125 Конституции РФ. В рамках конституционного судопроизводства решаются исключительно вопросы  права. Конституционный Суд РФ при  осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию  других судов или иных органов (ч. 3 и 4 ст. 3 Закона о Конституционном  Суде).

В этих нормах закреплен принцип связанности  Конституционного Суда РФ компетенцией всех других судов. В рамках конституционного судопроизводства решаются только конституционные  споры, проблемы конституционности.

В ч. 2 ст. 18 Закона о судебной системе закреплено положение о том, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. В ней воспроизведена норма ч. 3 ст. 128 Конституции РФ, носящая бланкетный характер. Именно поэтому в ст. 2 Закона о Конституционном Суде закреплено, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и названным Законом. Перечень полномочий Конституционного Суда РФ, столь подробно прописанный в Конституции РФ, тем не менее не является исчерпывающим28.

Части 2-5, 7 ст. 125 Конституции РФ определяют основные полномочия Конституционного Суда РФ по разрешению дел. Данные группы полномочий реализуются в пяти основных судебных процедурах: 1) процедура разрешения дел о соответствии федеральной Конституции нормативных актов государственных органов, договоров между ними, а также не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; 2) процедура проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов; 3) процедура разрешения споров о компетенции; 4) процедура официального толкования Конституции РФ; 5) процедура дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ обладают только те органы государственной власти, которые названы в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ. Такое право появляется у них сразу после промульгации (официального обнародования) закона, вступления в силу иного нормативного акта, вне связи с конкретными делами. В этой процедуре возможно рассмотрение дел и до того, как сложится определенная правоприменительная практика. Именно поэтому она называется процедурой абстрактного нормоконтроля.

По жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Поэтому данная процедура именуется процедурой конкретного нормоконтроля29. Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. устанавливается:право суда при рассмотрении конкретного дела решать вопрос о соответствии акта государственного и иного органа, а равно должностного лица конституции (уставу) субъекта Российской Федерации (ст. 5);общая характеристика компетенции конституционных (уставных) судов (ч. 1 ст. 27);распространение принципа единства статуса судей в Российской Федерации на судей конституционных (уставных) судов (ст. 12);обязательность судебных постановлений конституционных (уставных) судов (ст. 6);участие судей конституционных (уставных) судов в региональных органах судейского сообщества (ст. 29).Законодательными актами субъектов Федерации в соответствии с упомянутым Федеральным конституционным законом регулируются следующие вопросы деятельности конституционных (уставных) судов как органов судебной власти регионов:порядок создания и упразднения деятельности конституционных (уставных) судов (ст. 17);порядок назначения (избрания) судей, председателей и заместителей председателей конституционных (уставных) судов (ст. 13);процедура рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции конституционных (уставных) судов (ч. 3 ст. 27);финансирование конституционных (уставных) судов за счет бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 27).В соответствии с формулировкой нормы Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. конституционные (уставные) суды «могут создаваться» (ч. 1 ст. 27), т.е. их формирование не является обязательным для субъектов Российской Федерации. Как правило, вопрос о создании конституционных (уставных) судов в регионах решается в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, далее принимается закон, регулирующий порядок их организации и деятельности, и, наконец, решается вопрос о реальном формировании и начале деятельности соответствующего суда.

Численный состав конституционных (уставных) судов, как правило, небольшой и  варьируется в пределах 5-9 судей.

Мировые  судьи. Вопрос  о их воссоздании обсуждался в процессе проведения  судебной  реформы 1992-1994г.г. и был  решен Федеральным конституционным законом от 31  декабря 1996 года г. « О судебной системе Российской  федерации». Устанавливалось, что  мировые  судьи входят в единую  систему страны (ст. 4), являются судами субъектовРоссийской Федерации, рассматривают гражданские, административные и уголовные дела (ст. 28), а непосредственной вышестоящей судебной инстанцией для них являются районные суды (ст. 21).Принципиальные установки Федерального конституционного закона были развиты и детализированы в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. <-0 мировых судьях в Российской Федерации». Согласно этому Закону в редакции от 30 ноября 2004 г. мировые судьи в Российской Федерации являются судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и ".ходят в единую судебную систему России. Полномочия, порядок соз ...ния и деятельности мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, упомянутым Федеральным законом, иными федеральными конституционными и федеральными законами. С учетом их положения как судов субъектов Российской Федерации порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Во всех случаях вступившие в  силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными  для всех без исключения органов  власти (федеральных, региональных и  местного самоуправления), общественных объединений, должностных лиц, юридических  лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.Компетенция мировых судей включает их полномочия по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел, которые мировой судья единолично рассматривает в первой инстанции.Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы (ст. 31 УПК РФ), за исключением некоторых преступлений (неосторожные убийства, развратные действия, незаконное предпринимательство и ряд других), отнесенных к подсудности федеральных судов.

К делам, рассматриваемым мировым  судьей, относятся, например, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, угроза убийством, заражение  венерической болезнью (гл. 16 УК РФ), разглашение  тайны усыновления (удочерения), злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (гл. 20 УК РФ) и другие. Гражданские дела: о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, независимо от цены иска; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи искового заявления; дела, возникшие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом.Кроме того, мировой судья полномочен рассматривать дела о выдаче судебного приказа, т.е. постановления судьи, вынесенного по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. Судебный приказ выдается по бесспорным требованиям и имеет силу исполнительного документа (ст. 23 ГПК РФ).Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями в тех случаях, когда в соответствии с действующим законодательством их разрешение отнесено к компетенции мирового судьи.Согласно Кодексу об административных правонарушениях мировыми судьями разрешаются все дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции суда, кроме дел, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также о правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, которые рассматриваются районными судами (ст. 231).Кроме рассмотрения упомянутых дел по первой инстанции, мировой судья полномочен рассматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.Судебные участки-территория района или части района, на которой осуществляют свою деятельность мировые судьи.Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации. Такой порядок связан тем, что финансирование мировых судей производится из федерального бюджета и одновременно с образованием судебных участков. Правительству Российской Федерации дается поручение о проведении соответствующих расходов в рамках средств, выделенных на содержание мировых судей.Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации на основании принятых федеральных законов об общем количестве судебных участков и числе мировых судей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. С учетом нагрузки районных судов, криминогенной обстановки, кадровых возможностей и материального обустройства суда (подбор

Помещения, оплата работников аппарата) законом субъекта Российской Федерации  выдеделяются количество участков в районе, их границы, наименование и решаются иные вопросы, отнесенные к компетенции субъекта Федерации.

Согласно упомянутому Федеральному закону от 17 декабря 1998 г. судебные участки  создаются из расчета численности  населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных  образованиях с численностью населения  менее 15 тысяч человек создается  один судебный участок. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» в редакции от 27 мая 2003 г. на территории Российской Федерации создается около 7000 судебных участков.Формирование мировых судов включает отбор кандидатов, процедуры назначения их на должность, решение вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением деятельности мировой юстиции.Требования, предъявляемые к мировому судье, соответствуют общим подходам, относящимся к федеральным судьям Российской Федерации. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.Мировые судьи не вправе быть депутатами представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимающее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) срок полномочий судьи устанавливается также законом субъекта Федерации, но не может быть менее пяти лет.

Полномочия мирового судьи могут  быть приостановлены и прекращены в  порядке, который установлен Законом  Российской Федерации «О статусе  судей в Российской Федерации».На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные федеральным законодательством,Финансирование расходов на заработную плату и социальные выплаты, предусмотренные федеральным законом, осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Должностные оклады мировых судей устанавливаются в размере 60% (для мировых судей в городах федерального значения — 64%) от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти субъ-' екта Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штаты аппарата устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Федерации. Работники аппарата являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Построение  правового государства в РФ немыслимо  без создания сильной и независимой  судебной власти.

2.2. Суды общей юрисдикции

Суды общей  юрисдикции состоят из: 

-высшее звено – Верховный суд РФ;

-среднее звено – Верховный суд республик, краевые и областные суды; суды городов федерального значения; суды автономной области и автономных округов; военные суды;

-низшее звено – районный суд; мировой судья.

Согласно  ст. 19 Закона о судебной системе Верховный  Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей  юрисдикции.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей  юрисдикции, включая военные и  специализированные федеральные суды.Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции.Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Информация о работе Судебная власть